Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бесединская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
Исследовательский проект
«Покормите птиц зимой»
Подготовила: воспитатель
групп дошкольного образования
Косынко Оксана Алексеевна
2019
Актуальность темы:
В наше время природа, как окружающая среда достаточно полно представлена в экологическом образовании. Но без готовности ребенка «видеть и чувствовать» мир природы, без развития эмоциональной среды и симпатии ко всему живому, мир природы так и остается «окружающей средой», не становясь частью внутреннего мира ребенка. Научить детей сочувствовать, сопереживать, размышлять над отношением людей к природе и при этом переживать гнев и боль от жестокости человека и получать удовольствие и радость от добрых благородных поступков – вот то, от чего зависит формирование основ личности и экологической культуры.
Ведь то, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью.
Участие в проекте не только детей и педагогов, но и родителей, а также жителей поселка, способствует формированию ответственного отношения к природе, желание беречь ее и заботиться о братьях наших меньших.
Широкий спектр структурных компонентов проекта позволяет сделать данную работу интересной и привлекательной.
Гипотеза:
если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
Цель проекта:
экологическое просвещение детей и родителей, оказание помощи птицам в зимний период.
Задачи:
- приобщение детей и родителей к природоохранной деятельности как к одному из средств формирования экологической культуры;
- формирование бережного отношения к природе, в частности к птицам;
- развитие инициативы и творческого потенциала всех участников проекта;
- укрепление детско-родительских отношений и отношений группы дошкольного образования с родителями;
- формирование умения наблюдать, сравнивать и обобщать полученную информацию, в ходе проводимых экспериментов;
- отражать свои наблюдения в речи, составлять связный рассказ.
Тип проекта:
По продолжительности – краткосрочный
Время проведения проекта: с 10 декабря 2018 года по 15 февраля 2019
По составу участников проекта – групповой
Участники: дети и родители группы №3, воспитатель
По направленности деятельности участников познавательно-исследовательский
Этапы реализации проекта: 1-й этап (информационный): - оповещение всех детей и родителей группы о проведении проекта «Покормите птиц зимой» (размещение объявления в раздевалке, беседы); - изготовление агитационных листовок для жителей села Беседино. 2-й этап (практический): Проведение тематических мероприятий:
Чтение художественных произведений: стихов, рассказов, загадок, сказок о птицах
Декабрь-февраль
Составление рассказов о птицах по картинкам
Декабрь-февраль
Заучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой»
10 декабря
Изготовление листовок «Покормите птиц зимой»
12 декабря
Развешивание листовок в селе Беседино
14 декабря
Изготовление родителями кормушек для птиц и сбор корма (мини-акция «С каждого по зернышку»)
17 декабря-
Вывешивание кормушек и организация дежурства по их обслуживанию
24 декабря
Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам
27 декабря
Декабрь-февраль
Дидактические игры: «Найди лишнюю птичку», «Голоса птиц», «Это что за птица?», «Чья птица дальше улетит?», «Каких птиц зимой не увидишь?», «Один-много», «Собери картинку».
Декабрь-февраль
Рисование на тему «Сидят на ветках снегири сияют словно фонари»
10 января
Аппликация «Снегири»
Подвижные игры: «Птички в гнездышке», «»Вороны и собачка», «Птички и кошка», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Попрыгай как..»
16 января
Декабрь-февраль
НОД по познавательному развитию «Зимующие птицы нашего края»
24 января
Викторина «Что мы знаем о птицах?»
1 февраля
Просмотр электронных презентаций: «Зимующие птицы», «Наши друзья – птицы».
7 февраля,
14 февраля
3-й этап проекта: (итоговый): - подведение итогов проекта; - награждение победителей; - выступление на педагогическом совете (показ презентации); - статья в газету «Сельская новь».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Проект будет способствовать созданию условий для успешной социализации детей групп дошкольного образования, их личностного развития и развития творческого потенциала всех участников проекта.
- Данный вид деятельности сплотит детей и родителей, родителей и группы дошкольного образования, группы дошкольного образования и жителей села. Особое значение для развития личности дошкольников будут иметь усвоенные ими уроки доброты, сочувствия, сопереживания, уроки представлений о взаимосвязи природы и человека.
- Дети научатся наблюдать за птицами, делать выводы и использовать свои знания при взаимодействии с живой природой.
- Сформируется чувство сотрудничества и взаимопомощи.
- Научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
- Дети получат знания о птицах, узнают о необходимости помогать им в зимний период.
- Сформируют желание покормить птиц зимой, приобретут опыт доброжелательного общения со сверстниками во время исследовательской деятельности по проекту.
Заключение:
1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Вывод:
в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
Наблюдение за кормушками
Дата
27.12.2018
Температура воздуха
Количество птиц
28.12.2018
-7
Какие птицы прилетают
29.12.2018
3
-8
10.01.2019
4
4 синицы, 8 воробьев
-9
3 синицы, 4 воробья
11.01.2019
3
-5
15.01.2019
2
6 синиц, 8 воробьев
-6
2 синица, 8 воробьев
16.01.2019
-3
2
18.01.2019
4 синицы, 7 воробьев
1
-6
21.01.2019
-1
3 синицы, 6 воробьев
3
6 воробьев
24.01.2019
1
-7
25.01.2019
2 синицы, 2 воробья
2
-11
28.01.2019
3 синицы, 3 воробья
3
-16
7 синиц, 11воробьев
-2
30.01.2019
5
1 снегирь, 8 синиц, 12 воробьев
1
1.02.2019
0
5.02.2019
2 синицы
1
-2
7.02.2019
+1
2
1 воробей
1 воробей, 3 синицы
-
11.02.2019
0
-
14.02.2019
-
+2
-
-
+1
-
1
1 синица
Выставка кормушек.
Консультация для родителей
«Как сделать кормушку» .
Уход за кормушками
Мы их смастерили из того что было.
Вывешивание кормушек
Акция «Покормите птиц зимой» (подготовка и развешивание листовок)
Непосредственно образовательная деятельность «Сидят на ветках снегири сияют будто фонари»
Аппликация «Снегири»
Корм для птиц, который использовали на кормушках
Виды птиц
Корм
Синицы, дятлы
Способ подкормки
Нежареные семена подсолнуха, конопли, тыквы Сливочное масло, черствый пшеничный хлеб, несоленое сало.
Сойка, синицы, дятлы
Шишки, желуди, орехи
Насыпают на кормовой столик, сало и масло подвешивается рядом с кормушкой.
Воробьи, сизый голубь
Кладутся на кормовой столик, орехи можно подвесить в виде бус
Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые)
Снегирь, щегол, чечетка
Пучки сорных трав-лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.
Свиристель, дрозды; снегирь и др. зерноядные птицы
Насыпается на кормовой столик
Привязываются на ветки кустов или деревьев невысоко от земли, втыкают в снег.
Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины
Синицы, воробьи, сойка, сизый голубь, поползень и др. птицы
Крошки черствого пшеничного хлеба
Привязываются на ветки кустов или деревьев невысоко от земли, кладутся на кормовой столик.
Снегирь, свиристель
Насыпаются на кормовой столик, делается небольшая кормушка из буханки пшеничного хлеба
Семена клена и ясеня
Синицы, поползень, дятлы, сойка
Кусочки несоленого сала, мяса, жира
Черный дрозд
Насыпаются на кормовой столик
Подвешивается рядом с кормушкой в виде бус.
Яблоки
Кусок фанеры пробивают гвоздем, на который крепиться яблоко
Приложение 1
Приложение 2
Правила подкормки птиц 1. Во время подкормки птиц не сорите в парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки. 2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными. 3. Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала. 4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц. .
Акция «Покормите птиц зимой!» (статья в газету)
Приложение 3
Зима – трудное время для птиц, особенно если она многоснежная, как в этом году. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм. В группах дошкольного образования МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа» проводится проект "Покормите птиц зимой».
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц. Совместно с родителями изготавливают кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню». Целью проекта «Подкормите птиц зимой!» является создание условий для развития у детей познавательного интереса; формирование первоначальных представлений о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни, питания.
Родители и дети ответственно отнеслись к серьезному и нужному делу – изготовлению кормушек. За время проведения проекта было изготовлено немало кормушек из различного материала. Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах. Дети каждый день приходили с пакетиками зернышек и семечек, даже жители соседних домов приносят корм для птиц! Во время занятий художественным творчеством ребята рисовали птичек, делали поделки, аппликации.
При реализации проекта формируются навыки и умения грамотного поведения в природе, интерес к окружающей среде. Развиваются творческие способности, воображение детей. Воспитывается бережное отношение к природе, птицам.
Места расположения кормушек и краткая характеристика участков
№ участка
Наименование участка
1
2
Краткая характеристика участка
У центрального входа справа в здание групп дошкольного образования
Мини-кормушки на березе, расположенной вблизи площадки группы № 2
3
Расположен у центрального входа в здание групп дошкольного образования. Наиболее людное место, особенно утром и во время прогулок детей.
(3 кормушки)
Период наблюдения
Время наблюдения
(8 кормушек)
Расположен вблизи игровой площадки группы №2. Во время прогулок детей достаточно шумно.
На рябине, рядом с территорией групп дошкольного образования
Декабрь-февраль
4
10.00
Январь
(1 кормушка)
Спокойное место, удобное для размещения кормушек и наблюдения за поведением птиц.
На березе, возле здания котельной (1 кормушка)
5.
10.30
Февраль
Расположен в удаленном от людей месте, в непосредственной близости от здания котельной.
На подоконнике группы №3
10.30
Декабрь-февраль
Расположен на подоконнике группы (2-й этаж).
11.00
Декабрь-февраль
8.50
Таблица учета птиц на кормушках
(за период наблюдения с декабря по февраль)
Виды птиц
Количество птиц в кормушках
Воробьи
Кормушка №1
Снегири
Кормушка №2
11 птиц
У центрального входа справа в здание групп дошкольного образования
Синицы
8 птиц
Не наблюдали
Кормушка №3
У центрального входа справа в здание групп дошкольного образования
Не наблюдали
Дятел
Кормушка №4
7 птиц
Уцентрального входа справа в здание групп дошкольного образования
5 птиц
Не наблюдали
14 птиц
9 птиц
У забора территории групп дошкольного образования
Кормушка №5
Не наблюдали
1 птица
18 птиц
7 птиц
Кормушка №6
Не наблюдали
Возле здания котельной
Мини-кормушки вблизи площадки группы № 2
Не наблюдали
Особенности поведения
Не наблюдали
7 птиц
6 птиц
На подоконнике группы№3
Не наблюдали
Не наблюдали
12 птиц
5 птиц
Не наблюдали
Прилетают стайками. Отличаются конфликтным поведением.
10 птиц
Не наблюдали
Снегири птицы на кормушке не частые гости. Снегири предпочитают питаться в одиночестве.
6 птиц
Не наблюдали
Прилетают по очереди. Пугливы.
Не наблюдали
На кормушках очень осторожны.