МБДОУ - Боровихинский д/с "Солнышко"
Педагогический проект «Мои любимые игрушки”
Воспитатель: ЖигулинаА.А.
2023г.
Тип проекта: творческий, краткосрочный
По времени проведения: 1 неделя
Срок реализации: 4 неделя мая
Состав участников: групповой
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта.
В настоящее время важнейшей составной частью воспитательного – образовательного процесса и предметно – пространственной среды в детском саду являются всевозможные игры и игрушки.
При помощи игрушки, ребенок исследует окружающий мир, у ребенка происходит формирование и реализация творческих способностей. Игрушка помогает ребенку выражать свои чувства, эмоции, учит общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело очень серьезное и ответственное, так как не все игрушки пригодны для использования в детском саду. Они могут нанести вред ребенку, его эмоциональному состоянию, вызвать раздражение и даже депрессию. От успешного решения этой проблемы зависит многое и настроение ребенка, и прогресс в его развитии.
Проблема проекта: многие дети не умеют играть в игрушки, используют их не по назначению, ломают.
Цель проекта: формирование у детей знаний об игрушках (понятие, свойства, качества, функциональное назначение игрушки, способы ухода).
Задачи проекта:
1. Знакомство детей с понятием «игрушка», расширить представление об игрушках.
2. Вызвать желание и интерес использовать игрушку по назначению.
3. Развивать речевую активность детей при описании игрушек, рассказывании об игрушках.
4. Научить использовать различные игрушки в сюжетно – ролевых играх.
5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и привычку убирать их на место.
6. Учить детей играть вместе, не мешать друг другу, не ссориться.
Работа с родителями:
Консультации: «Осторожно, игрушка», «Игрушка в жизни ребенка», фоторепортаж «Как мы играем дома?»
Продукт проекта:
1. Пополнение предметно – пространственной среды;
2. Создание тематического альбома: «Мои любимые игрушки”;
3. Картотека стихотворений Агнии Барто из цикла «Игрушки»;
4.Подборка раскрасок – игрушек для детей;
5. Картотека загадок для детей об игрушках.
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный этап:
Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме. Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала.
2. Основной этап:
Реализация проекта «Мои любимые игрушки”
3. Результат проекта:
Составление описательного рассказа о любимой игрушке.
Комплексно – тематическое планирование
Образовательные области проекта | Осуществляемая детьми деятельность |
Развитие речи | Составление рассказа на тему: «Моя любимая игрушка», «Во что мы играем в детском саду». Беседа с детьми о русских народных игрушках и играх «Игрушки наших дедушек и бабушек». Познакомить детей с произведениями об игрушках: Любовь Волкова «Сказка про игрушки», Александр Мецгер «Планета поломанных игрушек», Константин Арепьев «Ожившие игрушки», Геннадий Цыферов «Когда не хватает игрушек». Разучивание стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»; отгадывание загадок об игрушках. |
Социально – коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Возьми игрушку на прогулку», «Один - много», «Расположи игрушку», «Чего не хватает», «Чудесный мешочек», «Найди игрушку такого же цвета», «Узнай на ощупь», «Найди по описанию», «Что изменилось». Проведение сюжетно – ролевых игр «Магазин игрушек», «Купание игрушек». |
Познавательное развитие | Беседы: «Моя любимая игрушка», «История возникновения игрушки», «Из какого материала делают игрушки», «Зачем нужны игрушки». В Выставка игрушек: «Моя любимая игрушка». Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме. |
Художественно – эстетическое развитие | Лепка пирамидки; рисование игрушек; прослушивание пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома»;. Аппликация «Неволяжка». |
Физическое развитие | Разучивание физкультминутки «Заводные игрушки»; Народные подвижные игры на прогулке: «Горелки», «Золотые ворота». Подвижные игры: «Береги игрушку», «Кто скорее возьмет игрушку», «Каждому по игрушке». Пальчиковая гимнастика: «Игрушка», «У Антошки есть игрушки», «Катины игрушки», «Есть у нас игрушки» «Я с игрушками играю», «Мой мяч». |
Приложение 1
Подвижная игра «Кто скорее возьмет игрушку»
Цель: Учить детей двигаться по кругу, ритмично, внимательно слушать музыку и бежать в центр зала.
Описание игры: Дети двигаются по кругу в колонне по одному по ритмическую музыку. В центре круга – в обруче кукла. По команде дети выполняют подражательные движения (идем как куклы, идем как мишки, прыгаем как петрушки). Музыка перестает звучать, дети бегут в центр зала к кукле. Кто дотронется быстрее - победитель.
Подвижная игра «Береги игрушку»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, интерес к подвижным играм.
Описание игры: Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте.
Пальчиковая гимнастика:
У Антошки есть игрушки.
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Катины игрушки
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.)
Есть у нас игрушки
Есть у нас игрушки: (Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)
Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Мой мяч.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Народные подвижные игры на прогулке:
«Горелки»
Цель игры: сплотить коллектив; развить в детях способность концентрировать внимание, скорость и ловкость; сформировать навыки общения.
Описание игры: Собирается нечетное количество участников, оптимально 7-13 человек. Чем больше детей, тем веселее.
Все хором произносят любую считалочку, на ком произносится последнее слово - тот и водящий - «Горелка» (в старину слово водить еще называли словом маяться).
Остальные образуют пары и берутся за руки. В давние времена, когда в игре участвовала молодежь, парень вставал в пару с девушкой. Сейчас это правило не соблюдается.
Пары встают друг за другом в ряд-колонну. «Горелка» отворачивается от остальных детей. Теперь нужно прочертить линию. Она должна располагаться через 5-10 метров от ведущего. Чем меньше возраст играющих детей, тем короче расстояние от ведущего - «горелки» до проведенной черты.
Все участники, взявшись попарно за руки, дружно поют песню:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не угасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не проворонь,
А беги, как огонь!».
Последняя строчка песенки - сигнал к активному действию детей из крайней пары. Они разъединяют руки и стремительно бегут к заветной черте. Ведущий должен поймать за руку одного из пары. Если это ему удается, он встает в пару с тем, кого не догнал. Пойманный ребенок становится «горелкой». Если догнать никого не удалось, то ведущий не меняется. Пара «сбежавших» игроков объединяется за чертой, затем встает в начало общей колонны. Если «горелка» не быстр и не ловок, он долго остается в роли ведущего, а остальные его подбадривают. Но целесообразно будет, если водящего поменять через три не пойманные пары, вновь рассчитавшись по считалке.
Приложение 2
НОД по развитию речи
Беседа «Моя любимая игрушка»
Цель: Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. упражнять в образовании слов - антонимов.
Задачи:
Образовательные:
* Продолжать учить детей составлять описательный рассказ.
Развивающие:
* Развитие связной речи.
* Развитие умеренного темпа речи.
Воспитательные:
* Воспитывать интерес к занятию.
* Воспитывать положительный отклик к занятию.
Оборудование / материал к занятию:
Демонстрационный материал: Карточки с изображение игрушек на доске. Игрушка из твердого материала - машинка, игрушка из мягкого материала - Буратино.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - КРУГ РАДОСТИ.
Воспитатель:
- Ребятки подойдите ко мне и встаньте в круг.
Все мы в группе как семья,
Рады все - и ты, и я.
Очень любим вместе быть
Добрых слов всем говорить.
Психологический настрой " Подари улыбку".
Воспитатель:
- Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим добрые слова и улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки). А теперь давайте присядем на стульчики для дальнейшей нашей беседы. Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. Я для вас приготовила картинки с изображениями. Назовите эти предметы (Воспитатель обращается к каждому ребенку).
Дети отвечают названия предметов на картинках (игрушек).
Воспитатель:
- Ребята, а как можно назвать все эти предметы, одним словом?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно ребята, молодцы. Это все игрушки. Сегодня мы с вами поговорим об игрушках. А вы любите получать в подарок игрушки? Ребята, а вы знаете в каком магазине можно увидеть много игрушек? (Ответы детей). А у вас дома есть любимые игрушки? (Ответы детей). Ребята, а кто хочет рассказать о своей любимой игрушке так, чтобы, не видя ее, мы могли хорошо себе представить эту игрушку (ребенок выходит и представляет в рассказе свою игрушку).
После каждого рассказа, воспитатель спрашивает, нет ли у ребят вопрос к рассказчику, не хотят ли они что - то еще узнать об игрушке рассказчика. Если у детей нет вопросов, то педагог сам задает вопросы. Воспитатель следит за тем, чтобы вступительные фразы рассказов не были стереотипными.
Воспитатель:
- Молодцы ребята. вы очень интересно рассказывали о своих игрушках, а теперь давайте немножко отдохнем. Давайте встанем со своих стульчиков и расположимся в любом удобном для вас месте, но не далеко от меня. Глазки смотрят на меня, ушки внимательно слушают, и повторяем за мной движения.
ФИЗМИНУТКА:
Дует ветер с высоты. (Поднимаем руки вверх).
Клонит травы и цветы. (Наклоны в стороны)
Вправо - влево, влево - вправо.
А теперь давайте вместе,
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Выше! Веселей!
Вот так. Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся на свои стульчики).
Воспитатель:
- Ну что, ребята, отдохнули. А сейчас мы с вами проведем интересное упражнение, которое называется "Подскажи слово". Что же это означает? Я вам буду называть слова, а вы говорите слово, противоположное моему по значению.
НАПРИМЕР: ТЕМНО - СВЕТЛО; ТИХО - ШУМНО.
- Ребята, всем понятны правила игры? Ну, тогда давайте начнем.
* Близко - Далеко
* Веселый - Грустный
* Солнечно - Пасмурно
* Много - Мало
* Молчать - Говорить
* День - Ночь
* Широкий - Узкий
* Сыро - Сухо
* Отдыхать - Работать
Подведение итогов.
Воспитатель:
- Молодцы ребята. Вы правильно поняли значение слова - противоположный. Итак, о чем же мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей). Правильно, нам сегодня о своих любимых игрушках рассказали (перечисляем выступающих детей). Так же, мы с вами узнали, что такое слова, противоположные по значению. Как вы думаете, мы с вами справились с рассказами? (Ответы детей). Ну что же, ребята, я благодарю вас за прекрасные рассказы. Рефлексия.
Приложение 3
Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю,
Все сначала начинаю.
(Кубики)
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь —
Будет спать
День, и два, и даже пять.
(Кукла)
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
(Плюшевый медведь)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешки)
Стукнешь о стенку — а я отскочу.
Бросишь на землю — а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу —
Смирно лежать я никак не хочу!
(Мяч)
У братишки есть их много:
Легковая, грузовая и специальная такая.
В этой открываю дверцу,
В эту грузиться песок…
Мы с братишкой, если честно
В них играем весь денёк.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
(Машинка
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе
« Неваляшка танцует»
Программное содержание:
1.Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с формой, величиной .
2. Закреплять умение наклеивать готовые формы, располагая их в определенной последовательности.
3. Вызвать интерес к «оживлению» аппликативного образа.
4. Воспитывать аккуратность в работе.
Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материал и оборудование: игрушка-неваляшка, волшебная коробка, мольберт, аудиозапись песни А.Гусевой «Мы милашки, куклы - неваляшки», телевизор, картинки с изображением танцующей неваляшки, листы белой бумаги формата А 4, круги красного цвета для туловища, головы и ручек, круг белого цвета для лица, салфетки, кисточки, клеенки, цветные карандаши, клей.
Методические приемы: отгадывание загадки, беседа, объяснение способа выполнения задания, физминутка, практическая деятельность детей, пение песенки, итог.
Предварительная работа: рассматривание игрушек - неваляшек, игры с игрушками, проведение занятий по рисованию и лепке неваляшки, чтение стихотворения С.Маршака «Ванька - Встань-ка», разучивание песенки А.Гусевой «Мы милашки, куклы - неваляшки».
Словарная работа: неваляшка, большой, поменьше, еще меньше, круглая.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
С добрым утром!
Дети: Здравствуйте!
В: Давайте разомнёмся, образуем круг.
Психогимнастика « С добрым утром!»
- С добрым утром, глазки!
Вы проснулись? (делают из кулачков « бинокль»)
С добрым утром , ручки!
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись? (топают)
С добрым утром, солнышко! ( поднимают руки вверх)
Дети присаживаются на стулья.
Воспитатель обращает их внимание на коробку, в которой что-то лежит, но прежде чем дети узнают, что находится в коробке, они должны отгадать загадку.
Куклу я кладу в кровать,
Но она не хочет спать,
Я тогда ее качаю,
Одеялом укрываю,
Кукла же лежать не хочет,
Поет песни и хохочет,
Удивляется кот Яшка:
Что за кукла?
Дети: Неваляшка.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему ее назвали неваляшка? Ответы детей (не валяется, не падает).
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какая неваляшка грустная. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
- Как помочь неваляшке?
Предположения детей (нужно найти ей подружек).
Воспитатель: Давайте сделаем для неваляшки подружек и ее развеселим.
Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту с подсказками. На доске две картинки. На одной из них неваляшка в наклонном положении, на другой – в статичном.
- Сначала давайте посмотрим игрушку. Посмотрите, какая неваляшка яркая, красивая. - Из каких частей состоит неваляшка?
Дети: Туловище, голова, две ручки.
Воспитатель: А какой формы туловище, голова, ручки?
Дети: Круглой.
Воспитатель: А из какого круга выполнено туловище, голова, ручки?
Дети: Из самого большого – туловище, голова – из круга поменьше, ручки – из маленьких кругов.
Воспитатель: Ребята, на какой из картинок наша неваляшка танцует?
Дети рассматривают неваляшек, выбирают «танцующую» неваляшку.
Воспитатель: А теперь мы будем выполнять аппликацию. Но прежде чем приклеивать детали, мы должны выложить их на листе бумаги. Посмотрите, как я буду это делать.
- Сначала я беру большой круг– этеперь выкладываю руки – это два маленьких круга (обращаю внимание на расположение рук).
- После того как выложили все детали, начинаем их приклеивать.
Воспитатель: А сейчас вы сделаете подружек для нашей гостьи неваляшки. Пройдем к столам и попробуем разложить детали по образцу каждый на своём листе бумаги так, чтобы получилась «танцующая» неваляшка. Сначала мы возьмем большой круг, затем – меньший, а два маленьких круга для чего?
Дети: Для ручек.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего нужен белый круг?
Дети: Для лица.
Воспитатель: А на какой круг мы его наклеим? (Ответы детей).
Воспитатель: Не забывайте, что наши неваляшки «танцуют», поэтому круг меньшего размера располагаем, сдвинув его в одну или другую сторону – вправо или влево. Белый круг – это лицо, наклеиваем его на меньший круг, затем приклеиваем ручки. А перед тем как приступить к работе, мы с вами немного подвигаемся.
Физминутка.
“Неваляшки”
Мы веселые милашки (руки на поясе, раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседать)
Очень весело живем (прыжки на месте).
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Проходим за свои столы и начинаем работать.
Работа детей.
В ходе работы воспитатель помогает детям.
Воспитатель: Замечательные получились неваляшки! Но, кажется, чего-то не хватает? (Предположения детей).
Воспитатель предлагает детям взять цветные карандаши и нарисовать рот, нос, глаза – «оживить» неваляшку. Дети дорисовывают. Воспитатель: Сейчас мы возьмем своих неваляшек и покажем нашей гостье.
Итог. Анализ работ.
Воспитатель: Вам понравилось делать неваляшек? Почему? Из каких частей состоит неваляшка? Какой формы?
( Неваляшка рассматривает своих новых подружек и хвалит детей за помощь) Воспитатель за неваляшку: Порадовали вы меня, ребята, своими поделками. Спасибо вам!
Воспитатель:- Неваляшка очень рада, что вы ей сделали подружек-неваляшек. Теперь ей не будет скучно, ведь у нее есть такие красивые подружки. А теперь давайте споем все вместе песенку про неваляшек. Звучит песня «Мы милашки, куклы-неваляшки»
(Дети поют песенку, покачиваются, как неваляшки.)
Дин-дон, ди-ли-дон, что за страшный перезвон?
Слышен он со всех сторон, ди-ли, ди-ли, ди-ли-дон!
Мы – милашки, куклы – неваляшки,
Куклы – неваляшки, яркие рубашки.
Не спим, не сидим, и ложиться не хотим,
Днём и ночью мы стоим, очень весело звеним.
Ох, раз, ещё раз мы наклонимся сейчас,
Начинаем перепляс, постараемся для вас.
Воспитатель: Теперь пришло время прощаться. До свидания!
Дети прощаются с неваляшкой.
Воспитатель предлагает оформить выставку из выполненных работ.