Паспорт проекта
«Воин Отечества, как им стать в 21 веке»
Полное название проекта | Проект «Воин Отечества, как им стать в 21 веке?» |
Автор проекта | Туринцева Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «Барсовская СОШ №1». |
Руководитель проекта | Туринцева Татьяна Михайловна, руководитель МО учителей начальных классов. |
Вид проекта | Исследовательско - творческий |
Цели и задачи | Цель: осознание у детей понятий «Я», Семья», «Отечество», «Мир» через формирование образа былинного героя Ильи Муромца, образов героев-современников. Задачи: Создавать условия для формирования образов прошлого (былинного героя), героев Великой Отечественной войны, настоящего (подвиги современников), будущего (размышления, каким должен быть герой Отечества и что для этого необходимо) - Формировать у детей представления о главных ценностях с помощью образов героев прошлого и настоящего. - Через мысли и переживания детей способствовать формированию нравственных качеств детей. - Расширять кругозор детей, развивать речь. -Через занятия проектной деятельностью развивать у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде, интерес к исследовательской деятельности. |
Целевая группа | Дети, педагоги |
Сроки реализации, этапы (Долгосрочный) | 2019-2020 учебный год 1 этап - подготовительный 2 этап - практический 3 этап -аналитический |
Сущность проекта | Проект подразумевает цикл мероприятий для детей, направленный на решение проблемы «Кто он, воин Отечества, кто им может стать и каким образом». Решение поставленной проблемы достигается через реализацию плана мероприятий. |
Показатели результативности | - Осознание детьми важности и ценности поставленной проблемы. - Повышение интереса к былинным персонажам, подвигам героев Великой Отечественной войны, современных героев. - Повышение интереса к занятиям на заявленную тематику. - Повышение речевой активности детей, развитие памяти и мышления. |
Объемы и источники финансирования | За счет средств бюджета учреждения. Для реализации проекта в учреждении имеется: детская литература, экран для просмотра слайдов, видеопроектор, цветные карандаши, фломастеры, магнитофон, аудиозаписи. |
Ф.И.О. руководителя организации | Ольга Николаевна Гурова |
Пояснительная записка.
(Актуальность проекта)
Труд над ребёнком, как основа воспитания, был заповедан ещё евреями в Писании Ветхого Завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчений от непристойных поступков его», - говорится в книге Премудрости Иисуса Сирахова (30.13)
Когда должен начинаться труд родителей над душой ребёнка? С самого раннего детства. Об этом так пишет о. Александр Ельчанинов: «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой постоянно даёт урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви, это напитает их всю жизнь».
Задача семьи, школы, общества - воспитание и образование ребёнка. Что такое образование? Воспитание образами или образный подход к воспитанию, образование через образы: я, семья, Отечество, мир в целом, вечность. Иоанн Кронштадтский говорил: «То главное, чему надо учить ребёнка – это тому, что пригодиться ему в вечности».
Формирование образа начинается с раннего дошкольного возраста и начинается с образа богатыря из сказок, былин и сказаний. Образы былинных героев, как нельзя лучше помогут сформировать представления детей о воинах Отечества, том истинном предназначении человека.
Данный проект даст возможность детям самим сформировать образ настоящего воина Отечества через знакомство с историей жизни Ильи Муромца, через обсуждение его основных нравственных составляющих. Учащимся также будет предоставлена возможность ближе познакомиться с историей Великой Отечественной войны. Дети смогут рассказать истории своих семей, познакомить сверстников с героическим прошлым своих прадедов. Мероприятия проекта также помогут детям провести аналитическую работу для формирования понимания, что необходимо делать каждому человеку для того, чтобы «взрастить» в себе истинного героя, воина Отечества. Дети получат возможность в кругу сверстников высказать свое мнение на вопрос геройства в современном обществе. А также, решая актуальный вопрос «Кто он, воин Отечества», самостоятельно нарисуют свой индивидуальный образ такого героя, создадут собственную платформу для формирования нравственных качеств.
Проект разработан в контексте программы «Социокультурные истоки» в урочной, внеурочной, внеклассной воспитательной работе в общеобразовательных организациях.
Мероприятия проекта не требуют большой подготовки, не требуют больших временных ресурсов. Решение проблемы, заявленной в проекте, может быть найдено на внеклассных мероприятиях, приуроченных к праздничным датам (День Защитника Отечества и пр.), классных часах, уроках внеклассного чтения, совместных родительских собраниях. План мероприятий проекта может быть дополнен, изменен с учетом возможностей и интересов учащихся.
Цель: осознание у детей понятий «Я», Семья», «Отечество», «Мир» через формирование образа былинного героя Ильи Муромца, образов героев-современников.
Задачи:
Создавать условия формирования образов прошлого (былинного героя), настоящего (подвиги современников), будущего (размышления, каким должен быть герой Отечества и что для этого необходимо).
- Формировать у детей представления о главных ценностях с помощью образов героев прошлого и настоящего.
- Через мысли и переживания детей способствовать формированию нравственных качеств детей.
- Расширять кругозор детей, развивать речь.
-Через занятия проектной деятельностью развивать у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде, интерес к исследовательской деятельности.
Целевая группа (участники проекта) – дети, педагоги 1-4 классов.
Форма работы: групповая.
Методы работы:
- словесный,
- наглядный,
- практический.
Материальное обеспечение: экран для просмотра слайдов, видеопроектор, цветные карандаши, фломастеры, магнитофон, аудиозаписи детских песен, детская литература, репродукции художников.
Сроки и этапы реализации проекта:
2019-2020
Механизм реализации проекта «Воин Отечества, как им стать в 21 веке» предполагает три этапа: подготовительный, практический, аналитический.
1 этап
Подготовительный – предполагает определение приоритетных мер и направленности мероприятий, составление плана их реализации, подготовка видео-аудио-аппаратуры, оформление помещения для занятий, подготовка демонстрационного и раздаточного материала, организация предметно – развивающей среды, разработка правил занятий в классе, подбор литературы, проведение встреч с родителями и педагогами по мотивации к участию в проекте.
2этап
Практический – включает в себя проведение мероприятий в рамках проекта.
3 этап
Аналитический – позволяет оценить эффективность реализации проекта, внести корректировки в случае необходимости и распространение полученного опыта.
Кадровые ресурсы:
Педагог –отвечает за выполнение плана мероприятий в рамках проекта.
Руководитель МО – контролирует процесс реализации проекта.
Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности
Ожидаемые результаты | Критерии оценки |
Повышение интереса к заявленной теме | Увеличение количества положительных показателей анализа анкетирования детей в процессе реализации проекта. Степень выполнения поставленных целей и задач. |
Повышение активности детей | Увеличение количества детей, участвующих в проекте. Проявление инициативы во время занятий. |
Развитие речевой активности, мышления, памяти детей. | |
Повышение интереса к проектной деятельности. | Проявление удовлетворенности со стороны детей и родителей, дальнейшее желание участвовать в подобных мероприятиях. |
Список литературы
.
Н.А. Максименко. Дарите детям любовь. Издательство «Учитель». Волгоград. 2006г.
Г.Н. Юдин. Спасённая душа: Рассказы, сказки, притчи. Издательство «Дрофа». Москва. 2000г.
Илья Муромец – богатырь святой. https://youtu.be/UmVZ5-FZKHQ
Рассказы о святых. Илья Муромец. https://youtu.be/RoEX6Bvh144
Искатели Ильи Муромца. Документальный фильм. https://youtu.be/p3g_lsQ5OxY
Презентация Мой любимый былинный герой – Илья Муромец. https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-ilya-muromecbilinniy-geroy-klass-762164.html
Н.Е. Пестов. Православное воспитание детей. Издательство «Сатисъ». Санкт-Петербург. 2000г.
Библиотека православного педагога. Журнал Сценарий праздников. Методические материалы для педагогов церковно-приходской школы. Выпуск 2. Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии. Екатеринбург. 2013г.
Н. Кузнецова. Илья Муромец в 21 веке. Издательство «Фаворъ». Москва. 2003г.
Приложение 1.
Перспективный план мероприятий
Название мероприятия, цель | Дата проведения |
1. Мероприятие «Без прошлого нет настоящего» Ресурсный круг. Цель: формирование образа Ильи Муромца, как символа героя прошлых лет. | |
2. Занятия по внеклассному чтению. Былины. Легенды. Сказания. Цель: расширение знаний о былинных героях | |
3. Беседа «Герои рядом» Цель: формирование образов героев – современников. | |
4. Занятие по внеклассному чтению «Герой моей семьи. Солдаты Великой Отечественной войны» Цель: воспитание чувства гордости за свою семью, формирование понимания ценности личной (семейной) принадлежности к героическим поступкам. | |
5. Творческая лаборатория. Написание эссе «Герои рядом» Цель: развитие интереса детей к людям, совершающим добрые поступки. Анализ этих поступков. | |
6. Тренинг по созданию образа «Прошлое. Настоящее. Будущее» Цель: формирование целостного понятия «Воин, герой», осознание связи между прошлым, настоящим и будущим. | |
7. Итоговое мероприятие «Воин Отечества. Как им стать в 21 веке». Хештег или кинофестиваль. Цель: подведение итогов проекта. Награждение участников. Продуктивная деятельность. | |
Приложение 2.
Конспекты мероприятий
Мероприятие «Без прошлого нет настоящего»
Ресурсный круг
Цель: формирование образа Ильи Муромца, как символа героя прошлых лет.
Прошлое – образ Ильи Муромца
РЕСУРСНЫЙ КРУГ
(Передают друг другу картинку-образ Илью Муромца):
- Если бы ты сегодня встретил Илью Муромца, какие слова ты сказал бы ему?
- Что тебе в нём нравится, что хотел бы взять для себя от него?
(Изучение в течение недели книг и рассказов о богатырях).
Мероприятие беседа «Герои рядом»
Цель: формирование образов героев – современников.
Настоящее - подвиги современников.
Учитель: Вот такой он наш богатырь из Святой Руси, из далёкого прошлого.
- Как ты думаешь, могут сегодня жить в нашем мире такие Ильи Муромцы?
- А какой сегодня был бы Илья Муромец в 21 веке?
- Что он делает сейчас? Какой образ вы видите?
- Нужен ли такой герой сегодня?
- Может ли наша Родина без таких героев расти и развиваться?
- А эти Ильи Муромцы обязательно должны быть военными?
- А может быть Илья Муромец быть среди учёных, медиков, предприниматели?
- Как вы думаете, ребята, почему Илья Муромец жил так давно, когда ещё на Руси не было письменности, память о нём сохранилась до наших дней?
- Можно ли сказать, что он продолжает жить в вечности? (Память о человеке, о его поступках – есть жизнь вечная)
- В наше время жизнь и подвиги таких людей описывается в книжках, в телерепортажах. (Изучаем литературу о героях современниках) Давайте найдём Илью Муромца, Алёшу Поповича, Василису Премудрую в 21 веке и сделаем о них видеосюжет, вы станете тележурналистами.
В течение недели рассказываем о героях нашего времени по классам и собираем материал для видео сюжета. (Вопросы: чем понравились герои? Какие черты характера хотелось бы перенять у этого героя?)
Мероприятие
ТРЕНИНГ по созданию ОБРАЗА.
«Прошлое. Настоящее. Будущее»
Цель: формирование целостного понятия «воин, герой», осознание связи между прошлым, настоящим и будущим.
Встаньте в круг. Возьмитесь за руки – прикоснувшись ладошками. Улыбнитесь друг другу, подарите тепло и радость. Сейчас каждый скажет один глагол для создания сегодняшнего образа Ильи Муромца (воина Отечества), если кто-то повторится – ему помашет рукой тот, чей глагол он сказал.
Далее, дети делятся на пары. В парах друг другу говорят комплементы, связанные с образом Ильи Муромца. Сначала один, затем другой и потом записывают предложение из глаголов и комплементов, которые они говорили.
Соединяются в четвёрки – соединяют и составляют предложения (2 предложения о современном герое), используя свои слова и словосочетания, сказанные ранее.
Объединяются в группы из восьми ребят. Составляют небольшой текст. Определяют кто будет представителем от их группы.
Трое ребят от каждой группы – завершают работу по созданию образа из составленных текстов.
Защита получившегося ОБРАЗА ВОИНА ОТЕЧЕСТВА (прошлое +настоящее+ будущее)
(Какой был герой в прошлом? Какие качества характера имел? Какой должен быть сейчас? Что изменилось? Зачем он должен быть сейчас? Что это даст для будущего?)
Учитель: Нужен такой герой сегодня? Можешь ли ты стать Ильёй Муромцем? Что у тебя щит? И что у тебя меч? А вы когда-нибудь делали добрые дела? Что вы чувствовали при этом?
Мероприятие
КИНОФЕСТИВАЛЬ или ХЕШТЕГ – продукт деятельности по теме «ВОИН ОТЕЧЕСТВА – КАК ИМ СТАТЬ В 21 ВЕКЕ»
Цель: подведение итогов проекта. Награждение участников.
Дети пришли к выводам: Главное качество, которое надо в себе воспитать – это любовь и самопожертвование ради ближнего.
Заметки детей: Настоящие герои, в интервью говорят: «Я не герой, каждый поступит также» А это значит, для этого человека это норма жизни. И чтобы воспитать в себе героя, защитника надо начать с малого, укрепляться в добрых словах и поступках. Ведь из малого рождается великое.
И ещё один важный момент, который необходимо объяснить ребятам, который поможет расти и развиваться в правильном направлении:
- Для чего мы развиваемся, учимся, делаем добрые дела – для успеха или для того, чтобы быть полезным? Это очень важно.
Приложение3.
Перспективная работа.
- создать сборник рассказов о войнах-героях прошлого и настоящего;
- создать сборник пословиц и поговорок;
- создать Памятку «Высказывания великих людей о героях»
Приложение 4.
Анкеты для участников проекта.
Дорогие ребята! Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты.
1. Понравилось ли вам участвовать в проекте?
2. Что особенно запомнилось?
3. Можно ли сказать, что участие в проекте объединяет людей, делает их внимательнее и добрее?
4. Какие черты характера от героев проекта хотелось бы воспитать в себе?
5. Какие дела могут помочь тебе развивать хорошие качества и укреплять их, чтобы стать воином Отечества в будущем?