Урок разработан и проведён учителем начальных классов
МАОУ « Школа № 190» г. Н. Новгорода
Гагариновой Е. А.
Класс: 3
Предмет: окружающий мир.
Тема: Охрана животных.
Цели:
1. ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены;
2. учить бережно относиться к животным;
3.рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
4.проверить знания учащихся по теме: «Размножение и развитие животных»;
5.повторить правила по технике безопасности при работе с ноутбуками;
6.воспитывать познавательный интерес, умение сопереживать, заботиться о братьях меньших.
Оборудование:
1.стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии, рисунки редких животных);
2.схемы «Правила поведения в природе»;
3.учительский и ученические ноутбуки;
4.Красная книга;
5.учебники и тетради учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных».
2.Проверка домашнего задания.
Учитель.
-Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим пройденный материал. Хотелось бы
узнать какими знаниями о животном мире вы обладаете. Опрос будет проходить в виде теста. Его тема
«Размножение и развитие животных». Тест будем выполнять на ноутбуках.
-Давайте назовём правила по технике безопасности при работе с ноутбуками (учащиеся по очереди называют правила пользователя компьютером, включают его и осуществляют беспроводное сетевое
соединение).
-Сколько вопросов в тесте?
Ученики.10.
Учитель. Какие встретятся вопросы?
Ученики. С одним ответом, с несколькими ответами и с альтернативными ответами.
Учитель. На работу даётся 7 минут. Время пошло.
Тест.
1.Как называется наука о животных?
А) ботаника;
Б) зоология;
В) астрономия.
2.Кто рождает живых детёнышей и выкарливает их молоком?
А) звери;
Б) птицы;
В) рыбы.
3. Какое слово пропущено: икринка - ... - взрослая рыба?
А) личинка;
Б) малёк;
В) головастик.
4. Какое слово пропущено: яйцо – личинка - ... – бабочка?
А) куколка;
Б) птенец;
В) икринка.
5. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?
А) да;
Б) нет.
6. В какое время года охота и рыбная ловля запрещена?
А) весной;
Б) осенью;
В) зимой.
7.Какая из цепей питания указана верно?
А) сосна / дятел/ жук-короед;
Б) слизни / капуста / жаба;
В) рожь / мышь / змеи / орлы.
8.Назовите животное, которое относится к рыбам.
А) дельфин;
Б) бегемот;
В) карп.
9.Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
А) коровы, жирафы;
Б) волки, лисы;
В) лоси, тюлени.
10.Кто напрямую связан с дубом?
А) лось, кабан, мышь;
Б) волк, лиса, орёл.
Учитель. Сколько баллов вы набрали? Если у вас 10, 9 баллов - отметка «5», 8,7 баллов- «4», 6,5 баллов-
«3», менее 5 баллов- «2».Молодцы! Вы хорошо поработали. Отключите ноутбуки.
Далее учитель проводит 3-4 упражнения для глаз. Физминутка1.
3. Работа по теме урока.
1.Введение в тему. Лекция учителя.
-Ребята, посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, если бы не одно тягостное
обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица
Земли.
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из
них за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу
20 века стало очевидно, что необходимо применять специальные меры по спасению животного и расти-
тельного мира.
В 1948 году основан Международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В списке указывались причины такого состояния. Учёные назвали этот список Красной книгой.
Для чего нужна Красная книга? Она информирует нас, какие животные и растения в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное или растение в беде. Его надо охранять.
-Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?
Ученики. Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растений.
Учитель. Красная книга- это сигнал опасности. Она не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.
-Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?
Ученики. Появились новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения.
Учитель. Но всё же, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения.
Например, бобр и соболь.
2.Животные Красной книги. Сообщения учащихся.
Учитель. Чтобы помочь животным, нужно как минимум знать их. Сейчас наши ребята познакомят вас с некоторыми редкими животными. Давайте послушаем.
(Заслушиваются 5-6 сообщений. Демонстрируются фотографии животных. См. приложение)
Учитель. Редкими стали белый медведь, морж, фламинго, тигр, журавль, лебедь, розовая чайка, жук - красотел и многие другие. Вырубая леса, загрязняя водоёмы, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра - это дом.
3. Экологические правила.
Учитель. Посмотрите, к нам в класс поступили жалобы от животных.
2 ученика, одетые в маски и костюмы животных читают жалобы.
Жалоба 1.
« Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
Учитель. Кто это?
Ученики. Сова.
Учитель. Да, это сова. Сова с 1964 года находится под защитой государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2.
« Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем кинут или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
Учитель. Кто это?
Ученики. Это жаба.
Учитель. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Учитель. Помните, что беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, лисица, дятел, лягушка, жаба... Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Давайте вспомним экологические правила. (Чтение правил в учебнике)
Дома ребята нарисовали к ним знаки. Они сейчас покажут их нам и назовут, а вы запишите в тетрадь.
1.Не разоряй птичьи гнёзда.
2.Не подходи близко к гнёздам птиц.
3.Не пускай собаку гулять в лесу или в парке весной или вначале лета.
4.Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей.
5.Подкармливай птиц зимой.
6.Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
7.Не лови бабочек, стрекоз и других насекомых.
8.Не разоряй гнёзда шмелей.
9.Не разоряй муравейники.
10.Береги лягушек, жаб и их головастиков.
4.Закрепление.
Учитель. А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили экологические правила. Я называю правило, если
вы со мной согласны, то приседаете около парты, если нет - стоите.
1.Ловите бабочек, они очень красивы.
2.Подкармливай птиц зимой.
3.Не разоряй гнёзда шмелей.
4.Обрывай паутину в лесу, убивай пауков.
5.Пусть собака побегает в лесу весной. Ей нужно движение.
6.Не забирай домой здоровых детёнышей.
7.В лесу можно шуметь, никто тебя ругать не будет.
8.Береги лягушек, жаб и их головастиков.
Учитель. Молодцы! Теперь вы хорошо знаете правила. Но знать правила мало, нужно их соблюдать.
Помогают спасению редких животных заповедники и зоопарки. Там животные находятся под особой охраной. Нужно беречь всех животных, ведь все они связаны цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы помогаете и другим. Вот, например, цепочка «лягушка-цапля». Оберегая лягушек, вы сохраняете жизнь цапле, которая ими питается.
Также нужно беречь дом животных- леса, водоёмы, луга...
5.Итог урока.
Учитель. Что важного вы узнали на уроке?
Ученики. Нужно беречь природу, то есть животных, растения, воздух, воду, почву...
Учитель. Ребята сейчас прочтут стихотворение «Береги природу» и тем самым подведут итог нашего урока.
Ученики.
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То всё равно б взмывали ввысь.
Ведь небо- это их стихия!
Ведь небо- это их свобода!
Ведь небо-это вся их жизнь!
А в небе стая журавлей.
Так грустно над землёй кружится.
Земля... Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда бы мёртвым стало небо.
И - тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.
Я не хочу такого мира...
Где всё так серо, всё уныло...
Опомнись, вздрогни, человек!
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами чёрными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц весёлой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав...
6.Домашнее задание.
Для всех - прочитать сведения на стр. 112-115, запомнить экологические правила. По желанию - подготовить сообщение о редких животных.
(Учитель оглашает полученные ребятами отметки)
Учитель. Спасибо за работу. Урок окончен.
Приложение к уроку.
Соболь.
Соболь принадлежит к числу ценнейших пушных животных, занимающих в составе промысловой фауны видное место.
Средняя длина тела соболя 50 см, масса- 1- 1,5 кг. Основное место обитания - глухая и тёмная тайга с преобладанием кедра, пихты и ели.
Ведёт осёдлый образ жизни, придерживаясь определённого участка, который покидает в самом крайнем случае: при лесном пожаре, недостатке корма.
В дневное время соболь плохо видит, держится неуверенно, зато ночью обнаруживает большую ловкость.
Соболь, выходя на охоту, ищет норы мышей, которые составляют его основную пищу. Также нападает на различных наземных птиц и зверьков (бурундуки, зайцы), а также не брезгует ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом поедает ягоды. Любит кедровые орешки.
Соболи размножаются весной. Гнёзда для рождения потомства они устраивают в дуплах поваленных деревьев, в старых пнях.
Розовый фламинго.
Птица эта стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесён на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена.
Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1,5 м, вес 4 кг. У фламинго очень интересные гнёзда. Они конической формы высотой полметра и с углублением сверху, в которое самка откладывает 2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком.
Высиживание продолжается 30-32 дня. Птенцы одеты в серый пух. Уже через месяц они начинают сами питаться. Через 3-4 месяца птенцы вырастают до размеров своих родителей. Через 2 года оперение становится розовым.
Белый медведь.
Белые ледяные просторы, ни травинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и ждёт рожденья медвежат.
В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У неё рождается 2-3 малыша. Медвежата рождаются на свет беспомощными. Вес малыша – 800 граммов, длина туловища – 30 см. Глаза у них не видят, уши не слышат.
В течение первых месяцев медвежата с мамой. За это время у них прорезаются зубки, открываются глаза.
Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. В небольших количествах белые медведи поедают растительную пищу.
Издавна люди охотились на белых медведей. Неумеренная охота привела к сокращению численности этих животных. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.
Тигр.
В 1947 году в нашей стране была запрещена охота на тигра.
В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Весит он около 390 кг. Тигрица несколько меньше самца. Тигр – бродяга – одиночка. Питается в основном крупокопытными животными. Суточный поход тигра – 20 -30 км. Тигрица-мать не строит специального
убежища. Она выбирает пещеру для гнезда.
Тигры очень чистоплотны. Постоянных пар не образуют. Тигрица выращивает детёнышей одна. В среднем она вынашивает малышей 100 суток. У тигрицы рождается 2-4 тигрёнка. Малыши рождаются слепыми. Весят тигрята от 700 до 1000 грамм, длина тела с хвостом 40-50 см. На седьмые сутки открывают глаза. Тигрята растут быстро. Живут тигры 25-30 лет.
Лебеди.
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви.
Огромные белые птицы на синем апрельском небе – это незабываемое зрелище. Но ещё красивее кажется лебедь на уединённом озере в густом лесу. Он плывёт, скользит по воде легко и бесшумно.
Лебедь неповторимо изящен в каждом своём движении.
Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густых камышах – это чуткие и осторожные птицы.
В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.