Тип проекта: информационно – творческий.
Образовательная область: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие
По составу участников: дети, педагоги, родители.
По срокам реализации: краткосрочный
Актуальность проекта
“Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста был выбран метод проекта. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Цель: формирование представлений о космосе, о роли человека в изучении космического пространства
Задачи:
Для детей:
Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны;
формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Для родителей:
привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка через создание детских презентаций о космосе, фильмов;
стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсе рисунков и поделок «Загадочный космос», мероприятиях, досугах;
способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
Для педагогов
обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Предполагаемый результат
Дети
Формирование у детей знаний о Дне Космонавтики, его истории и традициях.
Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
Познакомить с известными космонавтами – Ю. А. Гагарин, В. Терешкова.
Саморазвитие ребенка.
Активизация словаря и связной речи, развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и детьми) .
Совместное творчество родителей и детей. Участие в данном проекте поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.
Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты
Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Информация родителей о предстоящей деятельности.
Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта
Подбор технических средств обучения:
Мультфильмы «Тайна третьей планеты», «Лунтик» (1 серия) «Алиса знает, что делать», «Звездные собаки: Белка и Стрелка».
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
Книжный центр: Е. Благинина «С добрым утром», В. Степанов «Юрий Гагарин», Г. Юрлин "Что внутри? Рассказ "Счастливого пути, космонавты», Е. П. Левитан "Твоя Вселенная", Е. П. Левитан "Звёздные сказки", К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”, Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях". Картотеки стихотворений, загадок про космос.
Центр речевого развития: серии демонстрационных картин про космос, космонавтов.
Центр творчества и рисования: трафареты, обводки (космический транспорт, космонавты), книжки – раскраски, бросовый материал для создания творческих работ по теме проекта, различные средства изобразительной деятельности.
Центр конструирования: конструкторы разного вида для создания космических объектов: ракет, спутников, летательных тарелок.
Математический центр: счетный материал «Космическое путешествие» (ракеты, звезды, космонавты, планеты, карточки – задания к «Блокам Дьенеша»).
Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта.
Спортивный уголок: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток.
2 этап
Проведение мероприятий по разработанной технологии;
Работа с родителями по заданной теме
Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
3 этап
Организация выставки детского рисунка, поделок и рисунков, созданных в процессе совместной творческой деятельности родителей и детей..
Совместный с родителями познавательно-тематический праздник «Загадочный космос»
Презентация модели Солнечной системы
Коллективное панно «Космический коллаж»
Конкурс рисунков и поделок «Загадочный космос»
Предварительная работа:
Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?
Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать рисунок или сделать поделку на тему «Загадочный космос»
1 этап - подготовительный
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
А вопросов у нас возникло очень много:
«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?» (Влада)
«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?» (Женя)
«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?» (Ваня Л.)
«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?» (Дима)
«Почему нельзя достать до неба?» (Кирилл Т.)
«Почему Солнце горячее?» (Соня В.)
«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?» (Лиза)
«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?» (Арина)
«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?» (Саша)
«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?» (Артем)
«Почему Луна не падает, а звезды падают?» (Матвей)
Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос? (Ваня И)
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.
Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
Удовлетворять их запросы можно только при условии учета специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.
Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
Женя предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
Иван И. сказал, что о космосе можно прочитать в энциклопедии
Лиза решил попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.
2 этап - реализация проекта
Работа с детьми Цель: Расширение представлений дошкольников о Космосе и Вселенной. | Познавательное развитие НОД: Беседы: «Зачем нужно изучать космос?» «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты» «Планеты и звезды» «Какие бывают космические корабли» «Звезды и созвездия» «Солнце - источник жизни на Земле» Рассматривание иллюстративного материала: Знакомство с энциклопедиями. «Моя первая книга о космосе» «Космос». Серия «Моя самая первая энциклопедия» «Я познаю мир. Космос» «Удивительный космос» Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты» «Лунтик» (1 серия) «Алиса знает, что делать» «Звездные собаки: Белка и Стрелка» |
Речевое развитие Чтение: Е. Благинина «С добрым утром» В. Степанов «Юрий Гагарин» Г. Юрлин "Что внутри? Рассказ "Счастливого пути космонавты» Е. П. Левитан "Твоя Вселенная" Е. П. Левитан "Звёздные сказки" К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе” Л. Талимонова "Сказки о созвездиях". НОД: Словесная игра: |
Художественно-эстетическое развитие Оригами: Коллективная работа: Лепка: Рисование: Аппликация: Рассматривание альбома: Слушание музыкальных произведений: «Мы космонавты» «Полет» «Космическая попутная» «Солнце и звезда» «Мы дети галактики» «Созвездие гончих псов» Пантомима: «Инопланетяне» «Мы – луноходы» «Угада0й, что я изобразил» |
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра: Дидактические игры: «Космические летательные аппараты» «Танграм» (составление из фигур летательных объектов) «Найди одинаковые космические корабли». «Собери ракету». Настольно-печатные игры: «Найди по контуру» «Путешествие в космос» «Полет в космос» |
Физическое развитие Подвижные игр на прогулке: «Мы космонавты» «Выше ноги от земли» Эстафета «Я быстрый и смелый, как космонавт» Физкультминутки: «Космонавт». «Космодром». «Ракета». Подвижные игры: Спортивные упражнения: «Запуск ракеты». «Невесомость». |
Работа с родителями Цель: Участие родителей в образовательной деятельности | Знакомство родителей с темой проекта Консультация: Стендовая информация: «Как познакомить дошкольника с Космосом» «Российские покорители космоса». Подготовка презентаций: Просмотр видеороликов: «Полет на Марс» «Звёздный полёт». «Земля в иллюминаторе». Детско-родительское творчество: |
III этап - заключительный
Выставка детских работ по теме проекта.
Подведение итогов по реализации проекта.
Обобщение опыта работы по проекту и представление его на мастер-классе по проектной деятельности..
Заключительное мероприятие:
«Игра – викторина «Космос».
Цель: активизация знаний по теме, умение использовать полученные знания в разных видах деятельности, активизация словаря, развитие связной речи, закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице.
Сюжетно – ролевая игра «Космос».
Цель: активизация знаний по теме, активизация словаря, умение распределять роли и определять действия в соответствие с ролью, развивать умение работать в коллективе, придумывать сюжет и развивать его по ходу игры, используя предметы – заместители.