Проект «Пословицы и поговорки
в современном русском языке».
Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Тип проекта: творческий, коллективная работа.
Участники проекта – обучающиеся 5 класса МБОУ «БСОШ №3 », учитель-предметник.
Тема «Пословицы и поговорки в современном русском языке»
Проблема: какую роль играют пословицы и поговорки в современном русском языке?
Объект исследования: речь учеников 5 класса.
Предмет исследования: пословицы и поговорки в речи.
Гипотеза: пословицы и поговорки живут вне времени, они всегда найдут путь к сердцам современных детей.
Цель проекта:
1. Выяснить, употребляют ли современные ученики в речи поговорки и пословицы.
2. Вспомнить отличие пословицы от поговорки, известных собирателей русских пословиц.
3. Определить основные тематические группы пословиц и поговорок. Пополнить активный словарный запас обучающихся пословицами и поговорками.
4. Доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи, что они являются прекрасным средством воспитания и развития школьников (выявить роль пословиц и поговорок в современном русском языке).
5. Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией.
Задачи проекта:
1. Провести диагностику уровня знаний пословиц и поговорок у учащихся 5 класса.
2. Изучить литературу по теме исследования.
3. Научиться употреблять пословицы в речевой деятельности.
4. Разработать презентацию «Пословицы и поговорки
в современном русском языке», в которой представить определенные группы пословиц русского; нарисовать иллюстрации.
Этапы работы над проектом.
Этап 1. Разработка проектного задания.
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, формирование групп и распределение ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс делится на группы, которые получают задания:
группа 1 – Путем анкетирования выяснить частоту употребления пословиц и поговорок в устной речи учащихся 5 класса.
группа 2 - Собиратели пословиц и поговорок.
группа 3 - Чем отличается пословица от поговорки?
группа 4 – Основные тематические группы пословиц и поговорок.
группа 5 – Подготовить итоговую работу по теме исследования.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация.
Задача этапа – коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками.
Подведение итогов проходит на уроке, в ходе которого ученики представляют результаты исследований.
Работая над проектом, ученики выяснили, что пользуются пословицами и поговорками люди среднего и старшего возраста, современные дети практически не используют их. Но, не смотря на это, устное народное творчество живо и сейчас: в современном мире появляется новые образные выражения, которые выросли из уже известных пословиц. Например, «Ученье — свет, а неученье — чуть свет и на работу», «Кто рано встает – тот от работы далеко живет», «Любишь кататься, купи проездной», «Назвался щебнем — полезай в кузов», и другие. Но стоит отметить, что эти пословицы ироничны и лишены мудрости.
Тематика пословиц безгранична. Они откликаются на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всём его многообразии, в них находят отражение бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические народные взгляды. Ребята смогли окунуться в мир пословиц и поговорок, увидеть их различия и научились применять полученные знания в повседневной жизни.
Наша гипотеза «пословицы и поговорки живут вне времени, они всегда найдут путь к сердцам современных детей» подтвердилась частично. Современные дети знают и понимают смысл пословиц, но употребляют их очень редко.
Таким образом, коллективная проектная деятельность, выполняемая обучающимися, и координируемая учителем ценна, поскольку позволяет самореализоваться каждому ученику независимо от способностей.
Данная работа может быть использована на уроках литературы при изучении темы «Пословицы и поговорки», при проведении классных часов.
Список литературы:
1. Г. С. Меркин Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. ООО «ТИД «Русское слово — РС»; Москва; 2015
2. И.В. Клюхина «Пословицы, поговорки и крылатые выражения. ФГОС». М- ВАКО, 2018.
3. В.П. Фелицына «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения». - М.:«Русский язык», 1988.
4. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007 2. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка», Москва, 1990.
5. Интернет ресурсы:
http://iamruss.ru/famous-russian-proverb/
http://tayny-yazyka.ru/poslovicy_i_pogovorki/sovryemyennyye
http://posloviz.ru/