СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по окружающему миру по теме "Охрана животных" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока по окружающему миру "Охрана животных" для 3 класса. Проект выполнен по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по окружающему миру по теме "Охрана животных" для 3 класса»


Урок разработан и проведён учителем начальных классов

МАОУ « Школа № 190» г. Н. Новгорода

Гагариновой Е. А.

Класс: 3

Предмет: окружающий мир.

Тема: Охрана животных.

Цели:

1. ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены;

2. учить бережно относиться к животным;

3.рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;

4.проверить знания учащихся по теме: «Размножение и развитие животных»;

5.повторить правила по технике безопасности при работе с ноутбуками;

6.воспитывать познавательный интерес, умение сопереживать, заботиться о братьях меньших.

Оборудование:

1.стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии, рисунки редких животных);

2.схемы «Правила поведения в природе»;

3.учительский и ученические ноутбуки;

4.Красная книга;

5.учебники и тетради учащихся.



Ход урока


1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных».


2.Проверка домашнего задания.

Учитель.

-Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим пройденный материал. Хотелось бы

узнать какими знаниями о животном мире вы обладаете. Опрос будет проходить в виде теста. Его тема

«Размножение и развитие животных». Тест будем выполнять на ноутбуках.

-Давайте назовём правила по технике безопасности при работе с ноутбуками (учащиеся по очереди называют правила пользователя компьютером, включают его и осуществляют беспроводное сетевое

соединение).

-Сколько вопросов в тесте?

Ученики.10.

Учитель. Какие встретятся вопросы?

Ученики. С одним ответом, с несколькими ответами и с альтернативными ответами.

Учитель. На работу даётся 7 минут. Время пошло.

Тест.

1.Как называется наука о животных?

А) ботаника;

Б) зоология;

В) астрономия.

2.Кто рождает живых детёнышей и выкарливает их молоком?

А) звери;

Б) птицы;

В) рыбы.

3. Какое слово пропущено: икринка - ... - взрослая рыба?

А) личинка;

Б) малёк;

В) головастик.

4. Какое слово пропущено: яйцо – личинка - ... – бабочка?

А) куколка;

Б) птенец;

В) икринка.

5. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

А) да;

Б) нет.

6. В какое время года охота и рыбная ловля запрещена?

А) весной;

Б) осенью;

В) зимой.

7.Какая из цепей питания указана верно?

А) сосна / дятел/ жук-короед;

Б) слизни / капуста / жаба;

В) рожь / мышь / змеи / орлы.

8.Назовите животное, которое относится к рыбам.

А) дельфин;

Б) бегемот;

В) карп.

9.Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

А) коровы, жирафы;

Б) волки, лисы;

В) лоси, тюлени.

10.Кто напрямую связан с дубом?

А) лось, кабан, мышь;

Б) волк, лиса, орёл.

Учитель. Сколько баллов вы набрали? Если у вас 10, 9 баллов - отметка «5», 8,7 баллов- «4», 6,5 баллов-

«3», менее 5 баллов- «2».Молодцы! Вы хорошо поработали. Отключите ноутбуки.

Далее учитель проводит 3-4 упражнения для глаз. Физминутка1.

3. Работа по теме урока.

1.Введение в тему. Лекция учителя.

-Ребята, посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, если бы не одно тягостное

обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица

Земли.

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из

них за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу

20 века стало очевидно, что необходимо применять специальные меры по спасению животного и расти-

тельного мира.

В 1948 году основан Международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В списке указывались причины такого состояния. Учёные назвали этот список Красной книгой.

Для чего нужна Красная книга? Она информирует нас, какие животные и растения в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное или растение в беде. Его надо охранять.

-Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?

Ученики. Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растений.

Учитель. Красная книга- это сигнал опасности. Она не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.

-Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?

Ученики. Появились новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения.

Учитель. Но всё же, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения.

Например, бобр и соболь.

2.Животные Красной книги. Сообщения учащихся.

Учитель. Чтобы помочь животным, нужно как минимум знать их. Сейчас наши ребята познакомят вас с некоторыми редкими животными. Давайте послушаем.

(Заслушиваются 5-6 сообщений. Демонстрируются фотографии животных. См. приложение)


Учитель. Редкими стали белый медведь, морж, фламинго, тигр, журавль, лебедь, розовая чайка, жук - красотел и многие другие. Вырубая леса, загрязняя водоёмы, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра - это дом.

3. Экологические правила.

Учитель. Посмотрите, к нам в класс поступили жалобы от животных.


2 ученика, одетые в маски и костюмы животных читают жалобы.

Жалоба 1.

« Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».


Учитель. Кто это?

Ученики. Сова.

Учитель. Да, это сова. Сова с 1964 года находится под защитой государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 2.

« Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем кинут или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

Учитель. Кто это?

Ученики. Это жаба.

Учитель. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Учитель. Помните, что беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, лисица, дятел, лягушка, жаба... Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Давайте вспомним экологические правила. (Чтение правил в учебнике)

Дома ребята нарисовали к ним знаки. Они сейчас покажут их нам и назовут, а вы запишите в тетрадь.

1.Не разоряй птичьи гнёзда.

2.Не подходи близко к гнёздам птиц.

3.Не пускай собаку гулять в лесу или в парке весной или вначале лета.

4.Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей.

5.Подкармливай птиц зимой.

6.Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

7.Не лови бабочек, стрекоз и других насекомых.

8.Не разоряй гнёзда шмелей.

9.Не разоряй муравейники.

10.Береги лягушек, жаб и их головастиков.

4.Закрепление.

Учитель. А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили экологические правила. Я называю правило, если

вы со мной согласны, то приседаете около парты, если нет - стоите.

1.Ловите бабочек, они очень красивы.

2.Подкармливай птиц зимой.

3.Не разоряй гнёзда шмелей.

4.Обрывай паутину в лесу, убивай пауков.

5.Пусть собака побегает в лесу весной. Ей нужно движение.

6.Не забирай домой здоровых детёнышей.

7.В лесу можно шуметь, никто тебя ругать не будет.

8.Береги лягушек, жаб и их головастиков.

Учитель. Молодцы! Теперь вы хорошо знаете правила. Но знать правила мало, нужно их соблюдать.

Помогают спасению редких животных заповедники и зоопарки. Там животные находятся под особой охраной. Нужно беречь всех животных, ведь все они связаны цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы помогаете и другим. Вот, например, цепочка «лягушка-цапля». Оберегая лягушек, вы сохраняете жизнь цапле, которая ими питается.

Также нужно беречь дом животных- леса, водоёмы, луга...

5.Итог урока.

Учитель. Что важного вы узнали на уроке?

Ученики. Нужно беречь природу, то есть животных, растения, воздух, воду, почву...

Учитель. Ребята сейчас прочтут стихотворение «Береги природу» и тем самым подведут итог нашего урока.

Ученики.

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полёт прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?


Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То всё равно б взмывали ввысь.

Ведь небо- это их стихия!

Ведь небо- это их свобода!

Ведь небо-это вся их жизнь!


А в небе стая журавлей.

Так грустно над землёй кружится.

Земля... Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?


Тогда бы мёртвым стало небо.

И - тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи чёрной саранчи.


Я не хочу такого мира...

Где всё так серо, всё уныло...


Опомнись, вздрогни, человек!

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?


Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц весёлой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав...


6.Домашнее задание.

Для всех - прочитать сведения на стр. 112-115, запомнить экологические правила. По желанию - подготовить сообщение о редких животных.

(Учитель оглашает полученные ребятами отметки)

Учитель. Спасибо за работу. Урок окончен.



Приложение к уроку.

Соболь.

Соболь принадлежит к числу ценнейших пушных животных, занимающих в составе промысловой фауны видное место.

Средняя длина тела соболя 50 см, масса- 1- 1,5 кг. Основное место обитания - глухая и тёмная тайга с преобладанием кедра, пихты и ели.

Ведёт осёдлый образ жизни, придерживаясь определённого участка, который покидает в самом крайнем случае: при лесном пожаре, недостатке корма.

В дневное время соболь плохо видит, держится неуверенно, зато ночью обнаруживает большую ловкость.

Соболь, выходя на охоту, ищет норы мышей, которые составляют его основную пищу. Также нападает на различных наземных птиц и зверьков (бурундуки, зайцы), а также не брезгует ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом поедает ягоды. Любит кедровые орешки.

Соболи размножаются весной. Гнёзда для рождения потомства они устраивают в дуплах поваленных деревьев, в старых пнях.

Розовый фламинго.

Птица эта стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесён на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена.

Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1,5 м, вес 4 кг. У фламинго очень интересные гнёзда. Они конической формы высотой полметра и с углублением сверху, в которое самка откладывает 2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком.

Высиживание продолжается 30-32 дня. Птенцы одеты в серый пух. Уже через месяц они начинают сами питаться. Через 3-4 месяца птенцы вырастают до размеров своих родителей. Через 2 года оперение становится розовым.

Белый медведь.

Белые ледяные просторы, ни травинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и ждёт рожденья медвежат.

В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У неё рождается 2-3 малыша. Медвежата рождаются на свет беспомощными. Вес малыша – 800 граммов, длина туловища – 30 см. Глаза у них не видят, уши не слышат.

В течение первых месяцев медвежата с мамой. За это время у них прорезаются зубки, открываются глаза.

Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. В небольших количествах белые медведи поедают растительную пищу.

Издавна люди охотились на белых медведей. Неумеренная охота привела к сокращению численности этих животных. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.

Тигр.

В 1947 году в нашей стране была запрещена охота на тигра.

В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Весит он около 390 кг. Тигрица несколько меньше самца. Тигр – бродяга – одиночка. Питается в основном крупокопытными животными. Суточный поход тигра – 20 -30 км. Тигрица-мать не строит специального

убежища. Она выбирает пещеру для гнезда.

Тигры очень чистоплотны. Постоянных пар не образуют. Тигрица выращивает детёнышей одна. В среднем она вынашивает малышей 100 суток. У тигрицы рождается 2-4 тигрёнка. Малыши рождаются слепыми. Весят тигрята от 700 до 1000 грамм, длина тела с хвостом 40-50 см. На седьмые сутки открывают глаза. Тигрята растут быстро. Живут тигры 25-30 лет.

Лебеди.

Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви.

Огромные белые птицы на синем апрельском небе – это незабываемое зрелище. Но ещё красивее кажется лебедь на уединённом озере в густом лесу. Он плывёт, скользит по воде легко и бесшумно.

Лебедь неповторимо изящен в каждом своём движении.

Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густых камышах – это чуткие и осторожные птицы.

В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.