СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  модели проектирования современного урока по ФГОС школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Проектирование современного урока»

Особенности урока адаптивной физической культуры при реализации ФГОС. Проектирование современного урока адаптивной физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.

Особенности урока адаптивной физической культуры при реализации ФГОС.

Проектирование современного урока адаптивной физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.

Ограниченные представления об окружающем мире.

Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении.

Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребёнка).

У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Важными аспектами, на которые должно быть обращено внимание при подготовке и реализации выше указанных образовательных программ это: -своевременное выявление детей с трудностями адаптации, и определение их особых образовательных потребностей; -определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; -разработка и реализация индивидуальных  учебных  планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ОВЗ; -осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ОВЗ образовательной программы.

Важными аспектами, на которые должно быть обращено внимание при подготовке и реализации выше указанных образовательных программ это:

-своевременное выявление детей с трудностями адаптации, и определение их особых образовательных потребностей;

-определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

-разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ОВЗ;

-осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ОВЗ образовательной программы.

- начало специального обучения ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; - введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников; - использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию

- начало специального обучения ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;

- индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

- максимальное «раздвижение» образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

С ОВЗ

  1.Индивидуальный подход к каждому ученику.   2. Предотвращение наступления утомления. Использование для этого разнообразных форм (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).   3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.   4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности .  Общие принципы и  правила работы с детьми с ОВЗ:

 

1.Индивидуальный подход к каждому ученику.  2. Предотвращение наступления утомления. Использование для этого разнообразных форм (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.  4. Проявление педагогического такта.

Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности

Общие принципы

и

правила работы с детьми с ОВЗ:

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, существует оптимальная система урока,  наиболее коротким путем ведущая обучающихся к цели: 1. Усиленная мотивация детей к познанию окружающего мира. 2. Демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. 3. Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала. 4. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. 5. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, существует оптимальная система урока,  наиболее коротким путем ведущая обучающихся к цели:

1. Усиленная мотивация детей к познанию окружающего мира.

2. Демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

3. Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала.

4. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением.

5. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель".

6. Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний.

УРОК

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок.

Урок – это целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса.

Современный урок по ФГОС должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока.

Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно.

Учитель играет направляющую роль.

Требования к уроку

Традиционный урок/Урок современного типа

Объявление темы урока

  • Учитель сообщает учащимся
  • Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

  • Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
  • Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

  • Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
  • Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

  • Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
  • Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

  • Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
  • Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

  • Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
  • Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

  • Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке
  • Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

  • Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
  • Проводится рефлексия

Вывод

Данная сравнительная характеристика позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. 

Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

Современный урок в рамках ФГОС для детей с ОВЗ строится на основе использования технических средств обучения с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.

  Современный урок для детей с ОВЗ - это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок, содержащий разные виды деятельности.
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
  • Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему; урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер; в приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя; осуществляется практический, деятельностный подход; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. урок должен иметь результат! Требования, предъявляемые к построению современного урока:
  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;
  • урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер;
  • в приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя;
  • осуществляется практический, деятельностный подход;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время сбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
  • урок должен иметь результат!

Требования, предъявляемые к построению современного урока:

реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных; создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; - использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики; умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;   учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся; научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность; рациональное использование на уроках наглядности; формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться. Специальные требования:  1. Замедленность темпа обучения  2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.  3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.  4. Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка.  5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.  6. Опора на более развитые способности ученика.   Основные требования, которые предъявляются к уроку с детьми ОВЗ
  • реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;
  • создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; - использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;
  • умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;  
  • учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;
  • научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;
  • рациональное использование на уроках наглядности;
  • формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.

Специальные требования: 1. Замедленность темпа обучения 2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика. 3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока. 4. Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка. 5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика. 6. Опора на более развитые способности ученика.

Основные требования, которые предъявляются к уроку с детьми ОВЗ

обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и на формирование личностных качеств; использование на уроках проблемных ситуаций; разнообразить методы и виды учебной деятельности; использование разных методов: наглядных, словесных, действенных. вся работа должна осуществляться на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребёнка, на основе индивидуального и дифференцированного подхода. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
  • обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и на формирование личностных качеств;
  • использование на уроках проблемных ситуаций; разнообразить методы и виды учебной деятельности; использование разных методов: наглядных, словесных, действенных.
  • вся работа должна осуществляться на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребёнка, на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил: конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы; отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание); выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока; определить формы контроля за учебной деятельностью школьников; продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап; продумать форму подведения итогов урока; продумать содержание, объем и форму домашнего задания. УРОК ПО ФГОС

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;
  • отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;
  • определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;
  • продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;
  • продумать форму подведения итогов урока;
  • продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

УРОК ПО ФГОС

Учитель сообщает ребенку название темы, выясняет, что учащийся уже знает, обсуждает рамки темы и планируемый результат. Учебный материал излагается в небольшом объеме. После каждого пройденного небольшого материала учитель осуществляет проверку его понимания. Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия. Для лучшего понимания и закрепления темы обязательно используется наглядный материал. В процессе изложения материала необходимо предусмотреть активное включение ребенка в учебную деятельность, например, привести примеры, сформулировать вопросы. Обязательно организовать закрепление изученной темы: установить причинно-следственные связи между отдельными понятиями, сделать обобщение, решить аналогичную задачу. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Учитель сообщает ребенку название темы, выясняет, что учащийся уже знает, обсуждает рамки темы и планируемый результат.

Учебный материал излагается в небольшом объеме. После каждого пройденного небольшого материала учитель осуществляет проверку его понимания.

Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия.

Для лучшего понимания и закрепления темы обязательно используется наглядный материал.

В процессе изложения материала необходимо предусмотреть активное включение ребенка в учебную деятельность, например, привести примеры, сформулировать вопросы.

Обязательно организовать закрепление изученной темы: установить причинно-следственные связи между отдельными понятиями, сделать обобщение, решить аналогичную задачу.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Формулируя  образовательные задачи,   необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать, а именно: формировать (формирование) у учащихся представления о …; выявить (выявлять)…; знакомить, познакомить, продолжать знакомить…; уточнить…; расширить…; обобщить…; систематизировать…; учить применять на практике…; учить пользоваться…; тренировать…; ЗАДАЧИ

Формулируя  образовательные задачи,   необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать, а именно:

формировать (формирование) у учащихся представления о …;

выявить (выявлять)…;

знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

уточнить…;

расширить…;

обобщить…;

систематизировать…;

учить применять на практике…;

учить пользоваться…;

тренировать…;

ЗАДАЧИ

Коррекционно-развивающие задачи: коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…; коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …; коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия…; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
  • коррекция и развитие зрительных восприятий…;
  • развитие слухового восприятия…;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия…;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
   Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Слово «технология» происходит от греческих слов –  искусство, мастерство и - учение.  Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает  учение о педагогическом искусстве, мастерстве . Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках:  ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Технология разноуровневого обучения Коррекционно-развивающие технологии Технология проблемного обучения Проектная деятельность Информационно-коммуникационные технологии Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Слово «технология» происходит от греческих слов –  искусство, мастерство и - учение.  Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает  учение о педагогическом искусстве, мастерстве . Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках:

ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Технология разноуровневого обучения

Коррекционно-развивающие технологии

Технология проблемного обучения

Проектная деятельность

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Игровые технологии

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению проблем. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости ребёнка. Ребёнок с интеллектуальными нарушениями , как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение ребёнка с интеллектуальными нарушениями с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.               

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.  - Пальчиковая гимнастика А.П.Савиной. - Гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили. - Дыхательная гимнастика. - Гимнастика. - Занятия в спортивных кружках и секциях. - Элементы музыкотерапии. - Элементы цветотерапии. - Зрительная гимнастика. - «Динамические паузы». - Элементы самомассажа. - Прогулки - Пешеходные экскурсии.  Здоровьесберегающие технологии

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. 

- Пальчиковая гимнастика А.П.Савиной.

- Гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили.

- Дыхательная гимнастика.

- Гимнастика.

- Занятия в спортивных кружках и секциях.

- Элементы музыкотерапии.

- Элементы цветотерапии.

- Зрительная гимнастика.

- «Динамические паузы».

- Элементы самомассажа.

- Прогулки

- Пешеходные экскурсии.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах:

  Двигательная разминка.  

Её цель - предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий что способствует более быстрому восприятию программного материала. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

Утренняя гимнастика

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.                                              

Проведение физкультминуток

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.   Дыхательная гимнастика

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. 

Точечный массаж   – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.    

Подвижные игры на свежем воздухе

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

- Профилактика, сохранение и развитие психофизического здоровья детей.        

       В заключение можно отметить, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Игровые технологии   способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.  

развивают возможности для формирования личности обучающихся, с учетом психофизических возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых программ, имеющих  как  общеразвивающий так и  специализированный   характер.

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала.

Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

. ВЫВОДЫ Обучение детей с ОВЗ по ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.  Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования

.

ВЫВОДЫ

Обучение детей с ОВЗ по ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 

Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования