СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Радуга здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный проект для детей  младшей группы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни с включением здоровьесберегающих технологий

Просмотр содержимого документа
«Проект "Радуга здоровья"»

Проект

Здоровъесберегающие технологии в ДОУ

«Радуга здоровья»

ПРОБЛЕМА:

Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью, сохранению и укреплению его с раннего возраста с применением здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Здоровье подрастающего поколения - одна из главных проблем современного общества. Проблема сохранения здоровья и оптимизации физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений такова, что остро стоит вопрос неудовлетворительного состояния здоровья и физического развития большей части детей дошкольного возраста. Начинать формировать и укреплять здоровье нужно в раннем детстве, когда стимулом у ребенка является его природное любопытство, желание все узнать и все попробовать, поэтому целесообразно использовать в ходе образования и воспитания здоровьесберегающие технологии для обучения детей основам здорового образа жизни.

Проект «Радуга здоровья» направлен на обучение и развитие основ здорового образа жизни, поддержку формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения. 

ЦЕЛЬ: сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание валеологической культуры у детей и родителей.

ЗАДАЧИ:

-формирование у детей необходимых знания, умений и навыков по ЗОЖ

-создание наиболее психологически комфортных условий для их реализации

-повышение уровня компетентности и профессионализма родителей по вопросам здоровьесбережения, достижение грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников

-прививать у детей любовь к физическим упражнениям и желание укреплять здоровье.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Формирование у детей представления о здоровом образе жизни;

2. Обогащение социального опыта дошкольников, расширение их кругозора;

3. Повышение интереса родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

4. Снижение роста заболеваемости и предотвращение детского травматизма у детей дошкольного возраста;


ВИД ПРОЕКТА: краткосрочный (3.10.2022 г. – 09.10.2022 г.), практико-ориентированный.


УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников.


СТРУКТУРА ПРОЕКТА


I этап – подготовительный

Анализ знаний детей о здоровье в целом и здоровом образе жизни. Создание плана совместной работы с детьми и родителями. Подбор материала и оборудования для занятий, картотека бесед по теме ЗОЖ, игр с детьми, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пробуждающей бодрящей гимнастики после сна, подбор художественной литературы. Подбор информации для работы с родителями (анкетирование, консультации, беседы, папка передвижка) по вопросам необходимости и ценности здоровьесберегающих технологий. Изготовление нейроковрика «Рука, нога, рука». Изготовление совместно с родителями «Игра-тренажер Бильбоке»


II этап – основной

Реализация проекта

III этап – обобщающий

Обобщение результатов работы, анализ и выводы по реализации проекта.




I этап

На первом этапе реализации проекта в качестве анализа знаний у детей о здоровье, были проведены различные беседы: «Что мы знаем про здоровье», «Где прячутся витамины», «Режим дня». Были проведены различные игровые упражнения: «Вредно/полезно», «Отгадай загадку». В ходе бесед и игровых упражнений выявила у детей уровень сформированности представлений о здоровье, его компонентах, необходимости соблюдения правил ЗОЖ, уровень осознанности во взаимосвязи своей деятельности с качеством своего здоровья. По результатам мною был составлен план работы с детьми.



II этап

Работа с детьми

Каждое утро начинаем с утренней гимнастики

Комплекс утренней гимнастики «Надо чисто умываться по утрам и вечерам!»

Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.



Чтобы быть здоровым,

Чистым и красивым,

Нужно умываться

Белым нежным мылом!

Полотенцем растереться,

Причесаться гребешком,

В одежду чистую одеться

И в детский сад пойти потом!

  1. Вводная часть

Ходьба обычная друг за другом (20 сек) Ходьба на носках (20 сек) Медленный бег (20 сек) Бег врассыпную (20 сек) Ходьба в колонне по одному (20 сек)

  1. Основная часть

1. «Чистые ладошки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Повторить по 2 раза.

2. «Стряхнем водичку»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круговые движения кистью — «стряхивают водичку»; руки на пояс. Дыхание произвольное. Повторить 3 – 4 раза.

3.«Помоем ножки»

И. п.: ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, хлопнуть два раза по коленям, сказать «моем чисто». Руки за спину. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 3 – 4 раза.

4.«Мы — молодцы!»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 6- 8 подпрыгиваний и 6 – 8  шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2  раза.

5. «Чтобы чистым быть всегда,

Людям всем нужна... (вода)!»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Подняться на носки; руки в стороны, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки на пояс, на выдохе произнести «вода-а-а». Повторить 3 раза.

Подвижная игра «Пузырь»

Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся вверх и вширь.

Раздувайся, пузырь,

Пузырь мыльный и цветной,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!»

  1. Заключительная часть

Бег врассыпную по залу (20сек)

Спокойная ходьба по залу (20 сек).



Гимнастика после дневного сна с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики

Цель: содействовать охране и укреплению здоровья детей

Дети, за вами было интересно смотреть, когда вы спали. Кто-то сопел, как маленький котенок, кто-то во сне потягивался, как лисенок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.

1.«Звери проснулись».  И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться.  Повторить несколько раз; темп медленный.

Отгадайте загадку:

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк! Это серый... (волк)

 2.«Приветствие волчат». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

 3.«Филин». И. п. — лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.

4.«Ловкие обезьянки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуться на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.

 5. Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе пробно тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.

Перед сном и после пробуждения дети проходят к стульчикам по массажной дорожке с целью сохранения и укрепления здоровья детей, профилактики и коррекции плоскостопия.

Ежедневно на прогулке проводим игры, мини-соревнования, веселые старты направленные на формирование ЗОЖ: «Иммунитет», «Мяч в кругу», «Самый ловкий», «И мы и ты и я – спортивные друзья»…



ПОНЕДЕЛЬНИК

  1. Беседа «Мое здоровье»

Цель: формировать элементарные представления об органах человеческого тела и их функционировании

  1. Игра «В магазине здоровья»

Цель: систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей, фруктов, ягод. Закреплять знания о том, что они являются источниками витаминов и положительно влияют на здоровье; развивать мелкую моторику, активизировать речь.

Материалы: картинка «полки в магазине», карточки на липучках с изображением овощей, ягод, фруктов.

  1. Динамическая пауза «Три медведя»

Цель: сохранить здоровье и предотвратить утомляемость, снять психическое и физическое перенапряжение

Три медведя шли домой. (Переваливаемся с ноги на ногу на месте.)

Папа был большой-большой, (Поднимем руки вверх.)

Мама чуть поменьше ростом, (Вытягиваем руки вперед на уровне груди.)

А сынок – малютка просто. (Ставим руки на пояс.)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил. (Имитируем игру с погремушкой.)

  1. Чтение художественной литературы

А. Барто «Девочка чумазая»

Цель: закрепить представления о правилах личной гигиены, воспитывать любовь к художественной литературе, продолжать учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по тексту.

  1. Гимнастика для глаз «Дождик»

Цель: профилактика нарушений зрения.

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

(Моргают быстро)



  1. Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача»

Цель: учить детей не бояться визита врача и следить за своим здоровьем



ВТОРНИК



  1. Беседа «Здоровым быть здорово»

Цель: воспитывать потребность в организации правильного образа жизни, способствовать формированию желания сохранять и укреплять свое здоровье.

  1. Игра «Наш день»

Цель: закрепить знания о последовательности дня, необходимости соблюдения режима.

Материалы: карточки с изображением различных видов деятельности.

  1. Динамическая пауза «Зайчик скок»

Цель: сохранить здоровье и предотвратить утомляемость, снять психическое и физическое перенапряжение

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись, Движения по тексту

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.



  1. Чтение художественной литературы

К.И. Чуковский «Мойдодыр»

Цель: продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формировать положительное отношение к здоровому образу жизни; развивать внимание, память; воспитывать интерес к детской художественной литературе, аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда опрятным, красивым; обогатить словарный запас.

  1. Упражнение с Су-Джок «Фрукты»

Цель: коррекция речевых нарушений

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит. «Ну – ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.



  1. Сюжетно-ролевая игра «В стране витаминов»

Цель: закреплять знания детей о том, что витамины служат источниками здоровья.



СРЕДА

  1. Беседа «Полезная и вредная пища»

Цель: дать понятие о правильном питании, закрепить знания о продуктах питания, вызвать желание заботиться о своем здоровье.

  1. Игра «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Цель: продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материалы: поле красного (плохо) и зеленого (хорошо) цвета, карточки на липучках с изображениями различных ситуаций.

  1. Динамическая пауза «Матрешки»

Цель: сохранить здоровье и предотвратить утомляемость, снять психическое и физическое перенапряжение

Хлопают в ладошки              Хлопок в ладоши перед собой,

Дружные матрешки.             Повторить хлопки еще раз.                         

На ногах сапожки,                Правую ногу вперед на пятку, левую ногу

Топают матрешки.                Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.

Влево, вправо наклонись,    Наклоны вправо – влево.

Всем знакомым поклонись. Наклон головы вперед с поворотом туловища

Девчонки озорные,               Наклоны головы вправо-влево.

Матрешки расписные.          Наклон назад, руки в стороны, откинуться на

спинку стула.

В сарафанах наших пестрых Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз 

Вы похожи словно сестры.                         

Ладушки, ладушки,                 Хлопок в ладоши перед собой.

Веселые матрешки.                Хлопок по коленкам, повторить еще раз.



  1. Чтение художественной литературы

Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

Цель: закрепить знания о необходимости правильного питания, воспитывать у детей умение следить за развитием сюжета в произведении; учить понимать поступки персонажей и последствия этих поступков.

  1. Упражнение с Су-Джок «В огороде ли, в саду»

Цель: коррекция речевых нарушений

В огороде ли, в саду (круговое прокатывание массажного мяча по ладоням рук)

Фрукты, овощи найду,

Там картофель, апельсины (соединение мизинцев)

Дыня, репа, мандарины, (соединение безымянных пальцев).

Лук, лимон и кабачок, (соединение указательных пальцев)

И у всех отличный вкус! (пальцы в «замке» - сжимание массажного мяча.)



  1. Сюжетно-ролевая игра «В гости к доктору Айболиту»

Цель: формировать представления о профилактике заболеваний



ЧЕТВЕРГ

  1. Беседа «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Цель: подводить детей к взаимосвязи – физические упражнения/здоровье, воспитывать желание выполнять физ. упражнения, прививать любовь к спорту

  1. Игра «Опасные предметы»

Цель: закрепить представления о предметах, которые представляют опасность и вред здоровью.

Материалы: мешочек с фишками, на которых изображены опасные и неопасные для жизни и здоровья предметы.

Дети поочередно достают из мешочка фишку, рассматривают ее, называют предмет, дают краткую характеристику ему и в соответствии с характером изображения выполняют действия: приседают (опасный предмет), поднимают руки вверх и разводят в стороны (предмет не несет опасности).

  1. Динамическая пауза «Бабочка»

Цель: сохранить здоровье и предотвратить утомляемость, снять психическое и физическое перенапряжение

Спал цветок и вдруг проснулся, Туловище вправо, влево.

Больше спать не захотел,  Туловище вперед, назад.

Шевельнулся, потянулся,  Руки вверх, потянуться.

Взвился вверх и полетел. Руки вверх, вправо, влево.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.  Покружиться.

  1. Чтение художественной литературы

К.И. Чуковский «Айболит»

Цель: Формировать представление о ситуациях, которые приводят к болезням, развивать мышление, память, воспитывать понимание ценности здоровья, потребности быть здоровым

  1. Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

  1. Лепка «Витамины в корзине»

Цель: закрепить знания детей о витаминах, их пользе; продолжать формировать у детей интерес к лепке.



  1. Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя проснулась»

Цель: закрепить знания детей о необходимости соблюдения личной гигиены



ПЯТНИЦА

  1. Беседа «Чистота залог здоровья»

Цель: формировать представление о гигиенических основах безопасной жизнедеятельности, прививать

  1. Игра «Я спешу на помощь»

Цель: продолжать знакомить с медицинскими принадлежностями, учить не бояться при их виде, закрепить у детей знания и умения по оказанию первой помощи в различных ситуациях.

Материалы: картинки с изображением медицинских принадлежностей.

Воспитатель рассказывает короткие истории-ситуации с различными травматизмами, дети должны найти подходящую к ситуации карточку с изображением необходимых принадлежностей для оказания помощи.

  1. Динамическая пауза «Ветер»

Цель: сохранить здоровье и предотвратить утомляемость, снять психическое и физическое перенапряжение.

Ветер дует нам в лицо, Дуем сильно.

Закачалось деревцо. Качаем руками из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише. Медленно приседаем.

Деревцо всё выше, выше. Поднимаемся медленно и поднимаем руки.

  1. Загадки про овощи и фрукты.

Цель: расширять понимание необходимости витаминов для организма, их роли в сохранении и укреплении здоровья, развивать любознательность, мышление, внимание, продолжать учить отгадывать загадки, воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

  1. Пальчиковая гимнастика

Рыбка плавает в водице, (Дети изображают сложенными)

Рыбке весело играть. (Вместе ладонями, как плывёт

рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт

Рыбка)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение

обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.


  1. Рисование початками яблока «Стать здоровыми хотим – фрукты кушать мы спешим»

Цель: обогатить знания детей о пользе фруктов, способствовать формированию полезных привычек у детей.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Мой день»

Цель: закрепить знания детей о режиме дня.


Работа с родителями

АНКЕТА

Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни.

Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:

 1. Болел ли Ваш ребенок в последние полгода? _________________________

Если болел, перечислите заболевания __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сколько дней болел Ваш ребенок? __________________________________

3. Что было причиной его болезни? ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. У ребенка есть постоянный режим дня? ______________________________

5. Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику? __________

6. Ежедневно ли он чистит зубы? _____________________________________

7. Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе? ______

__________________________________________________________________

8. Употребляет ли фрукты, овощи? Сколько раз в день? __________________

__________________________________________________________________


10. Регулярно ли Вы с ребенком проводите закаливание? _________________

11. Всегда ли одеваете ребенка по погоде? ______________________________

12. Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо занятий физкультурой в детском саду)? _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни? ____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Есть ли у Вас дома физкультурно-оздоровительный комплекс? _________


На основании данных полученных входе анкетирования родителей подготовила консультации «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья семьи», «Значимость дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз для здоровья малышей», памятки «Игры с мячами Су-Джок», «Что полезного почитать детям дома», «Витамины вокруг нас»; папку передвижку «Мама, папа, я – здоровая семья»; проводила ежедневные консультации и беседы по возникшим вопросам.



III этап

В процессе реализации проекта «Радуга здоровья» нам удалось расширить представления детей о здоровом образе жизни и акцентировать их особое внимание на отношение к своему здоровью, мотивировать к сохранению здоровья и его укреплению; повысить интерес к физическим упражнениям и спорту.

Немалозначимым результатом реализации нашего проекта является повышение компетентности родителей в вопросах, касающихся здорового образа жизни дошкольников.

Чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей, важно взрослым не только самим обладать здоровьесберегающими технологиями, но и следовать им, являясь для ребенка примером, объяснять всю ценность сохранения и укрепления здоровья, постоянно создавать для них стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.