Исследовательский проект
«Воздух-невидимка.»
7 группа
Воспитатели:
Толоконникова С.В.
Антонова Е.С.
НОЯБРЬ 2020 ГОД
Актуальность проекта:
Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития ребенка, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Проект «Воздух –невидимка » поможет выявить уровень знаний о воздухе у детей, обучить их исследовательской деятельности, развить познавательный интерес и любознательность.
Определение предмета исследования.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мир.
Могучим фактором, способствующим познавательной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение в природе.
Формулировка проблемы:
Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Интерес ведет маленького человечка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления.
Выдвижение гипотезы: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.
Тип проекта: информационно-исследовательский
Цель проекта:
развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом.
Задачи проекта:
Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Провести цикл опытов и экспериментов по теме «Свойства воздуха»
Изготовить совместными усилиями детей и педагогов поделки для «Музея воздуха»
Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Свойства воздуха»
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: ноябрь.
Предполагаемый результат: формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов. Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
На первом этапе реализации проекта, поисково-аналитическом или подготовительном, мы исходя из интересов ребенка, проводилось анкетирование родителей, обсуждение целей, задач проекта с родителями, создание условий необходимых для реализации проекта. Затем обозначили проблему: где найти невидимку-воздух? Что хотели бы узнать о нем? Применение воздуха. Как и из каких источников, мы можем получить информацию о воздухе?
2 этап – основной
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:
беседы (где найти невидимку; свойства невидимки; как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы из энциклопедий, видеосюжеты;
игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);
трудовая деятельность (изготовление модели воздушного змея, «хитрой змейки» для определения свойства воздуха; «ветряной мельницы»;
экспериментально-исследовательская деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?» «Полет в космос» и др.);
решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании», «обладает силой» и др.);
дидактические, интеллектуальные, деловые игры «Полетим в космос», «Вылечим Степашку», «Парашютисты», «Узнай по запаху»);
проявление действий в воздухе в природе тематические занятия: («Какой воздух в нашем городе?», «Свойства воздуха», «Воздух – невидимка»);
Часть проекта была реализована в совместной деятельности детей с родителями. Были изготовлены объемные макеты «Веер», «Воздушного змея», «Парусник», «Водолазный купол».
Поэтапное решение проблемной ситуации:
Где найти невидимку;
– Как работают вещи, благодаря воздуху;
– Что умеет невидимка.
Обсуждение результатов экспериментирования.
Систематизация информации о выявленном пути решения проблемы
Практическая деятельность, направленная на получение результата
Итоги работы. Разрешение проблемы.
Определение новых проблем.
3 этап – итоговый
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
- Создание в группе необходимых условий по ознакомлению со свойствами воздуха:
- создание книг по проблеме;
- подбор видеоматериала о свойствах, применении воздуха;
- создание музея «Мир воздуха»
- выпуск журнала «Это интересно!»
- оформление экспериментальной книги.
Оборудование и материалы:
Баночки, стаканчики, палочки, мыльные пузыри, мешки полиэтиленовые, пробки, мелкие игрушки, пластилин, изготовленный змей, фен, парусник, воздушные шары, мячи и др.;
Познавательная литература, картины и иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат, материалы для продуктивной деятельности, компьютер.
III- этап – итоговый:
Презентация проекта: «Воздух невидимка».
Итог: проблема решена. С помощью различных свойств воздуха можно показать фокусы.
Результаты проекта.
Проект «Воздух –невидимка » длился четыре недели. Во время проведения проекта дети всесторонне исследовали свойства воздуха.
В ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воздухе.
Во время проекта дети заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый, сильный - слабый.
В течение всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные и речевые игры
Во время экспериментальной деятельности были проведены опыты «Свойства воздуха».
Таким образом, опыт экспериментальной работы по реализации проектной технологии в приобщении ребенка старшего дошкольного возраста к опытно-экспериментальной деятельности подтверждает высокий развивающий эффект отобранного содержания знаний на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых
Опыты с воздухом
Опыт «Воздух-легче воды.»
Воздух, он объект особый. Его руками не потрогать. Чтоб его увидеть глазом Ветерком подули разом.
Движение воздуха можно почувствовать.
Свойства воздуха
Рисование : « Дует, дует ветерок.»
Подвижная игра «Пузырь.»
Коллективная работа «Весёлый воздушный змей.»
Использованная литература:
1.Мотылёва Э. И. «Большая книга экспериментов для дошкольников». М., 2009г.;
2.Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
3.Тугушева Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
5.Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006
6.Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ