СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект программы воспитания обучающихся общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.

Просмотр содержимого документа
«Проект программы воспитания обучающихся общеобразовательной школы»

Проект программы воспитания обучающихся 6 класса

на основе разработки воспитательной системы класса "Я и МИР"


Макарова Екатерина Николаевна, учитель ГБОУ ООШ с. Колодинка, разработка в рамках обучения по модулю "Формирование воспитательного пространства школы"


Проблема:

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.

Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний МИР. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют.

Актуальность:

Слово «МИР» имеет множество значений – земной шар, человеческое общество, согласие, отсутствие вражды, ссоры. Все эти понятия сконцентрированы в названии воспитательной системы «Я и МИР»

«Я» – это личность подростка. «Мир» – все, то, что его окружает, связи, отношение к происходящему и самому себе.

Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.

Моделируя воспитательную систему класса, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности личности и коллектива, проблемы и недостатки воспитательной работы, современные условия действительности: нестабильность в социально-экономической жизни, разобщенность семьи и школы, неспособность некоторых родителей воспитывать своих детей, рост преступности, распространение подростковой наркомании и алкоголизма, низкий уровень правовых знаний у школьников.

Ведущий педагогический замысел моделирования и построения воспитательной системы связан с желанием – дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его индивидуальные способности, содействовать самоопределению личности в социуме..

Цель:

Данная воспитательная система реализует основную цель: создание условий для развития способностей каждого учащегося, формирования духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в новых условиях жизни.

Главным целевым ориентиром, ожидаемым результатом в реализации воспитательной системы является модель выпускника школы, содержащая нравственный, познавательный, коммуникативный, эстетический и физический потенциалы.

Нравственный потенциал:

  • восприятие и понимание общечеловеческих ценностей, таких как «любовь», «доброта», «порядочность», «терпение», «человек», «личность», «коллектив», «доверие», «знание», «забота»;

  • осознание возможностей, достоинств и недостатков собственной личности;

  • овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания;

  • умение планировать, организовывать, проводить и анализировать порученное дело.

Познавательный потенциал:

  • сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых интересов и склонностей;

  • умение развивать свои интеллектуальные способности;

  • способность адекватно действовать в ситуации выбора в учебной и внеучебной деятельности.

Коммуникативный потенциал:

  • усвоение основ коммуникативной культуры личности;

  • овладение навыками неконфликтного общения;

  • способность строить и вести общение в различных ситуациях;

  • определение своих профессиональных интересов;

  • умение находить, перерабатывать и использовать информацию.

Эстетический потенциал:

  • способность видеть и понимать гармонию и красоту;

  • сформированность эстетических вкусов, взглядов;

  • знание выдающихся произведений искусства, их авторов;

  • апробация себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве.

Физический потенциал:

  • развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости,

  • овладение простыми туристическими навыками,

  • принятие здорового образа жизни как основы своей жизнедеятельности;

  • умение управлять своим здоровьем;

  • физическое самосовершенствование.



Механизм функционирования и построения воспитательной системы.


Выбор направлений осуществлялся на основе и в соответствие с результатами диагностики, определением уровня развития и интересов обучающихся и обусловлен целевым ориентиром – моделью выпускника школы (Приложение 1).

Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.


Я и мир жизни

(профориентация, общение, социализация)

Задачи:

  1. Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний, умений.

  2. Овладение навыками и приемами бесконфликтного сотрудничества и общения с другими людьми.


Я и мир информации

Задачи:

  1. Обучение навыкам нахождения и переработки различной информации.

  2. Расширение пространства использования информации.


Я и мир нравственной гармонии

(нравственность, патриотизм)

Задачи:

  1. Воспитание преданности и любви к своему народу, к своему Отечеству.

  2. Формирование нравственной, правовой, политической и экологической культуры.

  3. Создание условий для формирования и развития свободной и ответственной, гуманной личности.


Я и мой собственный мир

(самопознание, самосовершенствование личности)

Задачи:

  1. Развитие умений контролировать свои поступки, мотивы, отношения.

  2. Психолого-педагогическое обеспечение процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования.


Я и мир здоровья, физического совершенства

(этика семейной жизни, здоровье)

Задачи:

  1. Усвоение этики семейной жизни, знаний и требований, предъявляемых к общению в семье.

  2. Сохранение, укрепление здоровья учащихся, воспитание стремления к физическому совершенству.


Я и мир прекрасного

(эстетика, творчество)

Задачи:

  1. Содействие развитию познавательных интересов личности.

  2. Создание условий для развития творческих способностей учащихся.

  3. Приобщение к общечеловеческим духовным и материальным ценностям и сокровищам культуры.


Я и мир моей семьи

Задачи:

  1. Развитие сотрудничества в вопросах обучения и воспитания детей.

  2. Формирование взаимоотношений на основе доверия, взаимоуважения, взаимопомощи.


Основные средства, приемы и методы формирования личности.


Теоретико-методологической основой данной воспитательной системы класса является совокупность взаимосвязанных подходов, таких как системный, личностно-ориентированный, синергетический, вариативно-модельный, позволяющие обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостоятельности, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.


Основываясь на личностно – ориентированном подходе, определяются основные средства, приемы и методы формирования личности:

– диалог;

– рефлексивные методы;

– педагогическая поддержка и фасилитация;

– диагностика;

– создание ситуации выбора и успеха;

– сценарное мышление;

– проектирование;

– игра.




Управление в системе воспитания «Я и МИР».


Управлять – значит создавать условия для ребенка, включать его в разнообразные виды деятельности, в систему отношений. Эффективное управление характеризуется принципами: системообразности, адаптивности, гибкости.

Опираясь на работы И. А. Колесниковой, Е. Н. Барышникова, были выделены ведущие роли классного руководителя.

«ПРОВОДНИК ПО СТРАНЕ ЗНАНИЙ» – создает условия для развития познавательного интереса и желания учиться (проведение мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе).

«НОСИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ» – помогает освоить культурные ценности, на основе которых организован воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров о культуре, культмассовых мероприятий в классе и школе).

«ФАСИЛИТАТОР» – оказывает помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации, самореабилитации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с обучающимися).


Стиль руководства классом


Стиль руководства классом демократический, который проявляется в опоре педагога на общественное мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности, ее содержание до каждого ученика в классе, подключает их к активному участию в обсуждении хода работы.

Основные способы общения: просьба, совет, информация.


Ожидаемые результаты


  1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

  2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

  3. Убежденность учащихся в том, что настоящий патриот любит свою Родину, гордится ее историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.

  4. Ведение здорового образа жизни, стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.

  5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

  6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.



Приложение 1.

Модели выпускников начальной, основной и средней школы.

Модель выпускника начальной школы

Знания и умения

  1. Достаточный уровень базовых знаний общеобразовательных программ по предметам учебного плана, необходимый для продолжения обучения на ступени основного общего образования.

  2. Овладение навыками учебной деятельности, навыками самоконтроля учебных действий.

  3. Умение решать проектные задачи.

  4. Овладение основами ИКТ с целью самостоятельного приобретения знаний.

  5. Умение работать со словарями, энциклопедиями, картами, атласами.

Здоровье

  1. Ценностное отношение к сохранению здоровья.

  2. Знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма их влияния и последствий.

  3. Знание способов здоровьесбережения.

  4. Получение опыта здоровьесбережения.

  5. Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни.

  6. Соблюдение режима дня.

  7. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.


Творчески развитая личность, умеющая мыслить, организовать свою деятельность для решения учебных задач.


Познавательная деятельность

  1. Мотивация достижения успеха.

  2. Самостоятельно работающая личность.

  3. Учебно-познавательные интересы.

  4. Ответственность за результат обучения.

  5. Участие в конкурсах, олимпиадах.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

  1. Социальная мотивация.

  2. Уверенность в себе.

  3. Инициативность, самостоятельность.

  4. Навыки сотрудничества в разных видах деятельности.



Модель выпускника основной школы

Ценностный потенциал:

    • восприятие ценности достоинства человека;

    • уважение к своей Родине-России;

    • тактичность;

    • трудолюбие;

    • чуткость;

    • реализм

Творческий потенциал:

    • профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления.


Познавательный потенциал:

    • знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту второй ступени;

    • знания широкого спектра профессиональной деятельности человека (прежде всего экологической и правовой);

    • знание своих психофизических особенностей;

    • абстрактно-логическое мышление

    • Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей,

    • умение развивать и управлять познавательными процессами личности,

    • способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Коммуникативный потенциал:

    • Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

    • овладение навыками неконфликтного общения;

    • способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

    • Профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления.


Художественный потенциал:

    • эстетическая культура, художественная активность.

    • Способность видеть и понимать гармонию и красоту,

    • знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства,

    • апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.


Нравственный потенциал:

      • Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

      • Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения.

      • Готовность объективно оценивать себя, отстаивать свою собственную позицию, отвечать за свои поступки и действия.

      • Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.

Физический потенциал

  • Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;

  • овладение простейшими туристическими умениями и навыками;

  • знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями;

  • способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.


Модель выпускника средней школы

Ценностный потенциал:

    • восприятие человеческой жизни как главной ценности;

    • осмысление понятий: честь, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность;

    • честность;

    • целеустремленность;

    • социальная активность.

Творческий потенциал:

  • Профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами, определенными для профильных классов, навыки поискового мышления.


Познавательный потенциал:

    • знания, умения и навыки, соответствующие образовательному стандарту школы третьей ступени, профильного уровня различных направлений.

    • Память и творческое мышление

    • Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы,

    • потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Коммуникативный потенциал:

Сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения  в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.


Художественный потенциал:

  • Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты;

  • потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими;

  • проявление индивидуального своеобразия, восприятии и созидании  красоты.

Физический потенциал

  • Стремление к физическому совершенству;

  • умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников;

  • привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их  в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния

Нравственный потенциал:

  • Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и «субъектность».

  • Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

  • Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.

  • Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

  • Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.