Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
Научно - исследовательская работа по теме:
«Секреты памяти»
Исполнитель:
Фомина Арина
ученица 2 класса
Руководитель проекта:
Сабирова Альфира Рафановна-
учитель начальных классов
п. Карпушиха
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………… | 3 |
Глава 1.Теоретическая часть…………………………………………….. | 4 |
1.1 Что такое память……………………………………………………….. | 4 |
1.2 Виды памяти…………………………………………………………… | 5 |
1.3 Механизмы памяти…………………………………………………….. | 6 |
1.4 Способы улучшения и развития памяти………………………………. | 7 |
Глава 2 Практическая часть……………………………………………… | 8 |
2.1 Способы развития моей памяти……………………………………….. | 8 |
2.2 Моя память…………………………………………………………… | 9 |
2.3 Мои достижения…………………………………………………….. Заключение…………………………………………………………………. | 10 10 |
Список литературы………………………………………………………... | 11 |
Приложения | |
Введение
Актуальность выбранной темы: Когда мы приходим в школу, то мы все хотим хорошо учиться, и получать только «5». Мы взрослеем, и появляется желание получить профессию, стать успешным человеком, и мы понимаем, что для этого надо много учиться, запоминать полученные знания. Я заметила, что на уроке, слушая учебный материал вместе с одноклассниками, вспомнить, воспроизвести его на следующий день может не каждый ученик. Почему так происходит и от чего это зависит? Мне захотелось разобраться: влияет ли на это память и если да, то, что можно сделать, чтобы её улучшить. Так появилась тема моей работы «Секреты памяти».
Цель моей работы: определить и сравнить уровень развития разных видов памяти у себя.
Задачи исследования:
узнать, что такое память;
выяснить, какие бывают виды памяти;
узнать различные способы улучшения памяти;
провести эксперимент по уровню развития памяти на себе.
Гипотеза: с помощью труда и правильной методики запоминания можно развить превосходную память.
Объект исследования: память.
Предмет исследования: виды моей памяти
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Что такое память?
Изучая литературу по данной теме, я начала с определения памяти. Память – это способность нашего мозга сохранять и воспроизводить информацию. Память – важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, двигательных навыков, творческих процессов. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Память бывает двух видов – кратковременная и долговременная.
Кратковременная память – время хранения информации от секунд до десятков минут.
Долговременная память имеет неограниченный объем и быстрый доступ к данным. Она характеризуется временем хранения информации, которое сравнимо с продолжительностью жизни организма.
2.2 Виды памяти
Из дополнительных источников информации я выяснила, что существуют разные виды памяти. Рассмотрим некоторые из них.
Образная память – это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы. В образной памяти выделяют:
Зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника);
Слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шуб турбин самолета);
Вкусовую (вкус любимого напитка, горечь перца, сладость фруктов);
Обонятельную (запах луговых трав, любимых духов);
Тактильную (боль случайно порезанного пальца, ласковые руки матери, мягкая спинка котенка).
Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в футбол).
Эмоциональная память – это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок).
Словесно-логическая память- это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивает самим названием данного вида памяти.
Приложение 1
2.3 Механизмы памяти
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. Основные процессы памяти:
Запоминание – главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала;
Сохранение – когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях.
Воспроизведение – этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание, репродукция (когда память восстанавливает необходимый материал).
Забывание – процесс противоположный сохранению. Процесс забывание может быть, как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.
Приложение 2
2.4 Способы улучшения и развития памяти
Изучайте науки: математику, иностранные языки
Узнавайте что-то новое. Чтобы улучшить память и сохранить производительность мозга, как можно чаще занимайтесь новым видами деятельности. Выучите новый танец, новый язык, новую игру.
Высыпайтесь. Процесс сохранения информации происходит, когда вы спите.
Сосредоточьтесь на физкультуре. Физические упражнения повышают частоту сердечных сокращений и увеличивают приток крови к мозгу.
Следите за своим питанием. Ешьте продукты, которые улучшают работу мозга и предотвращают ухудшение памяти (черника, помидоры, куркума, рыба, зеленый чай, орехи, оливковое масло).
Наслаждайтесь природой. Прогулка на свежем воздухе улучшает память.
Играйте. Больше всего подойдут игры в шахматы, пазлы, судоку, слова…
Общайтесь. Общение полезно для мозга и для общего настроения.
Приложение 3
Глава 2. Практическая часть
2.1 Способы развития моей памяти
Я хорошо учусь в школе. Лучше всего мне даются основные предметы: математика, русский английский языки, литературное чтение, окружающий мир. Я с уроков, слушая объяснения учителя, запоминаю учебный материал. Выполняя домашние задания, заучивая без труда правила, закрепляю полученную информацию. Мы учим стихотворения, скороговорки, потешки, пишем изложения, сочинения. С детства я играю в занимательные настольные игры. У меня много лего конструкторов, настольные игры «мемо», металлический конструктор, пазлы, игры на развитие логики и мышления (например, IQ). Это развивает мою зрительную, тактильную память. Я занимаюсь спортом, посещаю танцевальный кружок, это помогает в развитии двигательной памяти. Активно участвую во всех классных и общешкольных мероприятиях в главных ролях, с помощью которых развивается моя слуховая память. У меня много друзей, с которыми мы весело и полезно проводим свободное время: просмотр детских фильмов, прогулка и игры на свежем воздухе, общение. Не исключено, что моя память имеет наследственный признак, так как память моих родителей на хорошем уровне. Но развитие разных видов памяти нужно совершенствовать, так как в будущем мне предстоит заниматься в среднем и старшем звеньях школы, поступить в ВУЗ, получить хорошее образование.
Приложение 4
2.2 Моя память
Я решила исследовать уровень развития зрительной, слуховой и двигательной памяти у себя. Мне помогал мой учитель Сабирова Альфира Рафановна. Первый эксперимент заключался в выявлении уровня развития слуховой памяти. Для этого мы использовали методику «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия
( Приложение 5). Мне диктовали 10 слов. Я должна была их повторить. Из 10 слов я запомнила 9 слов. Это говорит о норме развития слуховой кратковременной и долговременной памяти. Результаты представлены в таблице.
Таблица 1
№ пробы | лес | хлеб | окно | стул | вода | брат | конь | гриб | игла | мёд | лишние слова |
1 | + | + | + | + | | + | + | + | + | + | |
2 | | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
4 | + | + | + | + | + | + | | + | + | + | |
Второй эксперимент на развитие зрительной памяти. Для этой диагностики взяли методику Д.Векслера. Мне показывали картинки (4) в течение 10 секунд, затем я должна была нарисовать такие же на чистом листе бумаги. При подсчёте получилось 10 б. (о хорошей зрительной памяти свидетельствует результат 10-14 баллов). Эти результаты представлены в таблице.
Таблица 2
Рисунок 1 |
Правильно расположенные флажки | Правильный угол пересечения линий | Две перекрещенные линии и два флажка |
1 | 1 | 1 |
Рисунок 2 |
Большой квадрат с двумя диаметрами | Четыре маленьких квадрата в большом | Два диаметра со всеми мелкими квадратами | Четыре точки в квадратах | Точность в пропорциях |
1 | 1 | | | 1 |
Рисунок 3 |
Большой прямоугольник с маленьким в нем | Все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника | Маленький прямоугольник точно размещен в большом |
| 1 | 1 |
Рисунок 4 |
Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю | Центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно | Фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла |
1 | 1 | |
Итого 10 баллов |
Приложение 6
Второй способ развития зрительной памяти мы решили проверить по картинкам. Мне показывали 10 картинок в течение 30 сек. Мне удалось запомнить 8 слов. Это говорит о высоком уровне развития зрительной памяти.
Также мы провели эксперимент по определению уровня развития двигательной памяти. Учитель показала мне 10 танцевальных движений, я смогла повторить только 4 элемента. По результатам проведенных экспериментов мы видим, что слуховая и зрительная память у меня развиты на высоком уровне, а двигательная память - на среднем уровне. Именно поэтому я хожу на танцевальный кружок, чтобы моя двигательная память развивалась лучше.
Мои достижения.
Получив высокий уровень зрительной и слуховой памяти, я решилась на творческий эксперимент – участие в литературных испытаниях в г. Кировград. В муниципальном конкурсе юных чтецов «Наш дом – Россия» среди обучающихся общеобразовательных учреждений Кировградского городского округа в направлении «Стихотворение» С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная» я получила диплом 1 степени. В финале 8 Муниципального этапа Всероссийского литературного патриотического фестиваля «Русские рифмы» за стихотворение Мусы Джалиля «Чулочки» я награждена дипломом и кубком 1 степени. В открытом областном творческом конкурсе «Мы разные - мы вместе» 2023 в номинации «Художественное слово» я награждена дипломом за 1 место.
Приложение 7
Заключение
Подводя итог своей работы, я могу сказать, что цели и задачи, поставленные мной в начале проекта, считаю достигнутыми. Приведенные выше научные сведения и исследования, констатируют тот факт, что память у людей различна. В результате проведенных мной опытов я получила статистические данные об уровнях развития слуховой, зрительной и двигательной памяти у себя. Слуховая и зрительная память у меня на высоком уровне. Об этом свидетельствуют мои награды. Надо помнить, что наша память во многом зависит от нас. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления. Научись себе говорить «да» и это будет решением проблемы. Я постараюсь помочь своим одноклассникам – проведу с ребятами разные игры по развитию памяти и об этом расскажу в следующем проекте.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия (Отоми-пластырь) 3 изд. М.: Аст-премьера,1999
2. Детская энциклопедия Человек т.7,3 изд. Для среднего и старшего возраста. М.: Педагогика,2009
3. Иванова В. Секреты памяти М.: Аст-премьера,2007
4. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение, память М.: Мир, 2000
http://psyera.ru/vidy-pamyati-ih-kratkaya-harakteristika
https://www.google.ru/
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Как я развиваю память
Занимаюсь спортом, гуляю на свежем воздухе
Играю в настольные игры (мемо, пазлы, лего и т.д.)
Приложение 5
Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов»
Цель:
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.
Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).
Оборудование
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.
Материал
Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим между собой никакой связи.
Стимульный материал
Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.
Вот несколько вариантов слов для предъявления:
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.
4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь
Процедура исследования
Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.
Испытуемому дается инструкция:
Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;
а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их
послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе крестиками.
Оценка результатов
В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.
4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.
3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.
2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.
1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.
Приложение 6
На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты опыта:
1.
Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
правильно расположенные флажки — 1 балл;
правильный угол пересечения линий — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2.
Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3.
Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.
4.
Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 14 баллов.
О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат 10-14 баллов, о средней – 6-9 баллов, о низкой – 0-5 баллов
Приложение 7
17