Проект «Родина и родная природа в творчестве русских поэтов 19 века»
Руководитель: Юсипова Аниса Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Участники: Агеев И., Кумыкова Снежана,
учащиеся 5 «Б» класса.
2014 г.
Проект " Родина и родная природа в творчестве русских поэтов 19 века" рассчитан на учащихся 5 класса. Примерная продолжительность - 3 недели. Основная деятельность - внеурочная. В ходе проекта ребята узнают, как передают красоту природы разные поэты, при помощи каких художественных средств, увидят, как изображается природа в других видах искусства. Также с проектом тесно связана тема экологии.
Цели:
1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения
2. Развивающие цели:
развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);
развитие элементов творческой деятельности;
развитие навыков устной и письменной речи;
развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
повышение мотивации учения через разнообразные средства и формы работы.
3. Воспитательные цели:
Воспитание любви к прекрасному;
Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.
Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
-формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
-умение определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
-осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире
-воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
-формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.
План проведения проекта
Этап 1. Демонстрация стартовой презентации, беседа.
Этап 2. Исследования, поиск информации в разных источниках (по группам).
Этап 3. Создание презентаций, публикаций (индивидуальное задание).
Этап 4. Рефлексия.
Участники проекта:
Учитель русского языка и литературы Юсипова А.В.
Ученики 5 класса.
В первую очередь невозможно приступить к изучению данной темы без того, чтобы не затронуть проблему экологического воспитания учащихся. Почему эта проблема стала актуальной? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль экологического воспитания детей школьного возраста.
Поэтому так важно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам. И далее показать на примере художественных произведений, как передают красоту природы разные поэты, при помощи каких художественных средств, как изображается природа в других видах искусства.
Далее учащиеся знакомятся с презентацией (подборкой материалов из разных жанров искусства) на тему «Родина и родная природа в творчестве А.С. Пушкина». В ходе беседы с учащимися намечается поэтапный план поиска, сбора и представления информации.
Мною был представлен список поэтов, источники информации и алгоритм действий. Класс был разделен на группы по 4-5 человек. Каждая группа получила отдельное задание по исследованию и сбору данных по творчеству поэтов из списка.
Учащиеся по большей части справились с представленной задачей. Действуя по плану, группы:
подобрали и изучили литературу по теме;
составили план-схему выступления (презентации);
используя накопленный материал, представили публичные доклады с использованием ИКТ.
К следующему этапу каждый учащийся получил индивидуальное задание по теме проекта. В зависимости от уровня успеваемости учащегося было заявлено два уровня сложности проектной работы: простая - письменная (печатная) работа по форме реферата и сложная - презентация с использованием ИКТ.
На последнем этапе была организована рефлексия реализации задач проекта. Каждый выступающий смог посмотреть на себя со стороны и по схеме оценить свое выступление. Данный вид деятельности вызвал некоторые сложности у учащихся: оценивать выступления коллег у них получилось лучше, чем свои собственные. И все же в списке работ были выбраны 3 лучшие: 2 презентации и 1 реферат. Учащиеся показали глубокую заинтересованность по данной теме, серьезно отнеслись к заданию. Несколько учащихся особое внимание уделили теме экологии родного края (Московской области и города Королева) и постарались отразить эту тему в своих выступлениях, находя ответы в творчестве поэтов и писателей не из списка.
Считаю, что работа по проекту в целом проделана успешно, цели и задачи выполнены.
Вывод:
Изучая тему Родины и родной природы в творчестве русских писателей, учащиеся кроме выработки предметных и метапредметных результатов постигают красоту и величие родного края.
Воспитывая в учащихся любовь к Родине, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у школьников связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога.