СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сколько стоит собака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в этой работе будем говорить о разработке проектов «Сколько стоит моя собака?», в котором будем рассчитывать содержание собаки определённой породы и сопоставлять с семейным бюджетом 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сколько стоит собака"»





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»


Западный филиал РАНХиГС




Методическая разработка цикла занятий

«Сколько стоит собака»

в рамках предмета «Окружающий мир»





Разработчики педагогического проекта:

  1. Баужа Виктория Чеславовна

  2. Власенко Наталья Владимировна

  3. Мартынчук Светлана Михайловна

  4. Продан Оксана Эльсияровна



Старший методист РМЦ Л.Л. Карама




Калининград

2017 год

Оглавление

Пояснительная записка 3

Содержание проекта 4

Формы и система оценивания результатов 8

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 9

Приложения 10

Приложение № 1 10

Приложение № 1 11

Приложение № 1 12

Приложение № 1 13

Приложение № 1 14

Приложение № 1 15

Приложение № 1 16

Приложение № 1 17

Приложение № 1 18

Приложение № 1 10

Приложение № 1 19





Пояснительная записка

Проект «Сколько стоит щенок?» рассчитан на 4 занятия на уроках окружающего мира.

Целевая группа: учащиеся 4 класса (3 группы по 6 человек)

Продолжительность проекта: 1 месяц (один урок в неделю)

Цель проекта: выяснить, сколько стоит содержание собаки определённой породы

Задачи проекта:

  • Сформировать представление о жизни домашних животных –

собак: происхождение, порода, питание, условия содержания, аксессуары

  • Развивать исследовательские способности с учётом финансового планирования

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Сформировать представление о финансовых затратах на приобретение и содержание домашнего питомца

  • Сформировать осознанное желание ребенка и родителей завести домашнего питомца

  • Активное участие родителей в делах класса

Метапредметные:

познавательные:

  • Научить осуществлять поиск и выделение необходимой информации в дополнительной литературе (о породах собак, их особенностях, условиях содержания и питания)

  • Сформировать умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

  • Повысить финансовую грамотность детей и родителей в вопросах воспитания и бережного отношения детей к животным

регулятивные:

  • Научить понимать задачи проекта и стремиться их выполнить

  • Научить планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

коммуникативные:

  • Воспитывать инициативу, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей)

  • Научить работать с соседом– пробовать проверять часть работы

  • Научить работать в группах

  • Научить формировать собственное мнение и позицию

  • Научить видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них

Предметные:

  • Расширить знания о роли собаки в жизни человека

  • Научить ответственному отношению к нашим любимцам


Содержание проекта

Пошаговый сценарий 1 урока «Собаки – наши друзья»

1. Организационный момент, 3 минуты.

После приветствия учитель может начать работу с классом с последовательных шагов:

  • формирование групп (3 группы)

  • объяснение актуальности темы

  • необходимость делать записи в процессе занятия, т.к. эти записи понадобятся для закрепления материала в процессе практикума.

  • учитель говорит несколько слов о финансовой грамотности для детей:

В рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», поэтому мы на протяжении четырёх уроков будем говорить о разработке проектов «Сколько стоит моя собака?», в котором будем рассчитывать содержание собаки определённой породы и сопоставлять с семейным бюджетом (озвучивание целей и задач урока).

2. Блок “Разговор с детьми о животных” – 20 минут

Учитель: есть ли у вас животные дома? какие? как вы думаете, почему эти животные живут рядом с человеком? почему человек выбирает именно этих животных?

Дети общаются в группах и дают ответы.

Учитель: предлагает поговорить о собаках, даёт высказаться детям, у которых дома живёт собака (рассказать о породе, возрасте, привычках)

Дети рассказывают о своих любимцах.

Учитель: объясните высказывание «Собака – друг человека»

Учитель: предлагаю послушать рассказ, как собака стала другом человека (прил. №1)

Учитель сообщает о том, что существуют памятники собакам (прил. №2)

3. Блок “Выбор породы собаки” – 15 минут

Учитель: на доске вы видите слово “Бюджет” и слова “план, доход, расход”. Попробуйте самостоятельно за 1 минуту составить определение семейного бюджета, используя слова – подсказки.

Учитель выслушивает ответы и дает правильный ответ: “Запишем в тетради верное определение”.

Учитель: на доске мы видим знаки вопроса около слов “Доход” и “Расход” – что это значит? Правильно, это значит, что мы должны будем на следующем уроке тщательно рассмотреть вопрос о структуре, содержании и источниках наших семейных доходов и расходов.

Учитель: назовите породы собак которые вы знаете, что вы знаете о этих породах (разницу и сходство).

На доске видеоряд фотографий собак разных пород (прил. №3).

Учитель: договоритесь, пожалуйста, в группе, какую из этих собак хотели бы вы купить. Выполняем задание за одну минуту.

Группы выполняют задание.

Учитель опрашивает по результатам выполнения задания представителей разных групп.

3. Блок “Домашнее задание” 2 минуты

Учитель: переходим к рассмотрению вашего исследования дома. Целью вашего домашнего задания будет: найти информацию о породе собаки, которую ваша группа выбрала, найти отличительные особенности, особенности условий содержания и питания, используя энциклопедии и ресурсы интернета.


Пошаговый сценарий 2 урока «Урок финансовой грамотности»

1. Организационный момент, 3 минуты.

После приветствия учитель может начать работу с классом с последовательных шагов:

  • обмен найденной информацией в группах

  • нахождение из собранной информации важной для данного проекта

  • учитель говорит несколько слов о финансовой грамотности для детей:

что такое семейный бюджет, как его рассчитать

2. Блок “Разговор с детьми о семейном бюджете” – 15 минут

Учитель: с прошлого урока мы уже знаем, что такое семейный бюджет, знаем понятия «Расход» и «Доход». Давайте подумаем:

что чаще нам удается сделать – купить что-либо или скопить? Почему? (беседа с классом). В зависимости от того, как мы управляем бюджетом семьи, какие у нас доходы и как мы планируем расходы, бюджет каждой семьи может быть разного вида. Давайте определим, какие виды бюджета могут быть. Для этого заглянем в словарь и найдем, что такое “профицитный”, “дефицитный” и “равноценный” бюджеты.

Группы выполняют задание. Выслушиваем ответы.

Учитель выслушивает ответы и подводит итог: мы должны помнить, планируя бюджет, что у каждой семьи есть обязательные, постоянные расходы: налоги, обязательные платежи (коммунальные услуги, страховка и др.), затем обязательные расходы на «жизнь» - питание, одежда, лекарства и др. А теперь давайте поговорим о том, как научиться экономить и не делать лишних расходов? Зачем это нужно делать и нужно ли?

3. Блок “Доходы и расходы” 15 минут

Учитель: переходим к рассмотрению семейных доходов и расходов, так как именно они формируют наш бюджет. Давайте вспомним, что такое “доходы” или “доходная часть, статья семейного бюджета”? Доход – сумма всех денежных или иных материальных поступлений в бюджет семьи.

Базой семейного бюджета являются доходы постоянные. Перечислите их – ученики перечисляют: зарплата, социальный пакет, пенсии и др.

Если мы вложили часть денег в банк (депозит) под % и не трогаем, не забираем определенное время, то это тоже относительно постоянный доход; так же, как и дивиденды - % с ценных бумаг.

А какие доходы можем отнести к временным и единоразовым? Гранты, стипендии, подарки, премии и др.

Можно ли сделать стипендию студента не временным доходом, а постоянным – на все время учебы? Что для этого нужно сделать? Хорошо учиться. Мы должны понимать, что можем управлять своими доходами.

А может ли постоянный доход в виде зарплаты стать временным? Может, если человек остался без работы, работал, получая зарплату «в конверте», т.е. «серую зарплату».

К сожалению, не все бывают готовы к потере основной статьи дохода, так как не имеют сбережений. А теперь рассмотрим статью расходов семейного бюджета.

Учитель выводит варианты расходов на слайд презентации, предлагает детям: посмотрите внимательно и найдите соответствие.

Дети работают в группах. Учитель выслушивает ответы и подводит итог:

мы должны помнить, планируя бюджет, что у каждой семьи есть обязательные, постоянные расходы: налоги, обязательные платежи (коммунальные услуги, страховка и др.), затем обязательные расходы на «жизнь» – питание, одежда, лекарства и др.

Как научиться экономить и не делать лишних расходов? Зачем это нужно делать и нужно ли?

4. Блок “Расходы на собаку” – 4 минут

Учитель: какие затраты нас ждут при приобретении щенка?

Дети рассуждают вместе с учителем:

порода (приложение №3)

паспорт (приложение №4)

питание (приложение №7)

уход (приложение №10, №11)

лечение (приложение №8)

дрессировка (приложение №9)

аксессуары (приложение №5, №6)

5. Блок “Домашнее задание” 3 минуты

Учитель: переходим к рассмотрению вашего домашнего задания. Целью которого будет: рассчитать содержание породы вашей собаки за один месяц, используя все перечисленные вами выше пункты. Для выполнения этого задания вы должны посетить зоомагазины, ветлечебницы, встретиться с кинологом и выполнить соответствующие фото или видеоматериалы. Предлагаю вам распределить задания в группах (кто-то пойдёт в зоомагазин, кто-то в ветлечебницу и т.д.).


Пошаговый сценарий 3 урока «Работа в расчетном бюро»

1. Организационный момент, 2 минуты.

После приветствия учитель может начать работу с классом с последовательных шагов:

  • представление собранной информации в группах

  • нахождение из собранной информации важной для данного проекта

  • совместный расчет содержания собаки вашей породы

  • выполнение шаблона стендового доклада

2. Блок “Обсуждение в группах” – 12 минут

Дети представляют и рассматривают в группах собранную дома информацию по заданной теме проекта. Выписывают нужные данные для дальнейших расчетов.

3. Блок “Расчет содержания собаки вашей породы” – 15 минут

Дети переходят к выполнению расчетов стоимости содержания собаки определенной породы.

4. Блок “Выполнение шаблона стендового доклада” – 8 минут

Дети продумывают формат, наполнение стендового доклада и готовятся к защите.

5. Блок “Домашнее задание” 3 минуты

Учитель: предлагает детям подготовиться к защите стендовых докладов с ответственностью. Объявляет о регламенте выступления группы, предлагает защиту по блокам и по своим данным сделать вывод: может ли ваша семья завести и содержать именно такую породу собаки.


Пошаговый сценарий 4 урока «Сколько стоит собака?»

1. Организационный момент, 3 минуты.

После приветствия учитель может начать работу с классом с последовательных шагов:

  • представление подготовленной информации в группах

  • подготовка совместного выступления о расчете содержания собаки вашей породы

  • доработка шаблона стендового доклада

  • представление проектов

  • подведение итогов проделанной работы

  • изготовление буклетов для свободного доступа

2. Блок “Обсуждение в группах” – 10 минут

Дети обсуждают в группах подготовленную дома информацию. Выписывают нужные данные для защиты проекта.

3. Блок “Доработка и подготовка совместного выступления” – 7 минут

Дети переходят к доработке шаблона стендового доклада, распределяют роли для совместного выступления, соблюдая предложенный регламент.

4. Блок “Представление проектов и вывод” – 15 минут

Дети группой представляют свой проект в течение пяти минут. Каждый из участников группы делает вывод: может ли он содержать собаку этой породы.

Учитель вместе с учениками подводит итог: прежде чем завести домашнего любимца нужно взвесить свои силы, наличие свободного времени, жилищные условия и финансовые возможности.

5. Блок “Домашнее задание” 3 минуты

Учитель предлагает изготовление буклетов о содержании определённой породы собаки для свободного доступа (любой обучающийся может воспользоваться заинтересовавшимся буклетом)





Формы и система оценивания результатов

Выполнение групповой практической задачи, в которую входит:

  • Поиск, отбор и сбор нужной информации

  • Создание фото или видеоматериалов

  • Подготовка и защита стендовых докладов


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
  • Энциклопедии о животных

  • Словарь финансово-экономических терминов

  • Компьютер (интернет)

  • Мультимедийный проектор

  • Экран

  • Фотоаппарат

  • Ватман

  • Маркеры

  • Тетрадь

  • Калькулятор











Приложение № 1

Это было очень – очень давно. Много тысяч лет назад человек приручил дикую собаку. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Прирученная собака помогала ему в охоте, а потом стала охранять жилище.

Понадобилось много времени, прежде чем собака забыла далекие привычки и стала настоящим другом человека. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте: отыскивать дичь и приносить её хозяину, помогала хозяину защищаться.

Древние египтяне активно занимались разведением собак и вывели много пород, среди них – гончие для охоты на газелей. Изображения этих собак можно увидеть в пирамидах и усыпальницах знати.

Римляне использовали собак в самых разных целях: были собаки-пастухи, были сторожевые собаки и собаки-охотники. Выращивали даже специальных боевых собак молоссов. Римляне брали их с собой на войну, заковывали в латы. В войске полководца Александра Македонского был отряд таких собак.

Собак брали в свои боевые походы и русские князья. В степи собаки издали чуяли приближение врагов и лаем предупреждали дружину.

А у Петра Первого была собака связная, которая разносила его письма и распоряжения. Но главной любимицей царя считалась собака, носившая имя Лизетта, породы терьер. Царь так любил своих собак, что после их смерти приказал сделать из них чучела. Сейчас они находятся в Зоологическом музее.

Еще в самых первых войнах собаки служили часовыми, связными и разведчиками. Позднее они подносили боеприпасы, лекарства и телефонный кабель, определяли местонахождение мин и находили раненых.

В Америке установили памятник в честь военных собак.

В мирное время собаки служат на границе, в полиции, помогают ловить преступников; работают спасателями.

Сенбернар по кличке Барри спас в горах сорок человек. В метель и в пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути в горах.

В Париже установили памятник этому замечательному псу.

На пляжах Италии долгое время работала собака Мас. Она помогала спасать не только утопающих, но и тонущие небольшие судна – крупная собака могла тащить лодку до тех пор, пока она не оказывалась в безопасном месте. Мас стала первой собакой в составе вертолётных спасательных бригад. Без колебаний она выпрыгивала из вертолёта в воду.

У некоторых северных народов – собака единственное домашнее животное.

Ездовые собаки были незаменимыми спутниками и помощниками полярных исследователей. Оба полюса Земли покорены на собачьих упряжках. Ни одна полярная экспедиция не обходилась без собак.

Особенно много работал с собаками наш прославленный академик И. Павлов. В Ленинградской области, где работал академик Павлов, поставлен памятник собаке – надёжному помощнику учёных

Лайкам Белке и Стрелке впервые удалось в космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми.

Памятник собаке – космонавту, лайке по имени Звёздочка. Эта собака знаменита тем, что после её полёта было решено впервые отправить в космос человека. Во время полёта лайка провела на орбите два часа и благополучно вернулась на Землю. А через месяц в космос полетел Юрий Гагарин. Памятник установлен на месте, где когда приземлилась капсула с собакой.


Приложение № 2







Приложение № 3 Породы собак для нашего исследования

Беспородная собака –дворняга


Тибетский мастиф


Той-терьер

Приложение № 4



Приложение № 5 Аксессуары для собак











Приложение № 6 Аксессуары для собак







Приложение № 7

Корм для собак



 Сухие корма



Консервированные корма



Съедобные игрушки

Приложение № 8




Приложение № 9







Приложение № 10 Уход за собаками




Приложение № 11 Уход за собаками