предметные: выяснить причины народных выступлений XVII века; охарактеризовать социальный состав и требования участников народных движений, определить последствия восстаний XVII века
развивающие: развивать мыслительные навыки и познавательные умения, навыки самостоятельной работы с документами, навыки работы в группах, умение анализировать факты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное, умение работать с исторической картой.
воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому, стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, самовоспитанию и самоконтролю
Содержание урока (этапы) | Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя | Ожидаемый результат со стороны ученика |
1. Организационный этап. 1 мин. Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. | Подготовка учащихся к работе. Активизация произвольного внимания. Создание благоприятного психологического климата. | Готовность класса к работе. Учащиеся поделены на 4 группы, их задачей на этом этапе является выбрать лидера группы. |
2. Повторение. Актуализация опорных знаний. Выход на проблему урока. 5мин. На экране появляются слайды с изображением восстаний народов. Некоторые из них (восстание Хлопко, Болотникова) знакомы учащимся из предыдущих тем. Вопрос: Что объединяет данные иллюстрации? Какие восстания Смутного времени вы помните? Назовите их причины, состав? Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание А.С. Пушкина «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» (слайд) Как вы понимаете эти слова? Сформулируйте тему урока. XVII век выдался трудным для России. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век XVII веком «бунташным». Объясните значение слова «бунт», «бунташный век». | Необходимость актуализации опорных знаний с помощью вопросов и понятий, на которых базируется новая тема. Формируется психологический настрой участников с помощью показа иллюстраций восстаний, прослушивания отрывка песни «Из-за острова на стрежень» в исполнении Ф.И. Шаляпина. | Учащиеся видят на экране слайд с несколькими иллюстрациями, слушают песню, отвечают на вопросы, вспоминают предыдущие темы (Смута). Формулируют тему урока, объясняют термин бунт, бунташный век. |
3. Постановка проблемной ситуации и задач урока. 2 мин. Итак, тема нашего урока «Народный ответ». «Бунташный век» - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением. Нам нужно ответить на вопрос «Почему XVII век назвали «бунташным»? Давайте вместе сформулируем задачи урока, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? | Необходимость формулирования проблемного вопроса урока и задач урока, которые позволят ответить на вопрос. | Учащиеся записывают в тетради определение «бунташный век», проблемный вопрос, формулируют задачи урока: Объяснить причины бунтов; Узнать дату, причины, ход, итоги Соляного, Медного бунтов Оценить личность Степана Разина; Узнать причины, дату крестьянской войны под предводительством Разина, ее ход, окончание; Высказать свою точку зрения на восстания «бунташного века»; |
4. Выдвижение версий. Усвоение новых знаний, умений и навыков. 2 мин Причины восстаний: В истории России есть такое выражение: «Алексей Михайлович – «тишайший царь бунташного века». Интересно, как же могла его политика вызвать столько недовольства у населения? Сформулируйте из имеющихся знаний о данном периоде, что и почему не устраивало отдельные сословия в политике Алексея Михайловича? У: а теперь, чтобы узнать насколько верны ваши предположения, вам предстоит провести исследование, поработав в роли экспертов с источниками и материалом учебника. В ходе работы экспертных групп вы должны выяснить причины, ход и итоги народных бунтов. Результаты работы занести в таблицу в рабочих листах. (Работа в группах.) На работу групп 10 мин. Группа 1 тема «Соляной бунт» (учебник стр. 47-51,) Группа 2 тема «Медный бунт» (учебник стр. 76-78,) Группа 3 тема «Восстание Степана Разина» (учебник стр. 80-81), показать события восстания на карте, причины поражения. группа 4 изучает «Прелестные письма» Разина, отвечает на вопросы Заслушиваем ответы групп, смотрим иллюстрации к ответам. Третья группа показывает ход восстания по интерактивной карте. На выступления групп по 3 мин. | Потребность подростков в общении реализуется в групповой деятельности при обсуждении вопросов нестандартного характера, использую ранее накопленные знания. Такой прием можно назвать в дальнейшем – «сброс идей в корзину». Формирование умения анализировать и делать выводы. Формирование умения работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы. Умение логически и структурировано записывать полученную информацию, использование таблицы. Формирование умения выслушивать других, сплоченность работы класса во время составления общей таблицы. Развитие критического мышления, Выражение своего мнения, творческие способности Формирование умения работы в группе, анализ исторических источников, работа с картой. | Учащиеся называют возможные причины восстаний народа: Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей; Усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн; Усиление приказной волокиты; Попытки ограничения казачьей вольности; Церковный раскол и расправы со старообрядцами Лидер группы распределяет каждый пункт таблицы на всех, потом происходит «сброс идей в корзину». (Прил.1) Таким образом, удается сократить время на изучение. Затем подводим итоги. Оценивают работу друг друга, слушают выступления, заполняют таблицу в рабочем листе. |
5. Обобщение изученного материала. Диагностика. Давайте вернемся к вопросу нашего урока «Почему XVII век назвали «бунташным»? и к нашим предположениям. Давайте подведём итоги: 1. Каковы были причины народных выступлений? 2. Кто являлся участниками восстаний? 3. Каковы были цели восставших? 4. Каковы итоги восстаний? 3 мин. | Развитие творческих способностей учащихся, умение правильной и грамотной речи, проверить, как усвоен новый материал. | Ученики отвечают на вопросы, делают выводы Главными причинами народных выступлений были: – закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей; – усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн (военные расходы во второй половине XVII в. достигали 67% бюджета (казны) государства); – усиление приказной волокиты и бюрократизма; – ограничение казачьей вольности; – церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия Результатом выступлений становились корректировки правительственного курса |
8. Рефлексия. 1 мин. Ребята, как сегодня прошел урок? Давайте оценим пройденный урок. | Формирование навыка оценки проведенного урока у детей, осмысление изученного. | Учащиеся показывают карточки, делают соответствующие выводы. |
7. Самооценка, подведение итогов. 2 мин. А теперь оценим вашу работу на уроке. На столах у вас лежат карточки для оценивания группы. Вначале каждый из вас оценит себя по 5-бальной шкале. Затем лидер вашей группы поставит оценку за работу всем. Последняя оценка будет оценка учителя. Таким образом, мы придем к общему результату. | Формирование навыка самооценки и взаимооценки, создание ситуации успеха. | Учащиеся анализируют и оценивают работу на уроке сами, затем анализирует лидер группы, учитель отмечает свои оценки самый последний. Таким образом, ученик видит свой успех как в классе, так и в своей группе среди одноклассников. |
8. домашнее задание. § 12, в рабочей тетради выполнить задание 5 на контурной карте отметить восстания | Учитель комментирует домашнее задание, показывает, что нужно выполнить на контурной карте, напоминает, что нужно выучить новые даты, | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, знакомятся с содержанием домашнего задания, задают вопросы, если что-то непонятно. |