Единый урок
«Права ребенка»
Посвящен 25-летию принятие действующей Конституции и 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека
Цель: работа над понятием «права человека», «права ребенка». Знакомство обучающихся с Декларацией.
Задачи: развитие чувства человеческого достоинства; воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.
Форма работы с коллективом обучающихся: диалог, обсуждение, игровое занятие, рефлексия.
Ход урока:
Беседа «Права человека: Всеобщая декларация прав человека»:
Учитель начинает беседу: «Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет». (Принимаются варианты ответов).
Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.
Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит, у нас всех одинаковые, равные права.
Все основные права записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека.
Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство.
Учитель знакомит детей с Декларацией, особое внимание уделяет первому принципу, акцентируя внимание на понятии «равенство»: «Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят; религии, политических и иных убеждений».):
Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что заступником может быть государство. Как только появилось государство, у слабых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали задумываться еще в Древней Греции, где еще в 7 в. до н.э. с тех пор прошло много времени, появилось много новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы. С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.
ООН основана в 1945 году, штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Ее задачи определены уставом ООН: “Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные меры по предотвращению угрозы миру…”
ООН заботиться и правах детей. Необходимость особой защиты ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. И декларации о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г. Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 Сентября 1990 года Конвенция вступила в силу на всей территории СССР.
В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.
Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1):
“ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18-летнего возраста”
Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.6)
С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7)
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст13.)
Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14)
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16)
Ребенок имеет право на образование (ст.28)
Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37)
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)
Поговорим немного о Конституции РФ
.
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года[2]. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции
Литературно-правовая «викторина»:
1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была нарушена, если бы подобное проходило в наши дни?
(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2.Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльбери Финн?
(во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Ст.15)
3.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права?
(Согласно Конвенции, Ребенком является каждое Человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
4. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью конвенции он нарушает?
(Ст.16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию”)
5. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство
(Ст11 Конвеции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается ст. и 16 «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь…»)
Ира «Паспортная»
Правильно ответить на вопросы.
1. Сколько страниц в паспорте? (19.)
2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)
5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
7. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)
8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)
9. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)
10. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
11. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)
12. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)
13. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна - 13-я.)
14. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)
15. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)
Подведение итогов:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Зная свои права никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности.
Самая главная обязанность: “Вести себя так, чтобы не вредить другому человеку”.