


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Западный филиал РАНХиГС
Методическая разработка цикла занятий
«Сколько стоит собака»
в рамках предмета «Окружающий мир»
Разработчики педагогического проекта:
Баужа Виктория Чеславовна
Власенко Наталья Владимировна
Мартынчук Светлана Михайловна
Продан Оксана Эльсияровна
Старший методист РМЦ Л.Л. Карама
Калининград
2017 год
Оглавление
Пояснительная записка 3
Содержание проекта 4
Формы и система оценивания результатов 8
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 9
Приложения 10
Приложение № 1 10
Приложение № 1 11
Приложение № 1 12
Приложение № 1 13
Приложение № 1 14
Приложение № 1 15
Приложение № 1 16
Приложение № 1 17
Приложение № 1 18
Приложение № 1 10
Приложение № 1 19
Пояснительная записка
Проект «Сколько стоит щенок?» рассчитан на 4 занятия на уроках окружающего мира.
Целевая группа: учащиеся 4 класса (3 группы по 6 человек)
Продолжительность проекта: 1 месяц (один урок в неделю)
Цель проекта: выяснить, сколько стоит содержание собаки определённой породы
Задачи проекта:
собак: происхождение, порода, питание, условия содержания, аксессуары
Планируемые результаты:
Личностные:
Метапредметные:
познавательные:
Научить осуществлять поиск и выделение необходимой информации в дополнительной литературе (о породах собак, их особенностях, условиях содержания и питания)
Сформировать умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное
Повысить финансовую грамотность детей и родителей в вопросах воспитания и бережного отношения детей к животным
регулятивные:
коммуникативные:
Воспитывать инициативу, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей)
Научить работать с соседом– пробовать проверять часть работы
Научить работать в группах
Научить формировать собственное мнение и позицию
Научить видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них
Предметные:
Содержание проекта
Пошаговый сценарий 1 урока «Собаки – наши друзья»
1. Организационный момент, 3 минуты.
После приветствия учитель может начать работу с классом с последовательных шагов:
формирование групп (3 группы)
объяснение актуальности темы
необходимость делать записи в процессе занятия, т.к. эти записи понадобятся для закрепления материала в процессе практикума.
учитель говорит несколько слов о финансовой грамотности для детей:
В рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», поэтому мы на протяжении четырёх уроков будем говорить о разработке проектов «Сколько стоит моя собака?», в котором будем рассчитывать содержание собаки определённой породы и сопоставлять с семейным бюджетом (озвучивание целей и задач урока).
2. Блок “Разговор с детьми о животных” – 20 минут
Учитель: есть ли у вас животные дома? какие? как вы думаете, почему эти животные живут рядом с человеком? почему человек выбирает именно этих животных?
Дети общаются в группах и дают ответы.
Учитель: предлагает поговорить о собаках, даёт высказаться детям, у которых дома живёт собака (рассказать о породе, возрасте, привычках)
Дети рассказывают о своих любимцах.
Учитель: объясните высказывание «Собака – друг человека»
Учитель: предлагаю послушать рассказ, как собака стала другом человека (прил. №1)
Учитель сообщает о том, что существуют памятники собакам (прил. №2)
3. Блок “Выбор породы собаки” – 15 минут
Учитель: на доске вы видите слово “Бюджет” и слова “план, доход, расход”. Попробуйте самостоятельно за 1 минуту составить определение семейного бюджета, используя слова – подсказки.
Учитель выслушивает ответы и дает правильный ответ: “Запишем в тетради верное определение”.
Учитель: на доске мы видим знаки вопроса около слов “Доход” и “Расход” – что это значит? Правильно, это значит, что мы должны будем на следующем уроке тщательно рассмотреть вопрос о структуре, содержании и источниках наших семейных доходов и расходов.
Учитель: назовите породы собак которые вы знаете, что вы знаете о этих породах (разницу и сходство).
На доске видеоряд фотографий собак разных пород (прил. №3).
Учитель: договоритесь, пожалуйста, в группе, какую из этих собак хотели бы вы купить. Выполняем задание за одну минуту.
Группы выполняют задание.
Учитель опрашивает по результатам выполнения задания представителей разных групп.
3. Блок “Домашнее задание” 2 минуты
Учитель: переходим к рассмотрению вашего исследования дома. Целью вашего домашнего задания будет: найти информацию о породе собаки, которую ваша группа выбрала, найти отличительные особенности, особенности условий содержания и питания, используя энциклопедии и ресурсы интернета.
Пошаговый сценарий 2 урока «Урок финансовой грамотности»
1. Организационный момент, 3 минуты.
После приветствия учитель может начать работу с классом с последовательных шагов:
обмен найденной информацией в группах
нахождение из собранной информации важной для данного проекта
учитель говорит несколько слов о финансовой грамотности для детей:
что такое семейный бюджет, как его рассчитать
2. Блок “Разговор с детьми о семейном бюджете” – 15 минут
Учитель: с прошлого урока мы уже знаем, что такое семейный бюджет, знаем понятия «Расход» и «Доход». Давайте подумаем:
что чаще нам удается сделать – купить что-либо или скопить? Почему? (беседа с классом). В зависимости от того, как мы управляем бюджетом семьи, какие у нас доходы и как мы планируем расходы, бюджет каждой семьи может быть разного вида. Давайте определим, какие виды бюджета могут быть. Для этого заглянем в словарь и найдем, что такое “профицитный”, “дефицитный” и “равноценный” бюджеты.
Группы выполняют задание. Выслушиваем ответы.
Учитель выслушивает ответы и подводит итог: мы должны помнить, планируя бюджет, что у каждой семьи есть обязательные, постоянные расходы: налоги, обязательные платежи (коммунальные услуги, страховка и др.), затем обязательные расходы на «жизнь» - питание, одежда, лекарства и др. А теперь давайте поговорим о том, как научиться экономить и не делать лишних расходов? Зачем это нужно делать и нужно ли?
3. Блок “Доходы и расходы” 15 минут
Учитель: переходим к рассмотрению семейных доходов и расходов, так как именно они формируют наш бюджет. Давайте вспомним, что такое “доходы” или “доходная часть, статья семейного бюджета”? Доход – сумма всех денежных или иных материальных поступлений в бюджет семьи.
Базой семейного бюджета являются доходы постоянные. Перечислите их – ученики перечисляют: зарплата, социальный пакет, пенсии и др.
Если мы вложили часть денег в банк (депозит) под % и не трогаем, не забираем определенное время, то это тоже относительно постоянный доход; так же, как и дивиденды - % с ценных бумаг.
А какие доходы можем отнести к временным и единоразовым? Гранты, стипендии, подарки, премии и др.
Можно ли сделать стипендию студента не временным доходом, а постоянным – на все время учебы? Что для этого нужно сделать? Хорошо учиться. Мы должны понимать, что можем управлять своими доходами.
А может ли постоянный доход в виде зарплаты стать временным? Может, если человек остался без работы, работал, получая зарплату «в конверте», т.е. «серую зарплату».
К сожалению, не все бывают готовы к потере основной статьи дохода, так как не имеют сбережений. А теперь рассмотрим статью расходов семейного бюджета.
Учитель выводит варианты расходов на слайд презентации, предлагает детям: посмотрите внимательно и найдите соответствие.
Дети работают в группах. Учитель выслушивает ответы и подводит итог:
мы должны помнить, планируя бюджет, что у каждой семьи есть обязательные, постоянные расходы: налоги, обязательные платежи (коммунальные услуги, страховка и др.), затем обязательные расходы на «жизнь» – питание, одежда, лекарства и др.
Как научиться экономить и не делать лишних расходов? Зачем это нужно делать и нужно ли?
4. Блок “Расходы на собаку” – 4 минут
Учитель: какие затраты нас ждут при приобретении щенка?
Дети рассуждают вместе с учителем:
порода (приложение №3)
паспорт (приложение №4)
питание (приложение №7)
уход (приложение №10, №11)
лечение (приложение №8)
дрессировка (приложение №9)
аксессуары (приложение №5, №6)
5. Блок “Домашнее задание” 3 минуты
Учитель: переходим к рассмотрению вашего домашнего задания. Целью которого будет: рассчитать содержание породы вашей собаки за один месяц, используя все перечисленные вами выше пункты. Для выполнения этого задания вы должны посетить зоомагазины, ветлечебницы, встретиться с кинологом и выполнить соответствующие фото или видеоматериалы. Предлагаю вам распределить задания в группах (кто-то пойдёт в зоомагазин, кто-то в ветлечебницу и т.д.).
Пошаговый сценарий 3 урока «Работа в расчетном бюро»
1. Организационный момент, 2 минуты.
После приветствия учитель может начать работу с классом с последовательных шагов:
представление собранной информации в группах
нахождение из собранной информации важной для данного проекта
совместный расчет содержания собаки вашей породы
выполнение шаблона стендового доклада
2. Блок “Обсуждение в группах” – 12 минут
Дети представляют и рассматривают в группах собранную дома информацию по заданной теме проекта. Выписывают нужные данные для дальнейших расчетов.
3. Блок “Расчет содержания собаки вашей породы” – 15 минут
Дети переходят к выполнению расчетов стоимости содержания собаки определенной породы.
4. Блок “Выполнение шаблона стендового доклада” – 8 минут
Дети продумывают формат, наполнение стендового доклада и готовятся к защите.
5. Блок “Домашнее задание” 3 минуты
Учитель: предлагает детям подготовиться к защите стендовых докладов с ответственностью. Объявляет о регламенте выступления группы, предлагает защиту по блокам и по своим данным сделать вывод: может ли ваша семья завести и содержать именно такую породу собаки.
Пошаговый сценарий 4 урока «Сколько стоит собака?»
1. Организационный момент, 3 минуты.
После приветствия учитель может начать работу с классом с последовательных шагов:
представление подготовленной информации в группах
подготовка совместного выступления о расчете содержания собаки вашей породы
доработка шаблона стендового доклада
представление проектов
подведение итогов проделанной работы
изготовление буклетов для свободного доступа
2. Блок “Обсуждение в группах” – 10 минут
Дети обсуждают в группах подготовленную дома информацию. Выписывают нужные данные для защиты проекта.
3. Блок “Доработка и подготовка совместного выступления” – 7 минут
Дети переходят к доработке шаблона стендового доклада, распределяют роли для совместного выступления, соблюдая предложенный регламент.
4. Блок “Представление проектов и вывод” – 15 минут
Дети группой представляют свой проект в течение пяти минут. Каждый из участников группы делает вывод: может ли он содержать собаку этой породы.
Учитель вместе с учениками подводит итог: прежде чем завести домашнего любимца нужно взвесить свои силы, наличие свободного времени, жилищные условия и финансовые возможности.
5. Блок “Домашнее задание” 3 минуты
Учитель предлагает изготовление буклетов о содержании определённой породы собаки для свободного доступа (любой обучающийся может воспользоваться заинтересовавшимся буклетом)
Формы и система оценивания результатов
Выполнение групповой практической задачи, в которую входит:
Поиск, отбор и сбор нужной информации
Создание фото или видеоматериалов
Подготовка и защита стендовых докладов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Приложение № 1
Это было очень – очень давно. Много тысяч лет назад человек приручил дикую собаку. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Прирученная собака помогала ему в охоте, а потом стала охранять жилище.
Понадобилось много времени, прежде чем собака забыла далекие привычки и стала настоящим другом человека. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте: отыскивать дичь и приносить её хозяину, помогала хозяину защищаться.
Древние египтяне активно занимались разведением собак и вывели много пород, среди них – гончие для охоты на газелей. Изображения этих собак можно увидеть в пирамидах и усыпальницах знати.
Римляне использовали собак в самых разных целях: были собаки-пастухи, были сторожевые собаки и собаки-охотники. Выращивали даже специальных боевых собак молоссов. Римляне брали их с собой на войну, заковывали в латы. В войске полководца Александра Македонского был отряд таких собак.
Собак брали в свои боевые походы и русские князья. В степи собаки издали чуяли приближение врагов и лаем предупреждали дружину.
А у Петра Первого была собака связная, которая разносила его письма и распоряжения. Но главной любимицей царя считалась собака, носившая имя Лизетта, породы терьер. Царь так любил своих собак, что после их смерти приказал сделать из них чучела. Сейчас они находятся в Зоологическом музее.
Еще в самых первых войнах собаки служили часовыми, связными и разведчиками. Позднее они подносили боеприпасы, лекарства и телефонный кабель, определяли местонахождение мин и находили раненых.
В Америке установили памятник в честь военных собак.
В мирное время собаки служат на границе, в полиции, помогают ловить преступников; работают спасателями.
Сенбернар по кличке Барри спас в горах сорок человек. В метель и в пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути в горах.
В Париже установили памятник этому замечательному псу.
На пляжах Италии долгое время работала собака Мас. Она помогала спасать не только утопающих, но и тонущие небольшие судна – крупная собака могла тащить лодку до тех пор, пока она не оказывалась в безопасном месте. Мас стала первой собакой в составе вертолётных спасательных бригад. Без колебаний она выпрыгивала из вертолёта в воду.
У некоторых северных народов – собака единственное домашнее животное.
Ездовые собаки были незаменимыми спутниками и помощниками полярных исследователей. Оба полюса Земли покорены на собачьих упряжках. Ни одна полярная экспедиция не обходилась без собак.
Особенно много работал с собаками наш прославленный академик И. Павлов. В Ленинградской области, где работал академик Павлов, поставлен памятник собаке – надёжному помощнику учёных
Лайкам Белке и Стрелке впервые удалось в космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми.
Памятник собаке – космонавту, лайке по имени Звёздочка. Эта собака знаменита тем, что после её полёта было решено впервые отправить в космос человека. Во время полёта лайка провела на орбите два часа и благополучно вернулась на Землю. А через месяц в космос полетел Юрий Гагарин. Памятник установлен на месте, где когда приземлилась капсула с собакой.
Приложение № 2







Приложение № 3 Породы собак для нашего исследования

Беспородная собака –дворняга

Тибетский мастиф

Той-терьер
Приложение № 4


Приложение № 5 Аксессуары для собак




Приложение № 6 Аксессуары для собак

Приложение № 7
Корм для собак
Сухие корма
Консервированные корма
Съедобные игрушки
Приложение № 8
Приложение № 9
Приложение № 10 Уход за собаками
Приложение № 11 Уход за собаками