Проект в средней группе «Моя семья».
Вид проекта: краткосрочный (2 недели).
Интеграция видов деятельности: информационно — творческий, игровой, познавательный.
Участники: воспитатели, воспитанники группы, родители.
Цель: формировать у детей понятие «семья».
Задачи:
Формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи, воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи;
Формирование первоначальных знаний о родственных отношениях в семье;
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Актуальность темы.
Семья — первая ступень в жизни человека. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Предполагаемый результат: Знание детьми информации о своей семье. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Предварительная работа: Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, д/игры, атрибуты для игровой и театральной деятельности.
Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме, стихи, загадки, материалы для продуктивной деятельности.
Сделать подборку в папку – раскладушку «Рекомендации родителям по защите прав и достоинств ребёнка в семье».
Сотрудничество с семьёй: Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.
Итоговое оформление фотовыставки «Моя семья».
Выставка работ «Семейные увлечения».
План – график реализации проекта:
Беседы: «Моя семья», «Как мы проводим выходные».
Цель: Формирование представлений о семье и родственных отношениях:
НОД «Я и моя семья».
Цель:
- формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;
- закрепить представление детей о составе семьи и родственных отношениях;
- формировать умение отгадывать загадки на слух, выделяя значимые характеристики.
3. Составление творческих рассказов на тему: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
Цель: Расширять представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятие «семья», «родственники». Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин».
Дидактические игры: «Сложи картинку», «Закончи предложение», «Назови как тебя дома ласково называют?»
Цель:
- Развивать умения творчески использовать в играх представление об окружающей жизни; формировать положительные взаимоотношения между детьми, учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.
- Учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь, учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять цвет предметов и его частей, их пространственное расположение.
6. Конструирование «Домик».
Цель: Развивать интерес к творчеству, воспитывать интерес к рукотворному миру
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди» «Косточка» К. Ушинский
«Старый дед и внучек» Л. Толстой
«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский.
Цель:
- Познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.
- Развивать внимание, мышление, память, связную речь.
8. Рисование «Моя семья», «Мой дом».
Цель: Учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; учить рисовать характерные черты внешности, рисовать свой дом.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
• Анкетирование детей по проблеме.
• Определение цели и задач.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический).
• Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
• Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?».
• Выставка «Генеалогическое древо семьи».
• Выставка детских рисунков «Моя семья».
• Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин».
• Фотовыставка «Наша дружная семейка».
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап-заключительный.
• Обработка результатов по реализации проекта.
• Презентация проекта «Моя семья».
• Досуг «Моя семья - что может быть дороже».