Проект
«Сказка, как здоровьесберегающая технология
в воспитательно – образовательном процессе».
«В сказках видна и душа народа русского, имудрость.
Они – богатство наше.» (В. А. Жуковский)
1. Актуальность проекта
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
В основу проекта положена физкультурная сказка, позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил.
Мудрецы говорят, что самое главное этонаполнитьдушу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок. Терапия – уход, забота, лечение.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности .
Цель метода сказкотерапии: -здоровьесбережение, снижение агрессивности у детей и тревожности. Здоровьесберегающая технология –сказкотерапия, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
2. Цель проекта
Основная цель работы–развитие физических и умственных способностей детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные:
формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
формирование практических навыков и умений двигательного воображения
Развивающие:
развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
развитиедетского творчествав различных видах деятельности;
совершенствование навыков связной речи детей
Воспитательные:
воспитание интереса к сказкам;
воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
3. Описание проекта
В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.
Проект содержит перспективные планы работы с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ.
4. Ожидаемые результаты
повысить интерес детей к физическим упражнениям и спорту;
формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
обогатить воспитанников новыми знаниями, яркими впечатлениями;
овладение навыками публичных выступлений;
формирование устойчивого интереса к сказкам;
формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
Исполнители проекта и основные участники:
В данном проекте примут участие дети дошкольного возраста, их родители, воспитатели и специалисты ДОУ.
Формы подведения итогов реализации проекта:
Показательное выступление : ООД «Сказки А.С.Пушкина» .Театрализованные сказки: «Кошкин дом», «Гадкий утенок».
Диагностика на конец года.
Сроки этапы реализации проекта: .(долгосрочный).
Раздел Формы работы Выход
1.Подготовительный.
Диагностика детей, составлениеплана работы,подготовка практического материала: аудио и видео материалов, подбор библиотеки, оформлениеуголка для родителей по русским народным сказкам.
2. Основной этап.
Консультационный материал, советы, рекомендации. Конспекты занятий, консультации, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры:
«Узнай сказку».
«Собери сказку».
«Кто лишний».
«Узнай по силуэту».
Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, прослушивание русских.
народных сказок в аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольноготеатра, проведениесовместных мероприятий сродителями: мастер-класс, семейноесловотворчество,разучивание пословиц, поговорок.
Совместное продуктивное творчество конкурсы рисунков, творческая мастерская по изготовлению атрибутов,декораций, разных видов театра. Открытые мероприятия, выставка детских рисунков по теме «Моя любимая сказка», наполнение предметно–развивающей среды костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, разными видами театра.
3.Заключительный.
Показательное выступление детей.
Театрализованные сказки: «Кошкин дом», «Гадкий утенок» ,проведение диагностики на конец года с целью отслеживания результатов работы Рефлексия (самоанализ)
Перспективный план работы с детьми
1. Знакомство со сказкой
«Дюймовочка».
Познакомить детей с действием сказки (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого - либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте; развитие творческого воображения и речи.
8 занятий: 1.читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскладываем картинки; 3.замещаем персонажей сказки; 4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку;
6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.разыгрываем сказку
с помощью футбол – мячей (здоровье сберегающие технологии)
2. Сказка пластический балет
«Времена года», Комплексное развитиеребенка: мелкой моторики, слуховой памяти,творческой фантазии, формирование навыков сотрудничестваитворчества. Чтение сказки, используя между паузами звуковые эффекты.
3. «Сказки
вместе сочиняем, а потом мы в них играем»,«Звери шли к теремку и оставили следы». Развитие творческого воображения и мышления.
Игры на прогулке (дети оставляют следы на снегу)
4.Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Развитие мышления,
творческого воображения и речи.
1. читаем сказку и отвечаем на вопросы;
2.раскладываем картинки; 3.подбираем предметы по величине;
4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью кукольного театра.
5.Сказка «Хаврошечка» учит выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию.
Разыгрываем сказку с
Помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии) .
8 Игровые занятия: «Сказка за сказкой»;«Сказка по кругу» (с мя-чом);«Вы попали в сказку»;
Игра-танец «Мы из сказки».
Продолжать знакомить детей с разными чертами характера литературного персонажа.
Учить рассказывать новую сказку, передавая мяч друг другу.
Развивать творческое мышление детей.
Учить выполнять ритмико- двигательные движения, проявляя творческую импровизацию. Игровая деятельность
Художественная деятельность .
9 Игровая деятельность
Д/игры: «Узнай сказку», «Кто лишний», «Узнай по силуэту».
Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной формеузнавать сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки.
Игровая деятельность .
10 Аппликация: пригласительная открытка на спектакль.воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, желание создавать открытки-приглашения для родителей, поддерживать стремление проявлять свою творческую фантазию, воображение в изготовлении приглашений.
11 «Фитбол-сказки» придуманные детьми и родителями, развитие двигательного воображения, творческого мышления.
Художественная деятельность.
Перспективный план работы с родителями.
1 Консультация – рекомендация на информационном стенде «Роль сказки в жизни ребенка» сентябрь
2 Работа библиотеки «В помощь родителям» «Играем в сказку» (сборникД/игр, заданий, вопросов, аудио-сказок, игровых ситуаций по сюжетам сказок).
3 Консультация «Речевые игры по мотивам русских народных сказок».
4 Консультация практикум «Сказки на кончиках пальцев».
5 Семейное словотворчество. Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем.
6.Родительская мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для спектакля)
Перспективный план работы с воспитателями и специалистами ДОУ:
№ п/п Форма работы Тема Сроки
1 Консультация «Сказкотерапия как мощный инструмент формирования и развития личности ребенка»
2. Семинар-практикум (Упражнения с массажным мячом по мотивам русских сказок)
3. Презентация «Кукольный театр своими руками».