МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ГОРОДА ОБНИНСКА
Проектно-исследовательская деятельность для учащихся начальных классов
«Знакомство с народной культурой и традициями . Русский фольклор».
2 б класс.
Руководители проекта:
Чернышова С.П.
г. Обнинск, 2017 год.
Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.
Задачи:
Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
Воспитывать уважение к культурам других народов.
Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.
Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.
Предполагаемый результат:
У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
Знают названия различных промыслов.
Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
Знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Итоговое мероприятие (продукт):
Выставка детского творчества «Изделия декоративно-прикладного
искусства».
Шуточная викторина «Скороговорки».
Праздник народных игр.
Фольклорный праздник «Посиделки».
Технологическая карта №1.
Вопросы (планирование работы)
Какая у нас тема?
Какие задания мы с вами решили выполнить?
Что мы уже успели сделать (узнать), чему научились?
Что еще можно сделать (предложить, спланировать)?
Какие у вас есть предложения?
Чем бы ты хотел заняться сегодня?
Что тебе нужно для того, чтобы выполнить этот план?
С чего ты начнешь?
Какие материалы тебе понадобятся?
Тебе нужны партнеры (помощники)?
С кем ты будешь вместе работать?
Как ты планируешь распределить работу?
Кто будет ответственным в вашей работе?
Сколько времени тебе (вам) нужно для выполнения (завершения)?
Ты выполнил свой план?
Кто (что) помог тебе выполнить задуманное?
Какой результат у тебя получился?
Ты доволен своим результатом?
Что тебя больше всего порадовало в твоей работе?
Чему ты научился сегодня?
Что нового ты узнал?
Что ты хочешь еще узнать
Технологическая карта №2.
Вопросы для вечернего группового сбора (итоги работы)
Что трудного было в вашей работе?
Что было самое интересное?
Что тебе удалось сделать сегодня?
Ты выполнил большую или меньшую часть своего плана?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
Что бы ты решил изменить?
Что легче всего было сделать?
Как тебе удалось включить других в свою работу?
Какие материалы вы использовали?
Какие материалы можно еще использовать?
Где вашу работу можно поместить (повесить, поставить)?
Вы полностью выполнили свой план?
Планируете ли вы продолжить свою работу?
Выбор итогового материала
Календарно-тематический план «Русский фольклор»
№ п/п | Тема | Кол-во часов. Дата. | Примечание (использование ИКТ, нестандартных форм проведения урока, практических занятий и т. д.) |
1. | Вводное занятие. Что такое русский фольклор? | 1 ч. (07.09) | Игровая форма занятия. |
2. | «Дожинки». Встреча осени | 1 ч.(14.09) | Фольклорные игры. |
3. | Экскурсия. Русская природа. Листопад. | 1 ч. (20.09) | Экскурсия. Игры на свежем воздухе. |
4. | Русские праздники и обряды. | 1 ч. (28.09) | Рассматривание русских народных костюмов. |
5. | Русские народные игры осенью. Приметы осени. | 1 ч.(05.10) | Игровые занятия. |
6. | Русские праздники и обряды. | 1 ч.(12.10) | Презентация. |
7. | Праздник «Осенины». | 1 ч.(26.10) | Фольклорный праздник. |
8. | Русские народные песни. | 1 ч. (19.10) | Разучивание песен. |
9-10. | «В гостях у матрешек». | 2 ч. (23.10,26.10) | Знакомство с символом России. Выставка рисунков. |
11. | Знакомство с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли ). | 1 ч.(09.11) | Презентация. |
12. | Разучивание песни «Русская зима». | 1 ч.(16.11) | Разучивание песни. |
13-14. | Зимние праздники и обряды. | 2 ч.(23.11,30.11) | Презентация. |
15. | Зимние праздники и обряды. | 1 ч.(07.12) | Прослушивание песен, колядок, закличек. |
16. | «Рождественская вечеринка». | 1 ч.(14.12) | Практическое занятие |
17-18. | Колядки, песни, стихи. Подготовка к празднику. | 2ч.(21.12,11.01) | Практическое занятие. |
19. | Экскурсия в природу «Волшебница –зима». | 1ч.(18.01) | Экскурсия. Игры на свежем воздухе. |
20. | Русские хороводные игры «На горе-то калина». | 1 ч.(25.01) | Семейный праздник. |
21-22. | Народные ремёсла. | 2ч.(01.02,08.02) | Занятие-мастерская. |
23 | Дымковская игрушка. | 1ч(15.02) | Презентация. |
24-25. | Народные ремёсла. Хохлома (посуда). | 2ч (28.02,01.03) | Занятие-мастерская. Презентация. |
26. | «Как жили люди на Руси» (постройка из строительного материала). | 1 ч.(15.03) | Просмотр мультиков. |
27. | Приметы февраля. Пословицы, поговорки. Масленичные песни. | 1 ч.(20.02) | Разучивание песен. |
28-29. | Игры на свежем воздухе. | 2ч.(05.04,12.04) | |
30-31 | Знакомство с орудиями труда, используемыми в древней Руси (плуг, мотыга, соха, вилы). | 2ч.(19.04,26.04) | Создание классного музея. |
32-33 34. | Знакомство с предметами быта в русской избе. Праздник «Русский фольклор» | 2ч(03.05,10.05) 1ч.(23.05) | Обогащать словарный запас названиями предметов быта. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа. Подведение итогов, проделанной работы. |