Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Леонтьевская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Ступино Московской области
Проект
«Школьные традиции»
Автор и разработчик:
классный руководитель 11 класса
Мосолова Ирина Игоревна
2020 г.
Содержание проекта:
Введение………………………………………………………….…...3 стр.
Обоснование актуальности проекта;
цели;
задачи;
планируемые результаты.
Содержание проекта…………………………….…………………....7 стр.
Заключение………………………………………………………….14 стр.
Литература…………………………………………………………..15 стр.
«Воспитание – великое дело, им решается участь человека».
В. Г. Белинский
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?»
Д.С. Лихачев
1. Введение
В толковых словарях разных авторов слово «традиция» означает примерно одно и то же: исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, укоренившийся порядок и т.п. Школьные традиции следует рассматривать как «обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые из одного поколения учащихся к другому».
В каждой большой и дружной семье есть свои традиции, которые являются отражением преемственности многих поколений. Так и в нашей школе есть свои традиции. Традиции нашей школы являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников выпускников и родителей, ведь школа – это государство, тот мир, в котором обучающиеся проживают целых 11 лет. Школьные традиции – это, прежде всего, такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. Традиционным признается только такое явление, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер.
Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. Сохранение школьных традиций совершенно невозможно, если новые поколения школьников не поддерживают тех начинаний, которые осуществляли старшие учащиеся. Одним из признаков, которыми характеризуются школьные традиции, является наличие в них установившейся формы, и, как правило, яркой, богатой формы. Молодая, только зарождающаяся традиция на первых порах оказывается не очень интересной со стороны формы, но в дальнейшем она обязательно накопит такие черты, которые украсят её, сделают привлекательной для школьников. Эмоциональное воздействие традиций усиливается благодаря тому, что они увлекают детей не только своим содержанием, но и оригинальной формой. Значимость и необходимость школьных традиций заключается еще и в том, что они отражают социальную направленность учебного заведения. Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал.
К. Д. Ушинский считал, что воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров. Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложены определенные воспитательные цели. Главные из них это общешкольные традиции и традиции первичного коллектива.
Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации.
Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Данный проект не потеряет своей актуальности, поскольку формирует базовые ценности:
1. положительное отношение к традиционным праздникам в России;
2. положительное отношение к школьным традициям (традиционным мероприятиям);
3. традиционное поведение.
Принципы формирования традиций:
безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;
беспристрастность в оценке поступков обучающихся;
терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия;
диалогичность и полилогичность в общении с обучающимися;
отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия;
использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с обучающимися;
исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Традиции, положительно влияющие на мироощущения и мировоззрение ребёнка:
знакомство с традициями, которые есть в школе. Экскурсия по школе, знакомство с символикой школы, с людьми, которые в ней работают;
разъяснение правил поведения в различных ситуациях;
совместная с учащимися выработка законов жизни в классе. Например,
каждый человек имеет право на ошибку и её исправление;
человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека;
человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение;
человек должен учиться дружить и иметь друзей;
человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи;
человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Цели проекта:
на основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у обучающихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества;
ознакомить и возродить народные традиции, обычаи, ремёсла, изучить духовные ценности народа;
сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов.
Задачи проекта:
привлечение обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;
социализация обучающихся, подготовка их к жизни;
развитие познавательных интересов, развитие творческой активности;
воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству;
формирование социально-нормативных навыков поведения;
формирование валеологической культуры, здорового образа жизни;
развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.
В результате осуществления проекта предлагаются следующие изменения:
1. В школе как в образовательной системе:
разработка системы традиционных общешкольных мероприятий;
приобщение обучающихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению;
вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе ученика:
Источники информации: научная и художественная литература, Интернет-ресурсы, жизненный опыт, общение со старшим поколением.
2. Содержание проекта
Деятельность по реализации проекта:
система «Тематические классные часы»;
учебная деятельность через предметы;
работа школьных кружков, секций и факультативов;
концерты и народные праздники (игры, посиделки);
конференции и семинары, посвященные направлениям работы школы;
система мероприятий через школьную библиотеку;
традиционные школьные мероприятия;
тематические недели в школе;
выставки творческих работ;
видеолектории;
экскурсии;
походы;
творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов);
участие в муниципальных мероприятиях.
Традиции школы
Общешкольные традиции способствуют сплочению классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. В нашей школе накоплено много очень полезных и добрых традиций, в том числе возникших очень давно и поддерживающихся до настоящего времени.
1. Культурно-исторические традиции
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и этнокультурного сознания: Рождество Христово, Святки, Масленица.
Историко-патриотические: встречи с ветеранами ВОВ и труда, с воинами-интернационалистами, концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека». Вахта Памяти (возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату), концерты и музыкально – литературные композиции ко Дню Защитника Отечества. Фестиваль военной песни, конкурс «А ну - ка, парни», концерт «Салют, Победа!». Экскурсии по боевым, памятным местам, музеям, театрам области, Москвы.
День памяти Зои Космодемьянской. Ежегодно в день рождения Зои Космодемьянской в школе проводятся мероприятия, посвященные Дню памяти З. Космодемьянской. В рамках Дня памяти проводятся классные часы, конкурсы стихов, сочинений, экскурсии в школьном музее «Живая память».
Фестиваль военной песни. Данный фестиваль проводится с целью воспитания у учащихся любви к своей Родине, уважительного отношения к историческим традициям и культуре своего Отечества, чувства гордости за свой народ, развития интереса к героической истории своей Родины, воспитания мужества, верности, чести.
Вахта памяти ко Дню Победы. Чествование ветеранов Великой Отечественной войны «По дорогам памяти». В начале мая традиционно проходят мероприятия, посвященные «Дню победы». Цикл этих мероприятий получил название «Эстафета Победы», которая включает в себя конкурс плакатов, смотр строя и песни, беседы и встречи с ветеранами, военно-спортивную эстафету, праздничный концерт. День Победы является традиционным праздником для всей школы. 9 мая ученики нашей школы вместе с учителями принимают участие в митинге. На классных часах ребята встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, вспоминают о подвигах солдат на фронте и тяжелой жизни в тылу.
Семейные: круг семейного чтения, деревенские посиделки, участие родителей в классных и школьных мероприятиях.
2. Школьные традиции
Цель: повышение мотивации учебной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей.
День Знаний, посвящение в первоклассники, прощание с Азбукой, осенний праздник. Тематические недели школы, интеллектуальные марафоны, конкурсы и игры, конкурс «Класс года», библиотечные часы, участие в школьных и городских олимпиадах, праздник Последнего звонка, выпускные вечера. Познавательные, краеведческие, исторические экскурсии.
Праздник первого звонка «Здравствуй, школа!». Ежегодно 1 сентября школа открывает двери для своих учеников. Проводится торжественная линейка, посвященная дню Знаний, которая начинается минутой молчания в честь памяти Гордиенко А.И. Праздник способствует позитивному настрою на учебу и серьезный труд. Каждый год по традиции на торжественной линейке вручаются грамоты лучшим ученикам предыдущего года.
Тематические недели школы. Уже много лет тематические недели являются традиционными. За последние года проходили тематические недели, посвящённые осени: «Здравствуй, золотая осень!», «Чудеса из лукошка» (начальная школа). Неделя естественных наук, литературная неделя, неделя по профориентации, неделя естествознания (среднее и старшее звено).
Последний звонок. Последний звонок – любимый праздник школьников, завершающих учебу. Как правило, его проводят 25 мая перед выпускными экзаменами. Этот день своего рода окончание учебного марафона с уроками, контрольными работами, переменами, домашними заданиями и мероприятиями. К празднованию этого знаменательного дня привлекаются все ученики как младших классов, так и старшеклассники, учителя и родители школьников. Торжественная церемония предполагает выступления директора, приглашенных гостей, классных руководителей, членов родительского комитета, театрализованные представления от первоклассников и творческих коллективов школы. Сами выпускники в этот день одеваются либо в школьную форму, либо в строгие костюмы, поверх которых повязывают ленты с надписью «Выпускник» и прикалывают маленькие колокольчики. Звучит мелодия вальса, и будущие выпускники кружат в танце с одноклассниками и учителями. И вот, трели школьного звонка возвещают о том, что позади беззаботное детство и лишь череда выпускных экзаменов отделяет сегодняшних учеников от вручения долгожданного аттестата.
Конкурс «Ученик года». Целью конкурсного отбора является поощрение и поддержка лучших учеников образовательного учреждения по итогам учебной и творческой деятельности. На основании решения конкурсной комиссии лучшие учащиеся 2-11 классов награждаются дипломами I, II, III степени, грантами от ЗАО «Леонтьево» и памятными подарками на празднике первого звонка «Здравствуй, школа!». Информация публикуется в СМИ и размещается на школьном сайте. На основании решения конкурсной комиссии победителям выдаются рекомендации для участия в городском и другом уровне конкурсах.
Итоговые линейки. Ежемесячно школьники знакомятся с информацией о проведенных школьных делах, участиях школы в городских и окружных мероприятиях и конкурсах. Лучшим учащимся вручаются заслуженные грамоты. Ученики начальной школы узнают о продвижении своего «корабля» по «океану знаний». На последней линейке в мае определяются победители общешкольного конкурса «Самый спортивный класс» и «Самый активный класс», самые активные школьники отмечаются грамотами, классным коллективам присваивается уровень продвижения их активности.
Выпускной бал. В июне заключительным аккордом учебного года являются торжественные линейки, посвященные выпуску учащихся 9-х и 11-х классов. В праздничной обстановке из рук директора школы выпускники получают первый в своей жизни документ – аттестат. Почетными грамотами отмечаются ученики, отличившиеся в науке и спорте, творчестве и социальной активности. Благодарственные письма вручаются родителям, которые оказывали поддержку школе в образовании детей.
Вечер встречи выпускников. Вечер встречи с выпускниками «На школьной волне». Каждые пять лет в первую субботу февраля двери школы открыты для всех выпускников и учителей, для которых наша школа была когда-то вторым домом. В этот день приглашаются выпускники, старожилы школы. Для гостей готовится конкурсная и концертная программа. Мы готовим сюрприз для всех выпускников – презентацию с фотографиями выпусков разных лет. Повзрослевшие вчерашние ученики с удовольствием вспоминают дни, когда самым большим разочарованием была двойка в дневнике. На сцене и в школьных коридорах в этот вечер звучат песни, признания, раскрываются детские секреты и тайны!
3. Традиции преемственности (детский сад – начальная школа – выпускники школы)
Цель: построение модели непрерывного образования.
Концерты, посвящённые «Дню Учителя», «Международному женскому дню», новогодние утренники, участие в летнем оздоровительном школьном лагере.
День учителя. По традиции это замечательный общешкольный праздник. С утра в школе звучит музыка. Старшеклассники прямо при входе в школу поздравляют наших дорогих учителей. В этот день все права по организации и проведению занятий передаются старшеклассникам. Новая администрация школы составляет расписание на этот день и планирует ряд развлекательных мероприятий. Никогда нельзя предугадать заранее, как пройдут уроки в этом классе. Учителя, ненадолго ставшие детьми, включаются в игру, шалят и проказничают, пытаются сорвать урок. Иногда приходится вызывать «классного руководителя» и даже директора школы! Новоиспеченные учителя, вчера еще сидевшие за партами, в этот день видят работу педагога с другой стороны, что в дальнейшем меняет их отношение к школе и учителям. Заканчивается этот день традиционно торжественным концертом, посвященным нелегкой профессии «учитель»!
Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвященный дню защитника Отечества. К этому празднику приурочены спортивно-массовые мероприятия, военизированная эстафета, конкурс строя и песни среди учащихся начальной школы, участие в городских мероприятиях.
В 2012 году в рамках месячника произошло событие: в школе открылся музей Боевой Славы. В нем собраны экспонаты времен Великой Отечественной войны, фотографии солдат, сражавшихся за Родину. Представлен раздел, посвященный воинам-интернационалистам, выпускникам, посвятившим себя военной службе.
Праздники, посвященные Международному Женскому дню 8 Марта. Есть в нашей школе традиция: каждый год поздравлять мам с весенним праздником Днём 8 Марта! А подарком для них является концерт, к которому ребята готовятся с начала учебного года. Показать свои таланты стараются и взрослые, и малыши. Концертная программа проходит в актовом зале. Задорные песни, озорные танцы, смешные сценки посвящаются мамам. Праздник завершается чаепитием и вручением цветов и подарков, сделанных ребятами своими руками.
День Земли. Ежегодно в сентябре школа не остается равнодушной к экологической проблеме нашей планеты. Традиционно проводится акция, в рамках которой организуется уборка школьной территории, пропаганда охранять и беречь природу, распространение агитфлаеров среди жителей 2-го микрорайона, классные часы и внеклассные мероприятия, формирующие экологическую грамотность учащихся.
День Матери. Ежегодно дети приглашают своих мам на праздник. Дети вместе с мамами смотрят концерт в актовом зале, потом располагаются за праздничным столом в кабинетах школы. День матери в России отмечается в последнее ноябрьское воскресенье.
Новогодние праздники. Накануне Нового года все ученики начальной школы попадают в сказку. Новогоднее представление традиционно проводится в актовом зале и организуется силами педагогов нашей школы. Сказочное шоу сменяется хороводами у елки, играми и песнями. А вот для учащихся средних классов проводятся конкурсные программы с участием большого количества школьников. Старшеклассники сами организуют себе праздник. Новогодняя программа представляет собой танцевальный марафон с играми и конкурсными заданиями.
4. Спортивно-оздоровительные традиции
Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни.
Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, участие в военной спортивной игре «Зарница», проведение зимних игр и забав на празднике «Проводы Зимы», туристические походы, летний спортивный оздоровительный лагерь.
День здоровья. Ежегодно в начале сентября и 7 апреля проводятся дни здоровья, которые способствуют физическому развитию детей, сплочению классных коллективов, воспитывают желание обучающихся вести здоровый образ жизни.
Традиции класса
В классе учитель сохраняет все традиции школы, но также вместе с родителями может формировать самые различные традиции класса. Например, традиция работы с портфолио обучающихся; презентация книги классных достижений; поддержка ребят, которые часто болеют; традиция «тёплых писем»; традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе; сменная выставка лучших творческих работ обучающихся.
Традиционными могут быть различные мероприятия, например, праздник рождения класса; день именинника и т. д.
Система классных часов
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии имеют множество вариантов.
Формы проведения классных часов
Выбор формы зависит от поставленной цели, возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса и школьных условий.
В зависимости от этих условий можно использовать следующие формы классных часов: беседа (этическая, нравственная); дискуссия; инсценированный час; литературный час (по творчеству писателя, поэта); музыкальный час; литературно – музыкальный час; игровой час (экономическая игра, интерактивная игра); музыкально – спортивный час; театрализованный классный час; час развлечения на прогулке; встречи с интересными людьми; викторины по различным областям знаний; КВНы; час – тренинг; читательские конференции; устный журнал; час вопросов и ответов; час – сказка; час – путешествие; час – практикум.
Система мероприятий через школьную библиотеку
Экскурсия в библиотеку «Этот волшебный книжный мир»; литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам; викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы краеведческого, экологического, этического и нравственного направления; встречи с писателями, поэтами родного края; привлечение старшеклассников для проведения читательских дней в школе; литературно – музыкальные композиции, посвящённые главным праздникам.
Экскурсии (Ступино и Ступинский район)
Достопримечательности: бывшая усадьба декабриста Ф. П. Шаховского Верзилово, дворец Культуры, мемориальный сквер имени Полякова В. Ф., парк имени Островского А. Н., Троицкий Белопесоцкий монастырь. Ступинские музеи: историко - краеведческий музей, художественная галерея «Ника».
3. Заключение
Очень здорово, если классный руководитель может рассказать пятиклассникам не только о школе и её традициях, но и о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе.
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса. Данный проект длился 7 лет с 2013 по 2020 год. На выпускном вечере состоялась премьера видео о школьной жизни моих выпускников. Видео доступно на ресурсе YouTube по ссылке https://youtu.be/KpRMKVZU4tc.
Список традиций можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.
4. Литература
Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый.- 2014. - №10. -- С. 349-352.
Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.-24с.
Лутовинов, В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию/ В. И. Лутовинов/ Научно-исследовательская работа. - М.: Армпресс, 2006. - 62 с.
Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1973- 208 с.
Ушинский, К.Д. 2 том /Собр. соч. //[Электронный ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/.
Федеральный Закон N 273, Об Образовании в Российской Федерации // Российская Газета.- М.: - 31 .12. 2012 - №5976.