ПРОЕКТ ПО РИТОРИКЕ В ДЕТСКОМ САДУ
«РАЗ-СЛОВЕЧКО, ДВА-СЛОВЕЧКО…»
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества с дошкольного возраста, человека с развитым мышлением, разносторонними потребностями, яркими творческими проявлениями, знакомого с основами общечеловеческой культуры, обладающего широкими и разнообразными представлениями об окружающем мире. Поэтому родители и воспитатели должны постоянно поддерживать и развивать в ребенке его собственное «Я» и стремление к познанию окружающего.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое значение уделяется процессу становления данного направления. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стало обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослослых сообществ. И это естественно, т.к. именно на занятиях этого образовательного курса, переживая множество ситуаций, отношений и поступков, ребенок укрепляет свою духовную жизнь, делает ее подвижной, отзывчивой, доброй, более способной к сопереживанию и пониманию своих сверстников.
Слово таит в себе огромное богатство для успешного эмоционального и нравственного воспитания, он раскрывает и растит духовные силы, воспитывает любовь к родному языку. Занимаясь риторикой ребенок познает красоту и силу слова, развивается нравственно, овладевает навыками общения в интеграции (соприкосновения) с музыкой, с художественной литературой, с фольклором.
В дошкольном возрасте ребенок, согласно точному образу М. Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. В авторитетных психолого-педагогических исследованиях дошкольное детство в период с 3 до 7 лет рассматривается как переходный – от игры к учению – возраст. Дошкольное обучение – начальная ступень образования нашего общества его необходимо организовать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию организационным формам, технологиям, характеру управления образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовало идею развития каждого ребенка и строилось на принципах преемственности с общим начальным образованием в целом.
В заключение хочется отметить, что гармоничное развитие личности дошкольника происходит более многократно, если осуществлять его, во-первых, на основе индивидуально-дифференцированного подхода развивающего обучения, во-вторых, в дошкольной группе обучения, т.е. в детском саду, создав благоприятную образовательную среду и необходимую атмосферу для эмоционального восприятия детьми речевой деятельности.
Необходимо начать работу с дошкольниками с самого малого, но очень выразительно, интересного и близкого душевному состоянию детей 3-7 лет.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков и природных задатков.
ЗАДАЧИ КУРСА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-
выявление и развитие речевых способностей детей;
-
дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;
-
научить владеть основными элементами правильной точной речи;
-
формировать начальное умения анализировать и оценивать общение и речь;
-
формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-
развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
-
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм);
-
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-
развитие произносительно – импровизационных умений дошкольника;
-
развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации;
-
развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп, и др.;
-
развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
-
развитие коммуникативных качеств ребенка.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-
воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
-
воспитание чувства уважения и гордости родного языка;
-
создание детям условий для их духовно – нравственного роста.
Основными приемами обучения считаются:
-
показ с пояснением;
-
игровые приемы;
-
организация самостоятельной поисковой деятельности;
-
ситуативные, сюжетно – ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.
К основным видам деятельности на занятии относятся:
-
игровая деятельность;
-
познавательно – исследовательская деятельность;
-
показ воспитателем особенностей речевой деятельности;
-
риторический анализ текстов различных речевых жанров;
-
рассматривание изобразительного материала;
-
риторические игры;
-
пятиминутка речевой гимнастики;
-
ортологические разминки;
-
импровизационные игровые задачи;
-
психолого – эмоциональная разгрузка (физкультминутка) и др.
Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития риторических навыков дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать наиболее полному усвоению понятий иных и инструментальных знаний детей, повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной хорошей речью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Феникс, 2007
-
Метод М.Монтессори в России
-
Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
-
Скажи по-другому/Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С. Ушаковой. Самара. 2008
-
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
-
Виды работ по развитию речи. – М.: Министерство просвещения, 2003
-
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. – М.: АСТ. Астрель, 2002
-
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Я.: Академия развития. Академия К., 1998
-
Львов М.Р.Риторика: Учеб. Пособие. – М.: Академия. 1995
-
Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Т.: Пеленг, 2003
-
Методика развития речи. – М.: Просвящение.2000
-
Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд. – М.: Вита Пресс, 2007