Особенности урока адаптивной физической культуры при реализации ФГОС.
Проектирование современного урока адаптивной физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.
Ограниченные представления об окружающем мире.
Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении.
Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребёнка).
У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Важными аспектами, на которые должно быть обращено внимание при подготовке и реализации выше указанных образовательных программ это:
-своевременное выявление детей с трудностями адаптации, и определение их особых образовательных потребностей;
-определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
-разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ОВЗ;
-осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ОВЗ образовательной программы.
- начало специального обучения ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
- индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- максимальное «раздвижение» образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
С ОВЗ
1.Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления. Использование для этого разнообразных форм (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта.
Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности .
Общие принципы
и
правила работы с детьми с ОВЗ:
В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, существует оптимальная система урока, наиболее коротким путем ведущая обучающихся к цели:
1. Усиленная мотивация детей к познанию окружающего мира.
2. Демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
3. Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала.
4. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением.
5. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель".
6. Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний.
УРОК
Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок.
Урок – это целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса.
Современный урок по ФГОС должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока.
Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно.
Учитель играет направляющую роль.
Требования к уроку
Традиционный урок/Урок современного типа
Объявление темы урока
- Учитель сообщает учащимся
- Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач
- Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
- Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование
- Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
- Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся
- Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
- Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля
- Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
- Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции
- Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
- Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся
- Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке
- Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока
- Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Вывод
Данная сравнительная характеристика позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке.
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Современный урок в рамках ФГОС для детей с ОВЗ строится на основе использования технических средств обучения с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.
Современный урок для детей с ОВЗ - это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
- урок, содержащий разные виды деятельности.
- урок, на котором ученику должно быть комфортно.
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
- Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;
- урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер;
- в приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя;
- осуществляется практический, деятельностный подход;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время сбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
- урок должен иметь результат!
Требования, предъявляемые к построению современного урока:
- реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;
- создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; - использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;
- умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;
- учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;
- научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;
- рациональное использование на уроках наглядности;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.
Специальные требования: 1. Замедленность темпа обучения 2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика. 3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока. 4. Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка. 5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика. 6. Опора на более развитые способности ученика.
Основные требования, которые предъявляются к уроку с детьми ОВЗ
- обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и на формирование личностных качеств;
- использование на уроках проблемных ситуаций; разнообразить методы и виды учебной деятельности; использование разных методов: наглядных, словесных, действенных.
- вся работа должна осуществляться на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребёнка, на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;
- отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;
- определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;
- продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;
- продумать форму подведения итогов урока;
- продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
УРОК ПО ФГОС
Учитель сообщает ребенку название темы, выясняет, что учащийся уже знает, обсуждает рамки темы и планируемый результат.
Учебный материал излагается в небольшом объеме. После каждого пройденного небольшого материала учитель осуществляет проверку его понимания.
Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия.
Для лучшего понимания и закрепления темы обязательно используется наглядный материал.
В процессе изложения материала необходимо предусмотреть активное включение ребенка в учебную деятельность, например, привести примеры, сформулировать вопросы.
Обязательно организовать закрепление изученной темы: установить причинно-следственные связи между отдельными понятиями, сделать обобщение, решить аналогичную задачу.
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Формулируя образовательные задачи, необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать, а именно:
формировать (формирование) у учащихся представления о …;
выявить (выявлять)…;
знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
уточнить…;
расширить…;
обобщить…;
систематизировать…;
учить применять на практике…;
учить пользоваться…;
тренировать…;
ЗАДАЧИ
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия…;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве . Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках:
ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Технология разноуровневого обучения
Коррекционно-развивающие технологии
Технология проблемного обучения
Проектная деятельность
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению проблем. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости ребёнка. Ребёнок с интеллектуальными нарушениями , как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение ребёнка с интеллектуальными нарушениями с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
- Пальчиковая гимнастика А.П.Савиной.
- Гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили.
- Дыхательная гимнастика.
- Гимнастика.
- Занятия в спортивных кружках и секциях.
- Элементы музыкотерапии.
- Элементы цветотерапии.
- Зрительная гимнастика.
- «Динамические паузы».
- Элементы самомассажа.
- Прогулки
- Пешеходные экскурсии.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах:
Двигательная разминка.
Её цель - предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий что способствует более быстрому восприятию программного материала. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
Утренняя гимнастика
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.
Проведение физкультминуток
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Дыхательная гимнастика
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Подвижные игры на свежем воздухе
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
- Профилактика, сохранение и развитие психофизического здоровья детей.
В заключение можно отметить, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Игровые технологии способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.
развивают возможности для формирования личности обучающихся, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий так и специализированный характер.
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала.
Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
.
ВЫВОДЫ
Обучение детей с ОВЗ по ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.
Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования