Проектная работа
Воспитателей группы
« Капитошка»
Семиной Василины Александровны
Средний и старший возраст
« Правила пожарной безопасности»
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Участники проекта – дети разновозрастной группы.
Сроки проведения : 2 недели ( краткосрочный).
Задачи проекта:
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения,
Воспитывать в детях уверенность в своих силах,
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Познакомить с историей возникновения огня.
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Формировать чувство повышенной опасности огня – рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов.
Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Развивать творческие способности дошкольников
Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный
Составление паспорта.
Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
Подбор презентаций для просмотра.
Изготовление дидактических игр.
Подбор материала для опытов и экспериментов.
Подбор сюжетных картинок .
Работа с методическим материалом по данной теме
Подбор иллюстраций к занятию об истории возникновения пожарной службы.
2 этап – выполнение проекта
Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности.
Проведение дидактических , подвижных ,сюжетно – ролевых игр спортивного развлечения.
Дидактические игры «Найди электрические приборы и расскажи чем они опасны» , « Что нужно для работы пожарному» , « Подбери определение к слову пожарный».
Подвижная игра « Пожарные на ученье».
Чтение художественной литературы , загадывание загадок.
Рассматривание картин , рисование рисунков , изготовление книжек.
Экскурсии по детскому саду и в пожарную часть.
3этап – заключительный
Экскурсия в пожарную часть
в образовательный процесс ДОУ.
Система работы по данной проблеме включает:
- создание предметной среды (художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, макет перекрестка, дорожные знаки, настольно-печатные игры, альбом по дорожному движению, номера телефонов служб);
- совместную деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, дидактические игры, игры - занятия, вечера досуга, КВН, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них);
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Консультация:«Что нужно делать при пожаре? »
2. Индивидуальная беседа «Не оставляйте детей без присмотра! »
3. Наглядная агитация: настенно-тематический материал «Берегите детей от огня!
4. Участие в конкурсе семейного рисунка на тему «С огнем играть опасно – это всем должно быть ясно!
Игровая деятельность:
Цель: продолжать развивать кругозор детей, познакомить с особенностями работы пожарного, учить следовать выбранной роли.
Настольно-печатная игра «Опасные ситуации в доме», лото «Профессии», «Найди хозяина».
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».
Дидактическая игра «Собери картинку».
Дидактическая игра «Разложи картинки по порядку».
«Дидактическая игра «Пожароопасные предметы»..
Дидактическая игра «Что для чего?».
Сюжетно-ролевая игра «Наш дом».
Дидактическая игра «Что для чего?» Формировать понимание опасности при пользовании огнём. Закрепить знания о пожарной безопасности в быту.
ИГРА «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ».
Ведущая: Где с огнем беспечны люди
Там взовьется в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…
Дети: Пожар.
Ведущая: Раз, два, три, четыре
У кого пожар…
Дети: В квартире.
Ведущая: Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил…
Дети: Утюг.
Ведущая: Красный отблеск побежал
Кто со спичками…
Дети: Играл.
Ведущая: Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над…
Дети: Газом?
Ведущая: Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег…
Дети: Траву.
Ведущая: Кто в огонь бросал при этом незнакомые…
Дети: Предметы.
Ведущая: Помни каждый гражданин
Пожарный номер…
Дети: «01».
Ведущая: Дым увидел – не зевай
И пожарных …
Дети: Вызывай.
Пословицы и поговорки о пожаре:
1.Спички не игрушка, а огонь не забава.
2.Солома с огнем не дружит.
3.Не шути с огнем – обожжешься.
4.Малая искорка сжигает города.
5.Пожар слезой не зальешь.
6.От копеечной свечи Москва сгорела.
7.Спичка – невеличка, а огонь от нее великан.
8. Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.
9.Огонь не вода – охватит, не выплывешь.
10.Огонь не вода – пожитки не всплывают.
Художественная литература о пожаре.
Цель: формировать у детей понятие «домашний питомец», отличать его от домашних и диких животных, воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», проявлять заботу о питомцах, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память.
С.Я.Маршак «Пожар».
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол.
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал дает,
И сейчас же - в миг единый –
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
Вдаль несутся с гулким звоном.
Им в пути помехи нет.
И сменяется зеленым
Перед ними красный свет.
В пять минут автомобили
До пожара докатили.
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемет.
Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма - пожарный
Вынес Лену из окна.
Он, Кузьма, - пожарный старый,
Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ то смерти спас,
Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене,
Каска светится в огне.
Вдруг на крыше из-под балки
Чей-то крик раздался жалкий,
И огню наперерез
На чердак Кузьма полез.
Сунул голову в окошко,
Поглядел… «Да это кошка!
Пропадешь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!..»
Широко бушует пламя…
Разметавшись языками,
Лижет ближние дома,
Отбивается Кузьма,
Ищет в пламени дорогу,
Кличет младших на подмогу,
И спешат к нему на зов
Трое рослых молодцов.
Топорами балки рушат,
Из брандспойтов пламя тушат.
Черным облаком густым
Под ногами вьется дым.
Пламя ежится и злится
Убегает, как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака.
Вот уж бревна почернели…
Злой огонь шипит из щели:
«Пощади меня, Кузьма,
Я не буду жечь дома!»
«Замолчи, огонь коварный! –
Говорит ему пожарный.
Покажу тебе Кузьму!
Посажу тебя в тюрьму!
Оставайся только в печке,
В старой лампе и на свечке!»
На скамейке у ворот
Лена горько слезы льет.
На панели перед домом –
Стол, и стул, и кровать…
Отправляются к знакомым
Лена с мамой ночевать.
Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
Не зальешь огня слезами,
Мы водой потушим пламя.
Только чур – не поджигать!
Вот тебе на память кошка,
Посуши ее немножко!»
Дело сделано. Отбой,
И опять по мостовой
Понеслись автомобили,
Затрубили, зазвонили.
Мчится лестница, насос,
Вьется пыль из-под колес.
Вот Кузьма в помятой каске.
Голова его в повязке,
Лоб в крови, подбитый глаз –
Да ему не в первый раз.
Поработал он недаром –
Славно справился с пожаром.
С.Я.Маршак «Кошкин дом».
Тили - бом! Тили - бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила:
- Ой, спасите, потушите!
Бом – бом – бом!
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом.
Спешит уточка с ковшом,
А гусак - с котелком,
А лошадка - с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Дружно враз!
Раз! Раз!
И огонь погас!
Н.Пикулева. «Пожарная машина».
Пожарная машина
Проснулась по тревоге.
Пожарная машина
Помчалась по дороге.
Туда, где плачут дети,
Туда, где дым и жар
И развевает ветер
Пожар, пожар, пожар.
Не страшно ей нисколечко
Огню в глаза смотреть.
Но только бы, но только
Успеть, успеть, успеть.
Найти того, кто в доме,
И вырвать из огня!
Надежная команда
Сидит внутри меня.
Скрывается команда
В дыму, в дыму, в дыму,
Чумазых ребятишек
Несет по одному…
Нашли! Спасли! Живые!
Дрожит в глазенках страх.
И жалобно мяучит
Котенок
На руках…
Е.Ильин
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает словно флаг.
Нам огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
Е.Харинская.
Спичка – невеличка.
Кто, ребята, знает Вову?
Драчуна, лгунишку, реву?
Он при маме из дверей –
Спички в руки, руки в брюки
И на улицу скорей.
Вот он влез на сеновал,
Заглянул потом в подвал.
С крыши прямо на чердак –
Запустенье здесь и мрак…
И чего тут только нет:
Чей – то старый табурет,
Доски, ящики, кадушки,
Веники, щепа, и стружки…
Он позвал своих друзей:
«Шурка! Витька! Поскорей!
Вот играть – то где, ребята!
Чур, девчонок звать не надо.
Может нам костер разжечь…
Стружки нечего беречь.
Поиграем, а потом
Все затушим и пойдем».
Дл приказ он Шуре с Витей:
«К середине все гребите.
Соберите в кучу сор,
Мы зажжем сейчас костер».
Красной струйкой завелось,
Поскакало, понеслось.
Больше пламя, выше пламя!
«Ой, боюсь, сгорим мы сами!».
И ребята со всех ног
Наутек…
Ростом спичка невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
Е. Харинская . Сережа.
И папа, и мама Сережу бранят,
Со спичками сыну шалить не велят.
Однажды он спичку стащил со стола,
Она загорелась, его обожгла.
Заплакал Сережа, а папа сказал:
- Вот видишь, огонь и тебя наказал,
Кусаются спички, их трогать не смей!
А тронешь еще раз – укусят больней!
Сережа тихонько на палец подул,
Сережа пытливо на папу взглянул:
-Я больше не буду, но ты объясни.
А вас почему не кусают они?
А папа сказал:
- Нас спички боятся,
Мы знаем, как надо с огнем обращаться.
И спички не трогает больше Сережа.
О.Вациетис. Новый год.
Возле елки в Новый год
Водят дети хоровод:
Здравствуй, здравствуй, елочка,
Колкая иголочка!
Нас порадуй, поспеши.
Почему-то не идет
Коля к детям в хоровод.
Почему-то он сердит
И в углу один сидит.
-Встань-ка в круг скорее, Коля!
Чем ты Коля не доволен?
Видишь, Коля, Дед Мороз
Елку из лесу принес.
Говорит друзьям Николка
И при этом хмурит взгляд:
-Почему на нашей елке
Свечи нынче не горят?
С ними праздник веселей.
Эй! Сергей! Зажги скорей!
Взял Сережа коробок,
Вспыхнул хитрый огонек.
Огонек на елку прыгнул,
Изловчился, спичку выгнул.
«Хлоп» - и вспыхнула хлопушка.
«Хлоп» - еще горит игрушка.
«Хлоп» - и нет уже Снегурки.
Шишки тлеют, как в печурке.
Вместо снега тлеет вата.
В страхе мечутся ребята.
Дым валит со всех сторон.
Стойте, где здесь телефон?
С.Я.Маршак. Кошкин дом.
…А дома перед печкой
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновенье –
И легкий огонек
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.
Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним
И вдруг заголосили:
-Пожар! Горим! Горим!
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Как увидели грачи
Это пламя с каланчи,
Затрубили,
Зазвонили:
Тили – тили,
Тили – тили,
Тили – тили, тили – бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курочка с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух,
Поросенок – с решетом,
И козел – с фонарем.
Тили – бом!
Тили – бом!
Пожарный.
На машине ярко – красной
Мчимся мы вперед.
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных, ждет.
Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнем бороться будем
Смело день и ночь!
О спичках.
Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.
У взрослых пусть войдет в привычку – от детей их убирать.
Не на улицу, не в садик спички мы не будем брать.
Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать.
Спичками играть не будем, зажигалку не возьмем –
И себя мы не погубим, и квартиру сбережем.
Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмем,
Применять их будем в дело и пожар не разведем
Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
Загадки:
1.Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь.)
2.Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (Пожар.)
3.Все ест - не наедается,
А пьет – умирает.(Огонь.)
4.Летела мошка –
Осиновая ножка.
На стог села-
Все сено съела. (Спичка.)
5.То назад, то вперед
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе:
Продырявит море.(Утюг.)
6.Выпал на пол уголек,
Деревянный пол прожег.
Не смотри, не жди, не стой.
А залей его…(водой.)
7.Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те … (отнять.)
8.Если где хранится мусор
Или просто старый хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Мы метлу, лопату взяли
И быстрее все …(убрали.)
9.Он красив и ярко – красен, но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь.)
10.Маленький конек, вместо гривы – огонек. (Спички.)
11.Мчится кран со стрелой на большой машине, чтоб смогла пожар любой погасить машина. (Пожарная машина.)
12.Если дым валит клубами, пламя бьется языками, и огонь везде, и жар – это бедствие – (Пожар.)
13.Он дает тепло и свет, с ним шутить не надо, нет! (Огонь.)
14.Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты не тронь его рукой –
Искусает всю ладонь. (Огонь.)
15.Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
16.В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре.(Спички.)
Познавательная деятельность
Отгадывание загадок об огне.
Игровое занятие «Огонь добрый, огонь злой». Цель: дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня.
Занятие « Пожароопасные предметы». Цель: формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
Занятие «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем». Цель: углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером «01», по которому необходимо звонить в случае пожара; научить звонить в пожарную часть по телефону, вести диалог, называть домашний адрес.
Экскурсия по детскому саду. Цель: познакомить с уголком противопожарной безопасности, пожарным щитом, системой оповещения, средствами тушения пожара. Пословицы и поговорки о пожаре и огне.
Занятие «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой» Цель: расширить и углубить знания детей о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности.
Речевое развитие Составление рассказов по схематическим моделям «Мальчик – спички – пожар - пожарная машина». Составление рассказов со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода. Составление рассказов по пословицам «Солома с огнем не дружит», «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин». Творческий рассказ типа: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец». Рассматривание иллюстраций в книге к произведениям С. Маршака «Кошкин дом», Л Толстого «Пожар»
Занятие «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой».
Цель: обобщать представления о труде взрослых (труд на пользу государства – почетное и нужное дело); расширять и углублять знания о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности. Предварительная работа: Чтение произведений С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом». Чтение и пересказ Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». Знакомство с пожарным щитом и размещенными на нем средствами пожаротушения Материал: Фотографии пожарных машин, игрушки, мяч, ½ альбома, краски, кисти. Словарная работа. Звуковой сигнал, механическая лестница, пожарный рукав, ствол, струя.
Ход занятия. Воспитатель (показывая телеграмму). Телеграмма! Телеграмма! Я пришла к вам с почты прямо. У телеграммы срочной, Адрес очень точный: Детский сад107». Хотите узнать от кого телеграмма? Привет вам детвора Шлю со своего двора, Загадку отгадаете и меня узнаете. Дети, отгадайте загадку: Этот зверь живет лишь дома С этим зверем все знакомы. У него усы как спицы, Он мурлыча песнь поет, Только мышь его боится Угадали? Это … (кот) Молодцы, это кошка из произведения С.Маршака «Кошкин дом». Кошка хочет узнать, кто нам в современном мире оказывает помощь в тушении пожара. Знаете ли вы правила пожарной безопасности. Ребята, поможем кошке? Дети. Поможем. Воспитатель. Тогда скажите, кто же придет к нам на помощь по первому зову при пожаре? Да, это пожарные. Что вы знаете о труде пожарного? Дети. Работа пожарных трудная, тяжелая: при тушении огня они рискуют жизнью. Но их работа, очень нужна людям. Воспитатель. Почему вы считаете, что работа пожарных нужна людям? Дети. Они тушат пожары, спасают людей, их вещи. Воспитатель. Какими должны быть пожарные? Дети. Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными. Воспитатель. Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными? Дети. Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму. А это могут делать только люди с такими качествами. Воспитатель. Ребята, вы знаете, как одевались пожарные раньше, и что надевает современный пожарный? Для того чтобы вы об этом рассказали, я предлагаю поиграть вам в игру - аукцион «одежда пожарного раньше и сейчас». Послушайте правила. Дети, встаньте в круг. В центр я положу мяч. Тот, кто первым назовет предмет одежды пожарного, берет мяч. А затем передает мяч следующему, ответившему игроку. Выигрывает тот, кто последним получит мяч. Воспитатель. Хорошо поиграли. Дети, какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем (рассматривание фотографий)? Дети. Им помогают пожарные машины с водой, пеной, с механическими лестницами и насосами. Воспитатель. Как оборудована пожарная машина? Дети. В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни – синие, а также звуковой сигнал. Они нужны, чтобы другие машины уступали дорогу. Воспитатель. В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше. Раньше во время пожара горели целые дома и улицы, даже целые города. Подумайте: почему случались такие пожары? Дети. Раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лошадях, ехали медленно. Дома были деревянные, горели быстро. У пожарных были только бочки с водой, топоры, ломы. Воды было мало даже на один дом. Пожарные, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки. Воспитатель. Как раньше пожарные узнавали о пожаре? Как узнают теперь? Дети. Раньше в каждом большом селе и в городе была высокая башня – она называлась пожарной каланчой. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли где – не будь дымок. Воспитатель. А что нужно сделать сейчас, чтобы сообщить о пожаре? Дети. Нужно по телефону набрать «01». Воспитатель. Отчего происходят пожары? Дети. Пожары происходят от не соблюдения правил пожарной безопасности. Если люди оставляют без присмотра не выключенный телевизор, утюг, газовую плиту, если дети играют со спичками, шалят с огнем… Воспитатель. Профессия пожарного не легкая, требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу. Как в нашей стране отмечают людей, особо отличившихся на пожаре? Дети. Их награждают медалями. Воспитатель. Правильно, пожарных награждают медалью «За отвагу на пожаре». О них сложены стихи и песни, написаны картины. Многие пожарные погибли в огне военных пожаров, многие из них не вернулись с фронта. Священный огонь нашей памяти горит у подножия обелисков в их честь в Грозном, Санкт-Петербурге и других городах. В огонь Чернобыля пожарные шагнули первыми. Наше правительство высоко оценило их подвиг. Виктор Телятников, Виктор Кибенок, Владимир Правик удостоены высшей награды страны: им присвоено звание Героя Советского Союза. Какие произведения о пожарных и их помощниках вы знаете? Дети. Стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассказ Л.Толстого «Пожарные собаки»… Воспитатель. Дети, давайте создадим рисунки на тему «Пожарная безопасность». Но вначале давайте разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. Твои помощники, взгляни, (пальцы, начиная с указательного, Десяток дружных братцев, поочередно соединяются с большим) Как славно жить, когда они Работы не боятся. В любой работе сложной (сжимают и разжимают пальцы) Им равных не сыскать, А нам они сегодня Помогут рисовать. Воспитатель (в конце занятия). Что вы узнали сегодня на занятии? Дети. Если не соблюдать правила пожарной безопасности, то бывают пожары. В беде людям помогают пожарные. Пожарные должны быть сильными, смелыми
Экскурсия по детскому саду.
Цель: Дать детям понятие о противопожарном уголке в детском саду, о его назначении и ознакомить с предметами, которые имеются в уголке. Расширить знания о способах тушения пожара
. Ход занятия Воспитатель обращает внимание детей на противопожарный щит. — Как вы думаете, почему все предметы покрашены в красный цвет? (Все эти предметы предназначены для тушения пожара.) — Мы с вами рассматриваем противопожарный щит. Когда воз никнет пожар, взрослые здесь могут взять все необходимое для ту- шения огня (ведро, багор, топор, лопату, лом). — Назовите знакомые вам предметы, которые вы видите на этом щите. — Что взрослые могут делать этими предметами при возникновении пожара? (Ведром носить воду и заливать огонь. Топором вы- рубить часть охваченного огнем предмета, разбить окно или дверь, чтобы проникнуть в охваченное пламенем помещение. С помощью лопаты закидать огонь песком или землей.) — На противопожарном щите есть предмет, которого в другом месте мы не видим. Это — багор. Он имеет длинную ручку, и на ее конце согнутый металлический крюк. Багор очень нужен при пожаре. Им из помещения вытаскивают предметы, разбирают горящие деревянные стены. Ручка багра длинная, и потому огонь не достает того, кто им пользуется. — Огонь можно погасить не только водой. Помните, мы с вами тушили костер песком? Что стало с огнем? (Огонь потух.) — В противопожарном уголке есть ящик. Посмотрите, что в нем есть? (Песок.) — Для чего нужен этот песок? (Во время пожара песком можно потушить огонь. А это — кошма. Когда ее накинешь на пламя, огонь потухнет.) — В противопожарном уголке есть огнетушитель. Им могут пользоваться все взрослые. Этому их обучают. Направляют пенную струю на пламя, и оно гаснет. Мы рассмотрели все предметы на противопожарном щите. Как вы думаете, почему они все находятся на одном месте? (Это сделано для того, чтобы при необходимости взрослые могли легко найти нужный инвентарь.) Задание на дом: Расскажите о предназначении пожарного щита.
Экскурсия в пожарную часть.
Цель: ознакомить детей с пожарной техникой и людьми, которые работают на ней. Воспитать стремление и интерес к профессии пожарных. Ход занятия Воспитатель рассказывает о пожарных машинах, о применении сигнала «Сирена» при выезде на пожар. Приглашает детей к пожарной машине и предлагает рассмотреть ее. — Эта машина имеет красный цвет. Почему ее покрасили в такой цвет? (Чтобы ее было видно издалека, когда она спешит на пожар.) — Она имеет мигающий синий цвет, а также сирену. Для чего они нужны? (На пожар приходится спешить, а сигнал предупреждает, что едет пожарная машина. Все другие машины и пешеходы дают ей дорогу.) — К машине прикреплена лестница. Для чего она нужна? (По лестнице пожарные поднимаются на верхние этажи дома, чтобы тушить огонь.) (Пожарные показывают пожарные рукава и стволы.) — Для чего они нужны? (С помощью рукавов на огонь направляют воду, пену и тушат его.) — Чтобы по этим рукавам шла вода, водитель машины включает насос. Чтобы не получить ожогов, пожарные надевают специальные костюмы. (Один из пожарных продемонстрирует, как применять этот костюм.) — На голову надевается каска. Костюм защищает человека от огня. На лицо надевают специальный противогаз для защиты органов дыхания от дыма. Для чего это нужно? (Огонь очень коварный, и пожарные могут получить травмы.) Задание на дом. Предложить детям нарисовать пожарную машину, которая мчится на пожар.
Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар».
Цель: закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем. Ход занятия Воспитатель рассказывает детям, в каких случаях на помощь вызывают пожарных. Раньше, когда не было телефона, пожарные день и ночь дежурили на вышке, с которой просматривалась вся местность. Как только заметили огонь или дым, бойцы спешили туда. Теперь о пожаре сообщают по телефону. Помните ли вы номер, по которому вызывают пожарную команду? Это — номер 01. Теперь послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Пожар». В нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом. После чтения следует задавать детям вопросы. — От чего начался пожар в доме, где жила Лена? (Пожар начался потому, что она не послушалась матери и открыла дверцу печи. Тлеющий уголь выпал на пол, который загорелся.) — Кто спас Лену? (Лену спас пожарный Кузьма. Он много лет тушил пожары, спас немало взрослых и детей.) — На пожаре Кузьме надо было подняться по стене, пробраться сквозь пламя. Ничего не боялся Кузьма — ни высоты, ни огня. Что можно сказать об этом человеке? (Это — смелый человек.) — Как видите, неосторожность Лены привела к беде. Кузьма и его товарищи, рискуя жизнью, спасли девочку. После этого Лена с матерью остались без жилья. Так что детям надо быть осторожными с огнем. Задание на дом. Нарисовать картинки, иллюстрирующие прочитанное стихотворение.
Наша экскурсия в пожарную часть.
П
ожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности:
Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Правило 2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
Правило 3. Не суши белье над плитой (очень хорошо, если ты помогаешь маме, но очень плохо, если оно загорится).
Не суши над газом штаны после стирки,
А то от штанов останутся дырки!
Правило 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).
Правило 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).
Не отключив электроприбор,
М
ожно остаться без новеньких штор.
Правило 1. Если огонь небольшой, можно немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
Знает каждый гражданин
Этот номер — 01.
Если к вам придет беда —
Позвони скорей туда.
А если нету телефона,
Позови людей с балкона.
Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком — внизу дыма меньше.
Запомнить и взрослым необходимо:
Чаще в пожарах гибнут от дыма!
Правило 5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключится и ты задохнешься.
Правило 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
Правило 7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
Памятка для родителей
« Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»
Пожарная безопасность дома (в квартире)
1. Выучите и запишите на листке бумаги ваш адрес и телефон. Положите этот листок рядом с телефонным аппаратом.
2. Не играйте дома со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
3. Уходя из дома или комнаты, не забывайте выключить электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и т.д.
4. Не суши бельё над плитой. Оно может загореться.
5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверь. От выпавшего уголька может загореться дом.
6. Ни в коем случае не зажигай фейрверки, свечи или бенгальские огни без взрослых.
Газовая плита
1. Если вы почувствовали запах газа, не включайте свет и электроприборы, не зажигайте спички, а сразу же сообщите об этом взрослым. Срочно проветри комнату.
2. При запахе газа звоните в газовую службу от соседей. Телефон газовой службы 04.
3.Не играй в кухне , особенно при включенной газовой плите.
4. Уходя из дома, проверьте, закрыты ли газовые комфорки.
5. Никогда не висите на газовых трубах.
Электроприборы
1. Не пользуйтесь неисправными электроприборами.
2. Не дотрагивайтесь до электроприборов мокрыми руками.
3. Не пользуйтесь электроприборами в ванной.
4. Не накрывайте лампы и светильники тканью или бумагой.
5. Не оставляйте включенными утюг и др. электроприборы.
Домашние вещи
1 не играйте со спичками, зажигалками, свечами, бенгальскими огнями, петардами.
2. Не играйте с аэрозольными баллончиками.
Пожарная безопасность в деревне
1. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить уголёк или искра и стать причиной пожара.
2. Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьёзные ожоги.
3. Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку.
Пожарная безопасность в лесу
1. Пожар- самая большая опасность в лесу, поэтому не разводи костёр без взрослых.
2. Никогда не балуйся со спичками и не разжигай костёр в сухую и жаркую погоду. Достаточно одной спички или искры от фейрверка, чтобы лес загорелся.
3. Не выжигай траву под деревьями, на прогалинах,на полях и лугах.
4. Не оставляй на полянах бутылки или осколки стекла.
5. Если вы оказались в лесу во время лесного пожара, определите направление ветра и направление распространения огня. Выходите из леса в сторону откуда дует ветер.
6. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.
При пожаре в квартире
1. Вызовите пожарную охрану по телефону 01.
2. немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь.
3. Двигайтесь к выходу ползком или пригнувшись.
4. Накройте голову плотной мокрой тканью.
5 Дышите через мокрый носовой платок.
6. Сообщите о пожаре соседям, завитее на помощь.
7. Не пользуйтесь лифтом.