УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ «СНЕГИРИ»
телефон (495) 561-77-46 факс (495) 994-76-91
143591, Московская область, г. Истра, с. Рождествено, ул. Южная, зд.24
Методическая разработка
Проект
Развитие творческих и художественных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционных техник рисования.
« Путешествие творческого сундучка».
(Педагогическая находка – авторское дидактическое средство педагога
Дробышевой.А.В)
Выполнила воспитатель:
Дробышева А.В.
Паспорт проекта
Наименование проекта « Развитие творческих и художественных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционных техник рисования.
Тип проекта: Обучающий, творческий, долгосрочный ( сентябрь 2023 – май 2024)
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатель, родители.
Объект исследования:
Нетрадиционные техники рисования.
Цель: Развитие художественных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Познакомить детей с различными способами нетрадиционных техник рисования.
-Сформировать у детей технические навыки рисования.
- Развивать художественный вкус, творческое воображение.
-Воспитывать усидчивость , аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
- Привить интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы реализации проекта:
- Методы обследования и наглядности.
-Словесные (беседы, рассказ, наблюдение, указания, пояснения, художественное слово)
-Практические ( самостоятельная деятельность при выполнении работы, выставки детских работ, дидактические игры : « Сложи узор», « На что похоже», « Волшебные картинки».
Работа с родителями:
-Памятка для родителей « Нетрадиционные техники рисования»
- Выступление с докладом на родительском собрании. Тема:« Значение рисования в жизни ребенка»
-Помощь в выставке « Осень красками играет».
Проблема:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Сформированное знание о нетрадиционных способах рисования у детей дошкольного возраста
Дети научатся самостоятельно использовать полученные знания и умения в изобразительной и продуктивной деятельности.
Данная работа поспособствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятие и зрительно – двигательной координации.
Дети смогут использовать полученные знания и умения в самостоятельном творчестве.
Научатся активно взаимодействовать в группе сверстников.
Этапы реализации проекта:
1 этап Подготовительный
-Определение цели и задачи проекта
-Подбор и изучение литературы
-Разработка конспектов НОД
-Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2 этап Основной
-Совместная партнерская деятельность с воспитанниками по рисованию с использованием нетрадиционных техник.
- Дидактические игры
3 этап Заключительный
-Самоанализ проделанной работы, оценка результатов, выводы
- Отчет на педагогическом совете о проведенной работе.
Актуальность темы
Искусство в жизни общества играет значительную роль. Именно это обстоятельство побуждает педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении ребенка дошкольника. Современное общество нуждается в творческих личностях. Большой потенциал для развития творческих способностей заключен в изобразительной деятельности.
Все дети любят рисовать. Наряду с речью, рисунок становится тем языком, который ребенок осваивает и самостоятельно создает. Именно создает! Ведь главное условие творчества – свобода. Совместная деятельность рисованием, изобразительным творчеством позволит дать ребенку те знания которые нужны для полноценного развития, для того, чтобы ребенок смог почувствовать красоту природы, лучше понимал себя и других, умел выражать оригинальные идеи и фантазии, стал успешной гармонично развивающейся личностью. Был успешным человеком.
Дети любят рисовать. Но работа кистью, карандашами требует высокого уровня владении техниками, сформированности навыков и знаний, приемов работы. А так же такого качества как усердие. Зачастую отсутствие этих умений расстраивает ребенка, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, изображение не соответствует желанию ребенка, близкому к замыслу или реальному объекту. Подобные ситуации влекут за собой отказ от рисования, неуверенность в собственных силах, пропадает интерес к данной деятельности.
Применение в работе нетрадиционных техник рисования напротив, раскрепощает ребенка, формирует уверенность в себе и своих силах, позволяет ребенку сделать что то не так, работа с применением техник не утомляет детей, побуждает фантазию и желание творить. Работа с техниками позволяет осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интересы
Изучаемая литература:
Алексеевская В.В « Что такое искусство».М. Советский хуожник 1991г.
Алексеевская Н.А. « Озорной карандаш» М. Лист 1998г.
Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. Новосибирск: Гос. Пед институт , 1993г.
Никологорская О.А. « Волшебные краски» М. Росмэн, 2000г.
Р.Г.Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.» ТЦ Сфера, 2009.
Фатеева А.Н. « Рисуем без кисточки» Ярославль. Академия развития 2006.
И.А. Шаляпина « Нетрадиционное рисование с дошкольниками».ТЦ. Сфера, 2023г.
Работа с детьми:
Октябрь
Беседа «Путешествие в страну красок».
Цель: Познакомить детей с особенностями использования и свойствами гуаши и акварели.
Беседа « Творческий сундучок»
Цель: Познакомить детей с творческим сундучком и особенностями работы.
Практическая работа ( НОД) « Путешествие творческого сундучка»
« Осень красками играет» (Сундучок наполнен фруктами и овощами)
.- Рисование с использованием техники отпечаток.( яблока, морковь)
- « Белочки играют» ( рисование тычком)
-« Кленовый лист» (рисование солью)
- «Песочная терапия» ( рисование песком)
Ноябрь
Дидактическая игра «Какой краски не стало»
Практическая работа (НОД)
« Осенний букет» ( « Радужное рисование)
« Петушок» ( Рисование вливанием цвета в цвет)
« Цветные ладошки ( Рисование ладошкой)
Дидактическая игра « Смешные истории»
Цель: Развивать творческое воображение, речь.
Декабрь
1.Беседа « Палитра настроений» (секреты белой, черной и серой краски).
2. Практическая работа( НОД)
Январь
Практическая работа ( НОД)
2 Отгадывание загадок « Цвета и краска».
Февраль
1.Практическая работа (НОД)
« Северный олень» ( Рисование канцелярским клеем)
« Дуют ветры в феврале» ( Рисование восковым мелком)
« Деревья в снегу» ( Рисование комканой бумагой)
Мастер – класс « Рождественская свеча» ( Ниткография)
Март
1.Дид игра « Волшебная краска».
2.Практическая работа (НОД)
« Бабочка» ( Монотипия 1)
« Человечки» ( Монотипия 2)
« Букет весны» ( Совмещение ранее изученных техник в работе)
« Радуга» ( Рисование вливанием цвета в цвет)
Апрель
Практическая работа ( НОД)
« Клоун» (Выдувание трубочкой)
« Барашек» ( Рисование волнистыми линиями)
«Букет для мамы» (Пластилинография)
Май
1.Беседа « Брызги лета»
2. Дид игра « Какой предмет».
3.Практическая работа (НОД) Сундучок наполнен ракушками и песком.
« Цветные ракушки» ( творческое рисование по росписи ракушек).
Творческий МК « Роспись футболок»
Предполагаемый результат.
В процессе совместной с педагогом деятельности воспитанники познакомятся с различными техниками нетрадиционного рисования, научатся самостоятельно применять отдельные виды в деятельности и самостоятельном творчестве. Данная работа поспособствует развитию воображения, раскрытию творческих способностей ребят.