ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Тема проекта:
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
Выполнила: Ларченко Ольга Ивановна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ №5 х. Восточный» Советского района
Ставрополь, 2022 год
Содержание
Пояснительная записка ст. 3
Актуальность ст. 4
Проблема проекта ст. 4
Цель, задачи ст. 5
Ожидаемые результаты ст. 6
Ресурсы обеспечения ст. 8
Планирование проекта ст. 8
План реализации проекта ст. 9
Заключение ст. 11
Список литературы ст. 11
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».
Пояснительная записка.
Термин «инклюзия» введен в 1994г. декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.
Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.
Инклюзия – это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений.
Актуальность проекта.
В настоящее время в нашей школе увеличивается с каждым годом количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений.
Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
Проблема проекта.
В свете сложившейся ситуации в мире в области образования российские образовательные учреждения имеют ряд минусов: консервативная, пассивная, уравнительная корпоративная культура; низкая чувствительность к требованиям внешней среды; нерегулярная структура управления; низкая привлекательность для новых заказчиков; низкая привлекательность для «инвесторов».
Решить данные проблемы может лишь внедрение нововведений в образовании, использование положительного и успешного опыта зарубежных организаций, реорганизация деятельности и т.д.
Для Российской Федерации указанные проблемы исключительно актуальны и сложны. Нынешняя ситуация характеризуется тенденцией к увеличению числа детей с ОВЗ.
Цель и задачи Программы
Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально-образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей с особыми нуждами;
разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;
организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного учреждения;
создание специальных условий реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления);
организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования.
Ожидаемые результаты.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 х.Восточный. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребёнка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности. Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях . В перспективе, это поможет решить давно назревшую российскую проблему постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
В МОУ СОШ№5 х.Восточный обучается 266 ребёнка в 11 классах. Из них 36– дети с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. Специалисты работают по программе психокоррекции для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII и VII вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения. Педагогический коллектив понимают и принимают ситуацию. Нам необходима помощь в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии. Необходима квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума, поскольку у нас он проходит в режиме совещания. К сожалению, в нашем случае существует риск отсутствия помощи родителей, так как большинство родителей обучались по программе 8 вида. Необходима организация работы с родителями по данному направлению. Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы ученикам и учителям для достижения успеха.
Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная; специальная (коррекционная) программа VII, VIII вида. Практически все дети с трудностями в обучении (нарушение интеллекта). Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки. В ходе реализации проекта планируется:
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
- повышение квалификации учителей посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики;
- распространение опыта работы планируется рассматривать на семинарах, конференциях, через стажировки.
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
- материально-техническая база. Здание двухэтажное, рассчитанное на. В школе имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения общего образования, включающее классные комнаты для учащихся 1-11 классов, которые оборудованы столами двухместными. В школе имеется кабинет информатики.
Планирование проекта.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
Первый этап– создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
Второй этап– диагностические мероприятия, создание групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
Третий этап– проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей- предметников, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребёнка.
План реализации проекта
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
МОУ «СОШ №5 х.Восточный» на 2021-2022 учебный год.
Мероприятия | Исполнители | | |
1. | Внесение изменений в уставы и локальные акты | Директор | Август 2022г. |
2. | Внесение изменений в штатное расписание ОУ | Администрация | Август 2022г. |
3. | Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития школьного образовательного учреждения | Администрация | Август 2022г. |
4. | Создание компьютерной базы данных школьников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год | Администрация | Сентябрь 2022г. |
5. | Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ОУ | Зам. директора по УВР | Сентябрь 2022г. |
6. | Создание сетевого взаимодействия ДОУ с ЦВР, разработка планов совместной работы ОУ, заключение договоров | Администрация ОУ | Сентябрь-декабрь 2022г. |
7. | Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании | Зам. директора по УВР, педагог- психолог, логопед, социальный педагог | 2021-2022 уч.год |
8. | Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию | Администрация | 2022 уч.год |
9. | Организация и проведение педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса» | Администрация, учителя- предметники, классные руководители, | январь- май 2022 уч.год |
10. | Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования | учителя- предметники | 2021-2022 уч.год |
11. | Проведение заседаний школьных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ОУ | Администрация, руководители МО | 2021-2022 уч.год |
12. | Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) | Педагоги ОУ | 2021-2022 уч.год |
13. | Анализ годового плана ОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. | Администрация, руководители МО, педагоги | Март 2022г. |
14. | Укрепление материально-технической базы школьного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования | Администрация | 2021-2022 уч.год |
15. | Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями | педагоги, педагог-психолог | Сентябрь 2022г. |
16. | Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью сверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте | Администрация | 2021-2022уч.год |
17. | Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях «Шкатулка для родителей», «Возьмёмся за руки друзья», «Улыбка согревает сердце», «Мы вместе», в рамках программы инклюзивного образования | Администрация, педагоги | 2021-2022 уч.год |
Заключение
Таким образом, особо важной становится проблема формирования профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию. В свете сложившейся ситуации в мире в области образования российские образовательные учреждения имеют ряд минусов: консервативная, пассивная, уравнительная корпоративная культура; низкая чувствительность к требованиям внешней среды; нерегулярная структура управления; низкая привлекательность для новых заказчиков; низкая привлекательность для «инвесторов».
Решить данные проблемы может лишь внедрение нововведений в образовании, использование положительного и успешного опыта зарубежных организаций, реорганизация деятельности
Список литературы
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2011.
Аксёнова Л.И. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. – № 1.
Бордовский Г.А. Инклюзивное образование:проблемы совершенствование образовательной политики и системы. Санкт-Петербург, 2008.
Государственная программа «Доступная среда на 2011-2025г.» №1297.
Государственная программа Приморского края «Развитие образования Приморского края на 2013–2020 годы» (с изменениями на 16 марта 2018 года). Постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 № 395па.
Федеральный закон № 273-ФЗот 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Российская газета – Федеральный выпуск №5976