СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Семья слов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Семья слов»»

Урок 58
ПРОЕКТ «СЕМЬЯ СЛОВ»

Педагогические
цели

Создать условия для обучения составлению «семьи слов» по аналогии с данным объектом, презентации учащимися своих достижений

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимают значимость хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию; подбирают слова с заданной морфемой, находят корень в однокоренных словах, подбирают однокоренные слова к заданному слову

Личностные
результаты

Имеют мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентируются на развитие навыков
сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осознают познавательную задачу, решают ее; используют знаково-символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.

Регулятивные: планируют свои действия для решения задач, выполняют действия по намеченному плану;
оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают причины успеха (неуспеха) и способы преодоления трудностей.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; оценивают мысли, советы, предложения других людей, разные мнения; высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень, слова, однокоренные слова, «дерево» слов; словообразовательный словарь, морфемный словарь

Образовательные
ресурсы

Морфемный словарь, словообразовательный словарь


организационная структура (сценарий) урокаЭтапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя


II. Постановка учебной задачи. Работа с учебником (с. 101)

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя,
беседа, инсценировка

Инсценировка.

Учитель. Однажды встретились корень куста и корень слова.

– Здравствуй, я корень, а ты кто?

– Я тоже корень.

– Я в земле живу. А ты где живешь?

– А я в словах живу.

– Ну какой же корень может
жить в словах? Вот я корень
так корень!

Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника,

Слушают учителя;
соотносят содержание инсценировки
и учебный материал; отвечают на вопросы, формулируют
тему урока и определяют цель деятель-ности на уроке

Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Фронтальный, ответы на во-просы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



а то и целое дерево. А от тебя
что растет?

– Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.

– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!

– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже
назвать-то нельзя!

Учитель. Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых
растения вырастают, и такие,
от которых новые слова вырастить можно!

– Попробуйте объяснить, о чем
у нас с вами будет разговор
на уроке?




III. Закрепление знаний
и способов действий.

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, бесе-

– Посмотрите на иллюстрацию
в учебнике (с. 101). Найдите
на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов.

Слушают учителя, отвечают на вопросы; составляют предложение с выбран-

Пр. – отрабатывают умения выполнять разбор слова по составу, составлять
(подбирать) слова в соот-

Беседа
по вопросам, письмо


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

1. Работа
по учебнику
(с. 101)

да, работа
с таблицей, письмо

– Составьте предложение с любым словом, которое вы нашли на рисунке.

– Выполните упр. 3 на с. 101
учебника

ным словом. Работают со схемами слов, подбирая к ним слова с аналогичной структурой

ветствии с предложенной схемой.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем


2. Защита
проектов

Фронтальная. Словесный, практический

– Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов», и в качестве эксперта, который оценивает увиденную презентацию. Будьте настоящими знатоками изучаемого вопроса, внимательными и доброжелательными слушателями

Слушают учителя, защищают свои исследовательские проекты, в отведенное учителем время комментируют представленные работы

К – приобретают опыт
публичного выступления, оформления и представления своего исследования

Индивидуальный.

Презентация проекта

Физкультминутка

Коллективная. Практический

А теперь, ребята, встали,

Ручки дружно вверх подняли,

Наши пальчики размяли,

А потом опять их сжали.

Кулачками повращали,

Головою покачали

И ногами постучали.

Отдохнули! Помолчали!

И опять работать стали!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений

3. Обсуждение проектов.

Составление

Фронтальная, индивидуальная. Словес-

– Итак, все проекты представлены. Предлагаю высказать свое мнение о том, что понравилось,

Высказывают свои мнения о представленных проектах.

К – размышляют, высказывают мнение, представляют и аргументируют свою

Беседа
по вопросам


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

рейтинга

ный, практи-ческий. Беседа

что удивило, что показалось
интересным. Пока звучат мнения слушателей, примите участие
в составлении рейтинга лучших
5 проектов

Пишут на листочках по пять фамилий
учащихся, чьи проекты наиболее понра-вились

позицию, приобретают опыт ведения корректного спора


IV. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Какая задача стояла перед нами?

– Удалось ли ее решить?

– Кто справился с задачей

– Кто испытывал затруднения?
Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание (рабочая тетрадь,
упр. 99, 103)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития