«Согласовано» «Утверждено»
Председатель Управляющего Совета Директор МОУ«Харбятская
_______Б-Ж.Д.Моглоев ООШ им. В.Б. Саганова»
«____»________2014 г. ________Л.С.Аюшеева
«____»____________2014 г.
ПРОЕКТ
«Здесь Родины моей начало
Школьный краеведческий музей- юрта
как центр патриотического воспитания учащихся
Разработала: И.В.Аюшеева, заместитель директора по УВР
«Дерево не растет без корней»
(бурятская пословица)
« Хγнэйγндэhэнгазардээгуур,
модонойγндэhэнгазардоогуур»
с. Харбяты, 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Название проекта
2.Актуальность проекта
3.Цель проекта
4.Задачи проекта
5.Участники проекта и партнёры
6.Содержание проекта
7.Механизм реализации проекта
8.Бюджет проекта (смета)
9.Результаты проекта
10. Методы оценки результатов
Название проекта: «Здесь Родины моей начало»
Школьный краеведческий музей как центр нравственно-патриотического воспитания учащихся.
Актуальность проекта: МБОУ «Харбятская ООШ» носит имя В.Б. Саганова. Краеведческий музей, который располагает около 2000 экспонатами, расположен в учебном кабинете и его нужно вывести из здания школы.
Реализация данного проекта должна вовлечь школьников в мир духовных ценностей, поможет развить совместную деятельность детей и учителей, привлечет родителей учащихся - жителей села для выполнения общественно-полезных дел на территории школы, села по сохранению наследия нашей малой Родины, а также реализует и укрепит партнерство с другими школами, местной администрацией и районным центром детского и юношеского туризма и краеведения, также создаст единое районное сообщество юных музееведов.
Цели проекта:
-строительство и обустройство деревянного музея в форме восьмистенной юрты из натурального, экологически чистого материала- дерева на территории школы.
-активизация работы школьного музея - воспитательного центра открытого образовательного пространства.
Задачи проекта:
знакомство и овладение различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности;
изучение генеалогии, археологии, источниковедения, этнографией, музееведения;
поисково-собирательная, восстановительная работа музейных экспонатов;
обновление экспозиций музея в процессе исследовательской деятельности учащихся;
создание единой электронной базы школьного музейного фонда;
систематизация работы школьного музея;
преемственность музейного дела;
содействие активному участию школьников их родителей – жителей села, учителей по сохранению наследия малой Родины;
реализация партнерства с другими ОУ, местной администрацией и РЦЮДТиК
Участники проекта и партнёры:
Руководитель проекта:
1.Аюшеева Ирина Владимировна-заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе;
2.Булутова Майя Александровна- учитель бурятского языка;
3.Школьники
Полное название организации | Районный центр детского юношеского туризма и краеведения |
Адрес организации (индекс, город, улица, дом) | 671010, с. Кырен, ул.Ленина, 86 |
Телефон (ы) (+ код города) | 83014742018 |
Факс (+ код города) | 83014741198 |
Электронная почта | |
Web-сайт | |
Ф.И.О. и должность контактного лица в организации-партнере | Пирогов Алексей Алексеевич, директор РЦДЮТиК |
Краткое описание партнерства в рамках проекта | Помощь в создании выставки достижений школьного музея «Музей – вчера и сегодня», районный семинар юных музееведов, создание единого районного сообщества юных музееведов. Консультирование по работе с историко-краеведческой деятельностью музея школы Помощь в создании электронного историко-культурного атласа села |
Полное название организации | Управление образования МО «Тункинский район» |
Адрес организации (индекс, город, улица, дом) | 671010, с. Кырен, ул.Советская, 5 |
Телефон (ы) (+ код города) | 83014741198 |
Факс (+ код города) | 83014741198 |
Электронная почта | [email protected] |
Web-сайт | ruotunka.ucoz.ru |
Ф.И.О. и должность контактного лица в организации-партнере | Бардашова А.Е, начальник РУО |
Краткое описание партнерства в рамках проекта | Материальная поддержка в реализации проекта. Консультирование по созданию единой электронной базы школьного музейного фонда Курирование организационных вопросов Помощь в создании новых музейных экспозиций: «Славный сын Тункинской долины», «»Живая связь времен», «Учителю…», «Спасибо тебе, Земля», «Политически репрессированный: кто он?» |
Целевая группа.
Группа, для которой осуществляется проект | Количество человек |
Учащиеся Харбятской ООШ | 40 |
Родители учащихся - жители села Харбяты | 200 |
Учащиеся других школ, юные музееведы района | 100 |
Содержание проекта:
Восьмистенная юрта бурят – это удобное экологичное жильё. Будет построен из оцилиндрованных стволов сосны, потолок и полы из сосновых плах, внутри устанавливается маленькая печь, естественная вентиляция через фрамугу в потолке.
Вокруг юрты- музея будут строиться еще несколько юрт. В одной из них будет открыта мастерская резчиков по дереву, чеканщиков, мастеров по серебру, плотников, столяров. В другой будет мастерская по обработке и шитью изделий из овечьей шерсти.
Юрты, построенные при реализации проекта, имеют несколько вариантов использования: как музей, как гостевой дом, как учебное заведение. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.
Проект предполагает следующие направления:
1. «Краеведение»
Далекое прошлое района и села;
Заселение Тункинского района;
История села Харбяты. Легенды и предания:
Село в годы Великой Отечественной войны. Наши земляки – участники ВОВ;
2. «Твоя родословная»
Составление генеалогического древа семьи.
Изучение происхождения фамилий.
Знакомство с традициями семей.
Проведение вечеров, конкурсов, выставок «Моя семья».
3. «Живые истоки»
Изучение местных традиций, обрядов.
Проведение народных праздников «Белый месяц», «Сурхарбан».
4. «История школы в лицах»
Изучение истории народного образования села, района.
Оформление экспозиции «История школы».
Сбор материала о выпускниках школы.
5. Природа родного края. Сбор материалов по темам:
«Живой мир нашего села».
«Растительный мир нашего села».
«Экология нашего села».
«Сосновый бор- храм чистого воздуха»
Минеральный источник «Шармык»
6. «За страницами школьных учебников»
Специальные исторические науки: документалистика, историография,филателия,геральдика, нумизматика.
Формы занятий: музейный урок, урок памяти, урок-диспут, историческая игра, викторина, конкурс.
Итогом деятельности являются: краеведческий альбом, коллекционирование предметов музейного значения, рефераты, беседы, подготовка и проведение экскурсий по музею, исследовательская деятельность, оказание помощи ветеранам и пожилым людям, приведение в порядок памятника воинской славы. Создание портфолио достижений музея-юрты.
7. Участие в районных акциях и мероприятиях.
8. Дальнейшее развитие музея:
Формирование у учащихся интереса к истории Отечества через совместную творческую работу родителей и учеников с архивами семьи, воспитание уважения к отцам, дедам, ветеранам.
Привлечение к работе детей из неблагополучных семей; беседы с их родителями.
Изучение истории села, района, сбор материала: воспоминаний, фотографий, отражающих прошлое и настоящее села, района. Создание отдельной постоянной экспозиции, альбома.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения не на отвлеченных примерах, а с помощью рассказов людей, которых дети видят ежедневно. Постоянно проводить беседы: «Герои войны и труда – жители нашего села», «И надежды и мечты оборвала война», «Твои соседи», «Из семейного архива», «Вклад моей семьи в историю села, района».
Разработка экскурсионной программы, направленной на патриотическое, гордое и справедливое отношение к Родине, ветеранам, памяти о событиях Великой Отечественной войны.
Проведение конкурсов рефератов, посвященных событиям Великой Отечественной войны.
Проведение семинаров, уроков истории, географии, классных часов с привлечением ветеранов.
Взаимодействие с другими школьными музеями исторического и краеведческого профиля.
Дальнейшее совершенствование, оформление музея, формирование фонда и обеспечение его сохранности.
Механизм реализации проекта
Проект разделен на четыре основных и два дополнительных этапа:
1 – й этап: поисково – исследовательская работа, которая включает в себя изучение устройства как самой традиционной деревянной бурятской юрты, так и внутреннего убранства, а также изучение традиционных бурятских ремесел. Результатом работы на этом этапе стала технологическая карта строительства старинной юрты и был собран перечень изделий домашней утвари, знание и умение соответствующей их покраски, что само собой является расширением и углублением компетентности учителя.
2 – этап: корректировка учебной программы – внесение изменений в изготовлении объектов труда на уроках технологии т.е изделий домашней утвари юрты с учетом возрастных особенностей учащихся и разработка технологических карт на изготовление каждого изделия отдельно взятом. Технологические карты составляются с описанием как на русском, так и на бурятском языках.
3 – этап: обучение учащихся традиционным бурятским ремеслам на уроках технологии, народными умельцами и строительство юрты для школьного музея. На этом этапе решаются нормативно – правовые вопросы по использованию лесных ресурсов, создание материальной базы ( приобретение инструментов и станков, заготовка пиломатериала), различные экономические расчеты по затратам и т.д, где необходима компетентность учителя в различных областях деятельности.
4 – этап: строительство юрты на территории школы под музей, участники проекта должны провести презентацию юрты. В презентацию входит не только открытие и показ юрты – музея, но и знание старинных бурятских традиций при демонстрации приема гостей. На данном этапе будет видна работа учителей школы и всего поселения в целом, т.к. в данном проекте участвуют и родители, старожилы, представители администрации поселения и других общественных организаций. Следовательно, данный проект выходит за рамки школы, села и даже района. Здесь же создается общественная комиссия из вышеуказанных социальных слоев населения для общественной оценки деятельности учащихся и учителей, которые сливаются в единую современную оценку качества образования.
5 – этап: строительство юрты на территории школы под гостевой дом и на минеральном источнике «Шармык».. Гостевой дом представляет собой отдельную большую деревянную восьмистенную юрту с печным отоплением, с набором оборудования и мебели для питания и отдыха.
Вокруг музея-юрты будет забор в стиле «ретро».
Мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
Смета расходовна строительство юрты:
Затраты: пиломатериал – 5о тыс. руб.
Кровля - 15 тыс. руб.
Стеллажи и витрины - 50 тыс. руб.
Непредвиденные расходы - 15тыс. руб
И Т О Г О : 125 тыс. руб.
Смета строительства музея-юрты и гостевых домиков прилагается.
Ожидаемый результат.
Духовная преемственность поколений. Умение учащихся разбираться в вопросах мировоззренческого, идеологического характера. Умение оценивать свои поступки, отношения с окружающими, осознавать свои чувства, переживания, обнаруживать противоречия в себе.
При компетентностном подходе проект «краеведческий музей- юрта» будет плодотворным и результативным, так как направлен на решение социально – культурных проблем: благоустройство села, активизация деятельности населения сельского поселения «Харбяты», объединения и укрепления связи поколений, возрождения забытых традиций родного народа, нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения, улучшения экономической ситуации путем развития в районе туризма.
Методы оценки результатов.
Районный семинар юных музееведов, мастер-класс старших учащихся,выдача свидетельств: квалификация – «Хранитель истории села».
Музейные экспозиции:
«Генеалогия села Харбяты. Легенды и предания»
«Славный сын Тункинской долины...»
«Живая связь времен»
Экспозиция посвященная к Дню Победы в ВОВ
«Мир вокруг нас», «Памятники природы села Харбяты»
«Учителю…»,
«Спасибо тебе, Земля»
«Политически репрессированный: кто он?»
9.«Музей – вчера и сегодня» (история музея Харбятской ООШ)
Систематизация работы школьного музея:
Единая электронная база школьного музейного фонда, электронный историко-культурный атлас села.
Положительные отзывы о работе музея: Журнал посещений музея
Создание единого районного сообщества юных музееведов: Протокол районного семинара, план работы на следующий год.
Дальнейшее развитие проекта.
Проект «Здесь Родины моей начало» рассчитан не на один год, этот проект действительно будет являться живым и главным связующим звеном села и школы вокруг которого закипит жизнь всех сельчан, все мероприятия проведенные в рамках проекта войдут в традицию. Ежегодный план работы музея будет поддерживаться все новыми и новыми силами растущего поколения по преемственности. Вокруг главной юрты-музея будут построены еще несколько юрт, уже другого назначения: это будут юрта- швейная мастерская, юрта – сувенирный цех, юрта- гостевой домик, юрта- игровой зал.
Создав отлаженную системную работу школьного пространства, мы всегда будем знать, что история возникновения моей малой Родины не забыта, тогда мы с гордостью скажем: «Здесь Родины моей начало».