СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Секреты памяти"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Секреты памяти"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15







Научно - исследовательская работа по теме:

«Секреты памяти»







Исполнитель:

Фомина Арина

ученица 2 класса

Руководитель проекта:

Сабирова Альфира Рафановна-

учитель начальных классов





п. Карпушиха

2023 г.



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………

3

Глава 1.Теоретическая часть……………………………………………..

4

1.1 Что такое память………………………………………………………..

4

1.2 Виды памяти……………………………………………………………

5

1.3 Механизмы памяти……………………………………………………..

6

1.4 Способы улучшения и развития памяти……………………………….

7

Глава 2 Практическая часть………………………………………………

8

2.1 Способы развития моей памяти………………………………………..

8

2.2 Моя память……………………………………………………………

9

2.3 Мои достижения……………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………….

10

10

Список литературы………………………………………………………...

11

Приложения



















Введение

Актуальность выбранной темы: Когда мы приходим в школу, то мы все хотим хорошо учиться, и получать только «5». Мы взрослеем, и появляется желание получить профессию, стать успешным человеком, и мы понимаем, что для этого надо много учиться, запоминать полученные знания. Я заметила, что на уроке, слушая учебный материал вместе с одноклассниками, вспомнить, воспроизвести его на следующий день может не каждый ученик. Почему так происходит и от чего это зависит? Мне захотелось разобраться: влияет ли на это память и если да, то, что можно сделать, чтобы её улучшить. Так появилась тема моей работы «Секреты памяти».

Цель моей работы: определить и сравнить уровень развития разных видов памяти у себя.

Задачи исследования:

  1. узнать, что такое память;

  2. выяснить, какие бывают виды памяти;

  3. узнать различные способы улучшения памяти;

  4. провести эксперимент по уровню развития памяти на себе.

Гипотеза: с помощью труда и правильной методики запоминания можно развить превосходную память.

Объект исследования: память.

Предмет исследования: виды моей памяти










Глава 1 Теоретическая часть

1.1 Что такое память?

Изучая литературу по данной теме, я начала с определения памяти. Память – это способность нашего мозга сохранять и воспроизводить информацию. Память – важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, двигательных навыков, творческих процессов. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Память бывает двух видов – кратковременная и долговременная.

Кратковременная память – время хранения информации от секунд до десятков минут.

Долговременная память имеет неограниченный объем и быстрый доступ к данным. Она характеризуется временем хранения информации, которое сравнимо с продолжительностью жизни организма.


2.2 Виды памяти

Из дополнительных источников информации я выяснила, что существуют разные виды памяти. Рассмотрим некоторые из них.

Образная память – это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы. В образной памяти выделяют:

  • Зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника);

  • Слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шуб турбин самолета);

  • Вкусовую (вкус любимого напитка, горечь перца, сладость фруктов);

  • Обонятельную (запах луговых трав, любимых духов);

  • Тактильную (боль случайно порезанного пальца, ласковые руки матери, мягкая спинка котенка).

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в футбол).

Эмоциональная память – это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок).

Словесно-логическая память- это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивает самим названием данного вида памяти.

Приложение 1


2.3 Механизмы памяти

Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. Основные процессы памяти:

  • Запоминание – главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала;

  • Сохранение – когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях.

  • Воспроизведение – этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание, репродукция (когда память восстанавливает необходимый материал).

  • Забывание – процесс противоположный сохранению. Процесс забывание может быть, как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.


Приложение 2


2.4 Способы улучшения и развития памяти

  • Изучайте науки: математику, иностранные языки

  • Узнавайте что-то новое. Чтобы улучшить память и сохранить производительность мозга, как можно чаще занимайтесь новым видами деятельности. Выучите новый танец, новый язык, новую игру.

  • Высыпайтесь. Процесс сохранения информации происходит, когда вы спите.

  • Сосредоточьтесь на физкультуре. Физические упражнения повышают частоту сердечных сокращений и увеличивают приток крови к мозгу.

  • Следите за своим питанием. Ешьте продукты, которые улучшают работу мозга и предотвращают ухудшение памяти (черника, помидоры, куркума, рыба, зеленый чай, орехи, оливковое масло).

  • Наслаждайтесь природой. Прогулка на свежем воздухе улучшает память.

  • Играйте. Больше всего подойдут игры в шахматы, пазлы, судоку, слова…

  • Общайтесь. Общение полезно для мозга и для общего настроения.


Приложение 3



















Глава 2. Практическая часть

2.1 Способы развития моей памяти

Я хорошо учусь в школе. Лучше всего мне даются основные предметы: математика, русский английский языки, литературное чтение, окружающий мир. Я с уроков, слушая объяснения учителя, запоминаю учебный материал. Выполняя домашние задания, заучивая без труда правила, закрепляю полученную информацию. Мы учим стихотворения, скороговорки, потешки, пишем изложения, сочинения. С детства я играю в занимательные настольные игры. У меня много лего конструкторов, настольные игры «мемо», металлический конструктор, пазлы, игры на развитие логики и мышления (например, IQ). Это развивает мою зрительную, тактильную память. Я занимаюсь спортом, посещаю танцевальный кружок, это помогает в развитии двигательной памяти. Активно участвую во всех классных и общешкольных мероприятиях в главных ролях, с помощью которых развивается моя слуховая память. У меня много друзей, с которыми мы весело и полезно проводим свободное время: просмотр детских фильмов, прогулка и игры на свежем воздухе, общение. Не исключено, что моя память имеет наследственный признак, так как память моих родителей на хорошем уровне. Но развитие разных видов памяти нужно совершенствовать, так как в будущем мне предстоит заниматься в среднем и старшем звеньях школы, поступить в ВУЗ, получить хорошее образование.

Приложение 4









2.2 Моя память

Я решила исследовать уровень развития зрительной, слуховой и двигательной памяти у себя. Мне помогал мой учитель Сабирова Альфира Рафановна. Первый эксперимент заключался в выявлении уровня развития слуховой памяти. Для этого мы использовали методику «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия

( Приложение 5). Мне диктовали 10 слов. Я должна была их повторить. Из 10 слов я запомнила 9 слов. Это говорит о норме развития слуховой кратковременной и долговременной памяти. Результаты представлены в таблице.

Таблица 1

пробы

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мёд

лишние слова

1

+

+

+

+


+

+

+

+

+


2


+

+

+

+

+

+

+

+

+


3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


4

+

+

+

+

+

+


+

+

+





Второй эксперимент на развитие зрительной памяти. Для этой диагностики взяли методику Д.Векслера. Мне показывали картинки (4) в течение 10 секунд, затем я должна была нарисовать такие же на чистом листе бумаги. При подсчёте получилось 10 б. (о хорошей зрительной памяти свидетельствует результат 10-14 баллов). Эти результаты представлены в таблице.

Таблица 2



Рисунок 1

Правильно расположенные флажки

Правильный угол пересечения линий

Две перекрещенные линии и два флажка

1

1

1

Рисунок 2

Большой квадрат с двумя диаметрами

Четыре маленьких квадрата в большом

Два диаметра со всеми мелкими квадратами

Четыре точки в квадратах

Точность в пропорциях

1

1



1

Рисунок 3

Большой прямоугольник с маленьким в нем

Все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника 

Маленький прямоугольник точно размещен в большом 


1

1

Рисунок 4

Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю 

Центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно

Фигура правильная за исключением одного неправильно воспроиз­веденного угла

1

1


Итого 10 баллов



Приложение 6

Второй способ развития зрительной памяти мы решили проверить по картинкам. Мне показывали 10 картинок в течение 30 сек. Мне удалось запомнить 8 слов. Это говорит о высоком уровне развития зрительной памяти.

Также мы провели эксперимент по определению уровня развития двигательной памяти. Учитель показала мне 10 танцевальных движений, я смогла повторить только 4 элемента. По результатам проведенных экспериментов мы видим, что слуховая и зрительная память у меня развиты на высоком уровне, а двигательная память - на среднем уровне. Именно поэтому я хожу на танцевальный кружок, чтобы моя двигательная память развивалась лучше.



Мои достижения.

Получив высокий уровень зрительной и слуховой памяти, я решилась на творческий эксперимент – участие в литературных испытаниях в г. Кировград. В муниципальном конкурсе юных чтецов «Наш дом – Россия» среди обучающихся общеобразовательных учреждений Кировградского городского округа в направлении «Стихотворение» С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная» я получила диплом 1 степени. В финале 8 Муниципального этапа Всероссийского литературного патриотического фестиваля «Русские рифмы» за стихотворение Мусы Джалиля «Чулочки» я награждена дипломом и кубком 1 степени. В открытом областном творческом конкурсе «Мы разные - мы вместе» 2023 в номинации «Художественное слово» я награждена дипломом за 1 место.

Приложение 7


Заключение

Подводя итог своей работы, я могу сказать, что цели и задачи, поставленные мной в начале проекта, считаю достигнутыми. Приведенные выше научные сведения и исследования, констатируют тот факт, что память у людей различна. В результате проведенных мной опытов я получила статистические данные об уровнях развития слуховой, зрительной и двигательной памяти у себя. Слуховая и зрительная память у меня на высоком уровне. Об этом свидетельствуют мои награды. Надо помнить, что наша память во многом зависит от нас. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления. Научись себе говорить «да» и это будет решением проблемы. Я постараюсь помочь своим одноклассникам – проведу с ребятами разные игры по развитию памяти и об этом расскажу в следующем проекте.



Список литературы

1. Большая советская энциклопедия (Отоми-пластырь) 3 изд. М.: Аст-премьера,1999

2. Детская энциклопедия Человек т.7,3 изд. Для среднего и старшего возраста. М.: Педагогика,2009

3. Иванова В. Секреты памяти М.: Аст-премьера,2007

4. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение, память М.: Мир, 2000

http://psyera.ru/vidy-pamyati-ih-kratkaya-harakteristika

https://www.google.ru/





















Приложение 1















Приложение 2
















Приложение 3















Приложение 4

Как я развиваю память

Занимаюсь спортом, гуляю на свежем воздухе






Играю в настольные игры (мемо, пазлы, лего и т.д.)






Приложение 5

Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов»

Цель:

 Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Оборудование

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.

Материал

Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим между собой никакой связи.

Стимульный материал

Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

Вот несколько вариантов слов для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

Процедура исследования

Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.

Испытуемому дается инструкция:

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе крестиками.

Оценка результатов

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.
























Приложение 6


На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Результаты опыта:

1.

  • Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;

  • правильно расположенные флажки — 1 балл;

  • правильный угол пересечения линий — 1 балл;

  • максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2.

  • Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;

  • четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;

  • две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

  • четыре точки в квадратах — 1 балл;

  • точность в пропорциях — 1 балл;

  • максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3.

  • Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;

  • все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;

  • маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.

4.

  • Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю —    1 балл;

  • центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;

  • фигура правильная за исключением одного неправильно воспроиз­веденного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат —  14 баллов.

О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат 10-14 баллов, о средней – 6-9 баллов, о низкой – 0-5 баллов

Приложение 7



17