Проектирование воспитательной работы с обучающимися
Актуальность данного проекта определяется конкурентоспособностью специалиста на рынке труда при выпуске из образовательного учреждения.
Цель проекта: разработка методики по формированию общих компетенций через воспитательную работу.
Объект исследования: процесс формирования общих компетенций у обучающихся в контексте обновления среднего профессионального образования .
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования общих компетенций у студентов техникума.
Проблема исследования: выявить влияние общих компетенций педагога на воспитательную работу.
Гипотеза: Проектирование воспитательной работы как один из видов деятельности педагога можно осуществить при помощи классного руководства, творческих часов как основной формы воспитательной работы.
В соответствии с поставленной целью основными задачами реализации проекта являются:
1. Раскрытие содержания общих компетенций обучающихся через воспитательную работу как целевого ориентира образования.
2. Выявление совокупности организационно-педагогических условий формирования общих компетенций у обучающихся, определение факторов их эффективной реализации.
3. Разработка методики диагностики сформированности общих компетенций через воспитательную систему
4. Научное обоснование, разработка и экспериментальная апробация модели формирования общих компетенций через воспитательную систему.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области
«Компетенция = Знания + Опыт + Поведение».
Основные отличия ФГОС СПО-4 от ФГОС СПО-3
1. ФГОС СПО-4 разрабатываются по направлениям подготовки в рамках
укрупненных групп специальностей и профессий, включают требования к
ППКРС и ППССЗ в одном стандарте. Носят более рамочный характер.
2. Не предъявляют требований к наименованиям дисциплин и модулей в
структурах программ при подробной детализации требований к результатам
освоения программ: умениям, знаниям, компетенциям.
3. Задают иные соотношения в части практикоориентированности программ:
40% - теоретическая подготовка, 60% - практическая подготовка.
4. Задают иное соотношение аудиторной (при непосредственном участии педагога) и самостоятельной нагрузок студента – 75% / 25%, что объясняется характером практикоориентированного образования, высокой долей программ практики, реализация которых невозможна без непосредственного участия педагога.
5. Увеличивают объем вариативной части учебного плана до 50%.
6. Устанавливают реалистичный объем недельной нагрузки студентов – 45-47часов при аудиторной нагрузке не более 36 часов.
7. Вводят в СПО систему зачетных единиц с «плавающей» размерностью 30-34
часа, исключая «нестыковки» и нарушения при формировании рабочих учебных планов.
8. Выводят из структуры учебных планов и программ данные о самостоятельной работе студентов, предоставляя преподавателям возможность нормировать ее самостоятельно в пределах максимально допустимой недельной нагрузки студентов.
Проблемы и пути решения.
Что же должно измениться в деятельности
преподавателя и студента?
Изменения сопровождаются расширением профессиональных функций преподавателя.
- Увлечь студентов проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.
- Проявлять терпимость к ошибкам студентов.
- Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда обучающийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
- Стараться избегать директивных правил, которые мешают обучающимся приобретать определенные виды опыта.
Формированию профессионального сознания, интереса к выбранной профессии и понимания её социальной значимости способствуют:
- деловые игры,
- психологические тренинги,
- конкурсы профессионального мастерства,
- конкурсы эрудитов по профессиональным дисциплинам,
- экскурсии на профильные предприятия,
- работа с социальными партнёрами,
- круглые столы,
- декады по специальности,
- мастер-классы по профессиям и специальностям
Колледжи нашей страны начали активно привлекать своих студентов к конкурсам профессионального мастерства: «Лучший по профессии»
“ WorldSkills Pussia”, “WorldSkills International”.
Конкурсы профессионального мастерства позволяют показать работодателям, как идёт подготовка квалифицированного специалиста – компетентного, ответственного, свободно владеющего навыками своей специальности, мобильного и готового к профессиональному росту.
Студенты охотно принимают участие в волонтёрском движении. Оно способствует формированию не только милосердия и гуманного отношения к другим как важных качеств личности, но и ответственности за себя и порученное дело.
В воспитательной деятельности современных колледжей важное место занимает взаимодействие с предприятиями и организациями города и региона.
Так, инновационной формой взаимодействия с работодателями служит дуальное обучение студентов, которое предполагает согласованное взаимодействие предприятия и учреждения СПО: в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности, на предприятии – закрепить полученные навыки.
Мотивация обучающихся к участию в мероприятиях колледжа.
«Личность – звено между мотивацией и ее реализацией» З. Фрейд
Развитие и формирование мотивации учебной деятельности студента является одной из основных задач современного образовательного учреждения.
Практическая значимость проекта заключается в разработке методики диагностики сформированности общих компетенций через воспитательную систему и экспериментальной апробации модели формирования общих компетенций
Организация проектной деятельности
Проект рассчитан на:
- Обучающихся, желающих стать конкурентоспособными на рынке труда;
- Администрацию учебного заведения, нацеленную на заключение с предприятиями договоров о сотрудничестве, в рамках которых студенты проходят производственную практику;
- Педагога-психолога, создающего комфортные условия для реализации проекта;
- Родителей, осуществляющих контроль посещаемости мероприятий студентами;
- Социальных партнеров колледжа, создающих условия профессиональной и социальной адаптации выпускников учреждения СПО.
С введением ФГОС СПО в колледже преодолены стереотипы восприятия воспитательной работы как второстепенной составляющей образовательного пространства.
Внеаудиторная работа наряду с образовательным процессом способствует формированию у студентов общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и позволяет эффективно решать задачи воспитания, развития и социализации на разных ступенях образования.
Таким образом, анализ воспитательной практики позволяет выделить востребованные и предпочитаемые студентами формы воспитательной деятельности
(расположены по степени их значимости для студентов):
- конкурсы профессионального мастерства,
- дуальное обучение,
- волонтёрское движение,
- студенческое самоуправление,
- социальные проекты и студенческие акции,
- деловые игры,
- мастер-классы,
- интеллектуальные клубы,
- дни открытых дверей,
- спортивные и исследовательские кружки и секции.
Именно они, на наш взгляд, решают образовательные задачи:
формируют у студентов общие компетенции, которые так необходимы в их будущей профессиональной деятельности,
воспитывают в каждом обучающемся высокопрофессиональную, высоконравственную, социально активную личность
В этом и заключается цель педагогического коллектива образовательной организации, работающего в соответствии с требованиями ФГОС СПО.