СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проект развития детского творческого коллектива в старшей группе средствами современных образовательных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен исследовательский проект «Защитим природу нашего района».

Просмотр содержимого документа
««Проект развития детского творческого коллектива в старшей группе средствами современных образовательных технологий»»

МИНОБРНАУКИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Курсы повышения квалификации по программе

«Развитие творческого коллектива средствами современных образовательных технологий: духовно-нравственный аспект»

(модуль вариативной части повышения квалификации

по именному образовательному чеку)









«Проект развития детского творческого коллектива

в старшей группе МБДОУ «Детский сад №55» г.о. Самара

средствами современных образовательных технологий»





Выполнила:

Елизарова О.В.

воспитатель МБДОУ

«Детский сад №55» г.о. Самара

Проверила:

С.С. Смирнова

к.п.н., доцент СГСПУ












Самара 2016г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...стр. 3

1. Характеристика детского творческого коллектива старшей группы МБДОУ «Детский сад №55» г.о. Самара ….……………………………….стр. 5

2. Содержание, формы и методы развития детского творческого коллектива…………………………………………………………………….стр. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..стр. 13

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………стр. 14























ВВЕДЕНИЕ

Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Данный стандарт, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека.

Все эти качества можно развить у детей через формирование детского творческого коллектива.

Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением в теории воспитания. Воспитание же в детском творческом коллективе способствует не только развитию личностных качеств ребенка, но а также и его нравственного, художественного и эстетического вкуса. Общество создает социокультурную среду, в которой происходит формирование подрастающего поколения. Поэтому на личность ребенка неизбежно проецируются все плюсы и минусы сегодняшней жизни. У ребенка постепенно формируется его противоречивый сложнейший внутренний мир, который придает всей деятельности ребенка творческий характер или наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Большую роль в развитии личности играет именно эмоциональное развитие, которое формируется в результате не только воспитания, отношений с окружающими, но и по средствам детского творчества в детском творческом коллективе.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Вопросы формирования детского творческого коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поисков наиболее эффективных средств, форм и методов педагогических воздействий на формирование детского творческого коллектива.

Цель работы - разработать проект развития детского творческого коллектива с использованием современных образовательных технологий.

Задачи:

1. Охарактеризовать детский творческий коллектив старшей группы МБДОУ «Детский сад №55» г.о. Самары.

2. Раскрыть содержание, формы и методы развития детского творческого коллектива.











  1. Характеристика детского творческого коллектива старшей группы МБДОУ «Детский сад №55» г.о. Самара

Прежде чем дать характеристику нашего детского творческого коллектива, раскроем сущность данного понятия («детский творческий коллектив») и изучим классификацию творческого коллектива.

Коллектив - (от лат. collectivus- собирательный), социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения [Педагогический энциклопедический словарь, стр.122].

На основе анализа своего опыта А.С.Макаренко определил, что детский коллектив — это такая группа детей, которую объединяют об­щие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная дея­тельность, организуемая для их достижения.

Творческий коллектив - коллектив, который вырабатывает новые решения, восприимчив к новым идеям, терпим к «странностям», обладает свободой выбора проблемы и имеет стимулы для творчества [7].

Детский творческий коллектив – это сплоченная группа детей, объединенная совместной творческой деятельностью, общей социально значимой целью, ценностями, отношениями ответственности и зависимости [6].

Классификация творческого коллектива

Творческие коллективы условно можно разделить:

1) по содержанию объединяющей их деятельности:

– учебные творческие коллективы – коллективы, в которых творческая деятельность является содержанием учебной деятельности (класс, группа и др.);

– клубные (кружковые) творческие коллективы – коллективы, в которых творческая деятельность является содержанием внеучебной деятельности (клуб, кружок, студия и т.д.).

2) по внешне заданной функции:

– воспитательные творческие коллективы – коллективы, целью которых является реализация воспитательных (образовательных) задач (учебные и клубные творческие коллективы);

– просветительские творческие коллективы – коллективы, целью которых является просвещение людей и пропаганда классической и современной культуры.

3) по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений:

– первичные творческие коллективы – коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение (класс, группа, кружок и др.);

– вторичные творческие коллективы – коллективы, более сложные по составу и состоящие из ряда первичных.

4) по юридически (социально) фиксированному статусу:

– формальные творческие коллективы – коллективы, имеющие юридически фиксированный статус (класс, группа и т.д.);

– неформальные творческие коллективы – коллективы людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов.

5) по длительности функционирования:

– постоянные творческие коллективы – длительно существующие: профессиональные творческие коллективы; студенческие и детские творческие коллективы, функционирующие в рамках образовательных учреждений;

– временные творческие коллективы – коллективы, существующие в течение ограниченного времени (творческий коллектив в летнем лагере);

– ситуативные творческие коллективы – коллективы, создающиеся для выполнения локальной задачи (участие в творческом проекте) [6].

Характеристика детского творческого коллектива старшей группы МБДОУ «Детского сада №55» г.о. Самары

Основной направленностью работы нашего детского сада, является присмотр и оздоровление детей, т.к. его посещают дети с туберкулезной интоксикацией. Всего в учреждении 2 группы детей, младшего и старшего возраста. В исследуемой нами старшей группе 15 детей (9 девочек и 6 мальчиков). В своей работе мы не только осуществляем присмотр и оздоровление детей, но и всесторонне развиваем их, т.к. основной задачей нашей работы это гармоничное развитие личности, выработка специальных знаний, умений и навыков.

В результате изучения классификации творческого коллектива мы составили характеристику нашего детского творческого коллектива и пришли к выводу что:

1) Наш детский творческий коллектив – это организованная группа детей объединенных общими творческими целями, совместной деятельностью и отношениями ответственности и зависимости.

2) По содержанию объединяющей детей деятельности наш коллектив можно определить как учебно-творческий коллектив, поскольку творческая деятельность является частью учебной деятельности. Это мы подтверждаем понятием, взятым из «Большого психологического словаря» - Творчество (или творческая деятельность) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).

3) По внешне заданной функции наш коллектив является воспитательным. Главными воспитательными задачами являются: формирование нравственности дошкольников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера.

4) По степени сложности структуры и опосредованности межличностных

отношений наш коллектив – первичный, так как он состоит из одной группы детского сада.

5) По юридически (социально) фиксированному статусу коллектив является формальным. Он имеет юридически фиксированный статус и осуществляет социально заданную деятельность.

6) По длительности функционирования наш коллектив относится к постоянным, т.е. которые существуют длительное время.




























  1. Содержание, формы и методы развития детского творческого коллектива

Так как приоритетное направление в работе нашего детского сада – это оздоровление детей, мы очень часто ведем беседы о здоровом образе жизни. Дети знают, что наше здоровье зависит не только от правильного питания, от закаливания, от соблюдения режима дня, от физических упражнений, но и от окружающей экологической обстановки. К созданию экологического проекта нас побудило ухудшение экологической обстановки в нашем районе. Дети и взрослые задались вопросом: «Как защитить природу нашего района?» Это и послужило отправной точкой исследовательского проекта.

Исследовательский проект затрагивает несколько образовательных областей: «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Исследовательский проект «Защитим природу нашего района»

Цель: сформировать предпосылки поисковой деятельности, развивать экологическое сознание, интеллектуальные способностей детей, детскую познавательную инициативу.

Задачи:

● Воспитывать экологическую культуру, прививать бережное отношение к окружающей среде.

● Заинтересовать идеей создания из бросового материала интересных и полезных вещей.

● Прививать навыки самостоятельной работы.

● Развивать интеллектуальные, творческие способности в процессе продуктивной деятельности.

● Развивать способность передавать впечатления об окружающем мире через выразительные средства речи и художественный труд.

● В ходе совместной творческой деятельности формировать у детей и взрослых позитивное эстетико-этическое отношение к миру природы.

Подготовительный этап:

● Проведена консультация для педагогов на тему «Развитие исследовательского потенциала у детей старшего дошкольного возраста».

● Состоялся практикум для педагогов на тему «Экологические игры как средство развития интеллектуальных и исследовательских способностей у дошкольников».

● Подбор иллюстраций и литературы по теме.

Работа над проектом проводилась по методике И.П. Иванова «Коллективное творческое дело» [2]. Так же использовались: метод «Групповых дискуссий», метод «Проблемного обучения», «Оргдеятельностные методы», «Креативные методы обучения», метод «Групповой работы» и др.

1-й этап. По выходным наши воспитанники любят гулять по набережной реки Волга. Приходя в детский сад, они обычно делятся своими впечатлениями. Однажды наши воспитанницы Ева и Алиса посетовали, что красоту набережной, пляжа и реки омрачает мусор, оставленный отдыхающими. Мы стали совместно думать, как решить эту проблему. В ходе обсуждения мы сформулировали, что такое бережное отношение к природе — ее нужно охранять, нельзя мусорить и обижать животных и птиц; мусор нужно выбрасывать в специальные контейнеры. К нашему обсуждению стали присоединяться родители детей. Воспитанники совместно с педагогами и родителями пришли к выводу, что проблема охраны окружающей среды может быть частично решена, если отслужившим предметам дать «вторую» жизнь.

2-ой этап. На втором этапе мы обсудили, где можно найти информацию о проблеме — в книгах, журналах, мультфильмах, фильмах, интернете, и выбрали материал, который понадобится нам для продуктивной деятельности (бутылки пластиковые, крышки, оберточная бумага, трубочки, пластиковые контейнеры «Киндер-сюрприз», коробочки и др.).

На втором этапе дети совместно с воспитателем в ходе непосредственно образовательной деятельности, бесед, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы стали обсуждать такие вопросы:

● Как защитить окружающую среду?

● Как использовать бросовый материал?

● Что можно сделать из бросового материала?

В ходе обсуждения мы решили реализовать следующие проекты: провести экологический фестиваль; создать мультфильм и фильм; создать экомакет детской площадки на набережной.

3-й этап. Дети совместно с воспитателем неоднократно отправлялись на экскурсию на набережную, искали затем в книгах и журналах цветные иллюстрации, которые можно было использовать при рассказах о природе нашего района. Чтение художественной литературы (В. Бианки « Кто чем поет?», М. Беньковская «Занимательная книга знаний в вопросах и ответах», Ю. Кабанова «Иллюстрированная энциклопедия почемучек», М. Пришвин «Золотой луг», Б. Заходер «Сказка про всех на свете») и беседы помогали детям осознать проблему защиты природы района. Наши воспитанники отражали свои впечатления в художественном творчестве. Собственно образовательная деятельность проходила в ходе дидактических игр, экологического КВН, фестиваля, посвященного Дню защиты Земли, работы по созданию мультфильма и фильма.

Мультфильм создавался так:

● Составление сценария. В его основу была положена сказка В. Бианки «Кто чем поет?».

● Оформление декораций для будущего мультфильма.

● Создание персонажей для мультфильма.

● Фотосъемка персонажей.

● Озвучивание.

● Монтаж мультфильма.

● Совместно с родителями был проведен семинар-практикум по созданию экомакета детской площадки на набережной.

4-ый этап. Дети вместе с родителями разрабатывали и создавали из бросового материала экообъекты, которые могли бы защитить природу нашей набережной. Среди них — солнечная батарея, машина для сбора и переработки мусора; мост, на котором растут необычные цветы, очищающие воздух и другие.

В результате совместной работы детей и взрослых получился мультфильм, который мы решили назвать «А ты чем поешь?». Проблема вторичного использования материалов нашла отражение в фильме «Защитим природу нашего района». Воспитанники совместно с педагогами и родителями пришли к выводу, что проблема охраны окружающей среды может быть частично решена, если отслужившим предметам дать «вторую» жизнь.

5-й этап. Презентация проекта проходила в музыкальном зале. На экологическом фестивале, посвященном Дню Земли, состоялся показ мод. Дети демонстрировали наряды из бросового материала, изготовленные ими совместно с родителями. Состоялся показ мультфильма «А ты чем поешь?» и фильма «Защитим природу нашего района».

6-й этап. Заключение. Эффективным средством формирования экологической культуры дошкольника является проектная деятельность, которая предполагает многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природной средой и направлена на становление нравственной гуманистической позиции в отношениях человека к природе. В итоге проектной деятельности наши воспитанники пришли к выводу о том, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за природу нашей страны, и каждый должен сохранять ее красоту.

Работая над данным проектом мы старались поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, - которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД.

Мы решили, что коллективное творческое дело – станет чаще использоваться в нашей работе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы предметным миром.

Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности.

Процесс развития личности - это этап развития отношений между ребенком и взрослым, этап развитий взаимоотношений между сверстниками. Общения со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развития начал коллективных взаимоотношений в группе детского сада.

В работе мы:

- раскрыли сущность понятия «детский творческий коллектив»;

- изучили классификацию творческого коллектива;

- дали характеристику детского творческого коллектива старшей группы МБДОУ «Д/с №55» г.о. Самара;

- представили исследовательский проект «Защитим природу нашего района» (проект направлен на развитие детской познавательной инициативы в процессе экологического воспитания в ДОУ, через коллективное творческое дело).

На собрании мы решили, что для дальнейшего развития нашего детского творческого коллектива, будем чаще использовать проектную деятельность и методику «КТД».








ЛИТЕРАТУРА

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., 2008. – 112с.

  2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М.: Педагогика, 1982. — c.34

  3. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методические рекомендации для дошкольных учреждений. — М., 1993 г. – 64 с.

  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду — М., 2001. – 72с.

  5. Смирнова С.С. Нравственно-психологический климат творческого студенческого коллектива: теория и диагностика: монография / С.С. Смирнова. – Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2013. – 153с.

  6. Смирнова С.С. Творческий коллектив как объект психолого- педагогического исследования: учебно-методическое пособие / С.С. Смирнова. – Самара: ПГСГА, 2015. – 189 с.

  7. Советова О.С. Инновации: теория и практика. СПб., 1997. – 246 с.

  8. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: Учебн. пособ. Ростов-н/Д., 2006. С. 406-409.







11