Педагогический проект «Умные продукты» в старшей группе
/познавательно - исследовательский, групповой, краткосрочный/
Составила воспитатель высшей категории Наяндина Людмила Анатольевна
МБДОУ «Детский сад №14 «Золотая рыбка» комбинированного вида
Питание ребенка должно быть полноценным,
Чтоб насытить организм нужным всем и ценным.
Проект: «Умные продукты».
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: две недели.
Возраст детей: старшая группа.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Проблема: Недостаточная осведомлённость детей старшего дошкольного возраста о продуктах, повышающих работоспособность мозга. Низкая заинтересованность родителей в этом вопросе.
Актуальность: Здоровье детей отражает состояние здоровья всего общества, а, по данным государственного доклада «Положение детей в РФ», состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.
Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребёнка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма. Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом и умственном развитии детей.
Человеческий мозг – это главный, центральный компьютер нашего организма, выполняющий огромное количество чрезвычайно важных задач, и отвечающий за бесперебойное функционирование всего организма.
Современному дошкольнику все больше приходится приспосабливаться к смене умственной деятельности. При таких условиях возникает быстрая утомляемость, накапливается напряжение, стресс, что непременно приводит к раздражительности или апатии.
Пища для ума - это не только познавательная литература, размышления и беседы на всевозможные темы, но и продукты питания. Во время интенсивной умственной деятельности, организму жизненно необходимо получать продукты, улучшающие его работу и работу мозга. Ведь, пища, которую мы употребляем, самым прямым образом влияет на состояние нашего здоровья.
Легко найти информацию о продуктах, которые считаются полезными вообще, а вот о том, что надо есть, чтобы поддерживать качественную работу, скажем, мозга известно не так уж и много.
Наш мозг - самый сложный инструмент из всех, которыми мы пользуемся каждый день. И для полноценной работы ему нужно полноценное питание.
Для питания мозгу просто необходимы белки, полиненасыщенные жиры, углеводы, витамин «С» и много других витаминов, аминокислоты, антиоксиданты и еще очень много минералов и других веществ, которые улучшают его работу, дают энергию.
И все эти вещества вполне можно получить с пищей, правильно организовав свое питание. Именно поэтому актуальной становится разработка в ДОУ проекта «Продукты для ума» Чтобы ребенок был здоровым и умным, необходимо включать в его рацион продукты, которые помогут его мозгу работать максимально продуктивно.
Мы вполне можем заставить мозг работать лучше и быстрее, нужно только обеспечить его витаминами и полезными минералами.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о продуктах, полезных для работы головного мозга, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.
Задачи проекта:
1.Содействовать формированию заинтересованного, бережного отношения к собственному здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
2. Расширить знания и представления у воспитанников о продуктах, полезных для ума.
3. Повысить компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через взаимодействие ДОУ и семьи. Сформировать у родителей в процессе участия в проекте понимание важности правильного питания для здоровья и развития их ребенка.
Проблемные вопросы:
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | С помощью чего узнаем? |
Надо правильно питаться. | Какая еда самая полезная? | Спросить у взрослых. |
Быть здоровым хорошо. | Почему вредно есть много сладостей? | Прочитать в энциклопедии. |
Нужно есть много витаминов. | Какие продукты полезны для ума? | Интернет - ресурсы. |
Грецкие орехи улучшают память. | Почему нужно есть овсянку? | Телевидение. |
Этапы работы над проектом:
1 этап - организационный.
- определение темы проекта, постановка цели и задач;
- уточнение представлений детей о продуктах полезных для ума;
- введение воспитанников в проект;
- привлечение родителей к участию в проекте, вызвать положительный отклик на эту проблему;
- подготовка методического обеспечения проекта.
2 этап - планирование деятельности.
1.Педагог:
- изготовление пособий для проекта: альбом «Полезные продукты для мозга»; картотека загадок о полезных для мозга продуктах; картотека стихотворений о витаминах.
- беседы с детьми: «Из чего состоит человек?», «Азбука здорового питания», «Продукты для ума», «Овощи. Их значение в жизни человека», «Какие продукты помогают нашей памяти?».
- дидактические игры: «На какую часть тела похож этот продукт?», «Можно – нельзя, «Угадай на ощупь», «Из частей - целое», «Ягодка лесная, ягодка садовая» , «Четвёртый лишний», «Узнай на вкус».
- сюжетно-ролевые игры: «Магазин продуктов», « Овощной магазин», «На огороде», «Плодово - овощная база».
- чтение худ. литературы: Т. Собакин «О пользе овсяной каши», Я. Аким «Яблоко», Л. Зильберг «Полезные продукты»; Ю.П.Климович рассказ «Фрукты - Овощи»; русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Вершки-корешки»;С.Маршак «Синьор Помидор»; В.Сутеев «Мешок яблок»; Я.Тайц «По ягоды».
- разработка консультации для родителей: «Правильное питание-залог здоровья», «Продукты полезные для ума ребёнка», «Это интересно. Каши».
2.Дети:
- разучивание стихотворений о полезных продуктах и витаминах;
- составление чистоговорок о продуктах для ума;
- участие в продуктивной деятельности: лепка «Вот она какая, ягодка лесная»; рисование «Полезные продукты», « В саду созрели яблоки», аппликация «Блюдо с овощами и ягодами».
- экспериментальная деятельность: «Угадай на вкус», «Почему темнеет яблоко» ; приготовление фруктового (овощного) салата; «Как расколоть грецкий орех?»; «Готовим какао сами».
3.Родители:
- поиск информации;
- обогащение развивающей среды группы;
- участие в изготовлении плаката «Продукты для ума», в выставке детских рисунков «Умные продукты», в составлении совместно с детьми чистоговорок о продуктах для ума.
3 этап - заключительный.
Ожидаемый результат:
Дети:
- узнают продукты, полезные для работы головного мозга;
- расширятся знания о полезных свойствах некоторых продуктов для ума;
- закрепятся представления о пользе свежих овощей и фруктов, о необходимости их регулярного использования в пищу;
- сформируется понятие о правильном питании;
- возникнет желание употреблять в пищу только полезные продукты.
Родители:
- начнёт формироваться активная жизненная позиция в умении прививать детям желание вести здоровый образ жизни;
- появится стремление организовывать детям правильное и полезное питание дома;
- возникнет необходимость включать в рацион детей продукты, полезные для детского ума.
Продукты проекта: выставка детских рисунков «Продукты, полезные для ума», плакат «Умные продукты», альбом «Полезные продукты для мозга», картотека загадок о продуктах для ума; картотека стихотворений о витаминах.
Презентация проекта: Разгадывание кроссворда «Вкусно и полезно»; мини - викторина «О продуктах для ума».
Рефлексия:
Подведение итогов: За время работы над проектом мы узнали о здоровом и правильном питании для дошкольников; какие продукты полезны для работы головного мозга и, какую пользу для детского ума приносит каждый из этих продуктов.
Дети приобрели опыт познавательной, продуктивной, творческой деятельности при совместной работе со взрослыми.
У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты. Родители стали больше уделять внимания своему здоровью и здоровью своих детей.
Полученный результат.
1. У детей сформировано представление о необходимости заботы о своем
здоровье, бережном отношении к своему организму, представление о том,
какая еда полезна для ума и как эти продуты влияют на работу головного мозга, на организм человека.
2. У родителей сформировано представление об основных принципах
правильного питания ребёнка, о необходимости и важности регулярного включения в рацион детей продуктов, полезных для ума.
Вывод: Наиболее перспективным путем обновления содержания работы по
организации правильного питания дошкольников, является создание единого информационного пространства для обучения основам здорового питания, формирование мотивации к нему как у детей, так и у родителей.
Черника и рыба, зелёный горошек, грецкий орех и яблоки тоже-
Масло льняное, какао, хурма - продукты полезные для ума.