СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектированию и проведению уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 7 классе по теме "Народный ответ".

я хочу познакомить с результатами по изучению и применению технологической карты урока в моей практической деятельности,

Просмотр содержимого документа
«Проектированию и проведению уроков»

Тема урока по истории в 7 классе «Народный ответ»

Учитель: Коршунов А.М.



Цель урока: Создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о народных выступлениях XVII в. в правление царя Алексея Михайловича

Задачи урока:

  1. предметные: выяснить причины народных выступлений XVII века; охарактеризовать социальный состав и требования участников народных движений, определить последствия восстаний XVII века

  2. развивающие: развивать мыслительные навыки и познавательные умения, навыки самостоятельной работы с документами, навыки работы в группах, умение анализировать факты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное, умение работать с исторической картой.

  3. воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому, стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, самовоспитанию и самоконтролю


Тип урока: изучение нового материала


Образовательные технологии: ИКТ-технологии, проблемная технология


Основные понятия: “крестьянская война”, “восстание”, “соляной бунт”, “медный бунт”.

Основные даты: 1648 г. – Соляной бунт, 1662 г. – Медный бунт, 1667-1671 гг. – Крестьянская война С. Разина.















Содержание урока (этапы)

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

Ожидаемый результат со стороны ученика

1. Организационный этап. 1 мин.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к работе. Активизация произвольного внимания. Создание благоприятного психологического климата.

Готовность класса к работе. Учащиеся поделены на 4 группы, их задачей на этом этапе является выбрать лидера группы.

2. Повторение. Актуализация опорных знаний. Выход на проблему урока. 5мин.

На экране появляются слайды с изображением восстаний народов. Некоторые из них (восстание Хлопко, Болотникова) знакомы учащимся из предыдущих тем.

Вопрос: Что объединяет данные иллюстрации?

Какие восстания Смутного времени вы помните? Назовите их причины, состав?

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание А.С. Пушкина «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» (слайд)

Как вы понимаете эти слова? Сформулируйте тему урока.

XVII век выдался трудным для России. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век XVII веком «бунташным». Объясните значение слова «бунт», «бунташный век».


Необходимость актуализации опорных знаний с помощью вопросов и понятий, на которых базируется новая тема. Формируется психологический настрой участников с помощью показа иллюстраций восстаний, прослушивания отрывка песни «Из-за острова на стрежень» в исполнении Ф.И. Шаляпина.




Учащиеся видят на экране слайд с несколькими иллюстрациями, слушают песню, отвечают на вопросы, вспоминают предыдущие темы (Смута). Формулируют тему урока, объясняют термин бунт, бунташный век.

3. Постановка проблемной ситуации и задач урока. 2 мин.

Итак, тема нашего урока «Народный ответ». «Бунташный век» - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.

Нам нужно ответить на вопрос «Почему XVII век назвали «бунташным»?

Давайте вместе сформулируем задачи урока, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?



Необходимость формулирования проблемного вопроса урока и задач урока, которые позволят ответить на вопрос.

Учащиеся записывают в тетради определение «бунташный век», проблемный вопрос, формулируют задачи урока:

  • Объяснить причины бунтов;

  • Узнать дату, причины, ход, итоги Соляного, Медного бунтов

  • Оценить личность Степана Разина;

  • Узнать причины, дату крестьянской войны под предводительством Разина, ее ход, окончание;

  • Высказать свою точку зрения на восстания «бунташного века»;


4. Выдвижение версий. Усвоение новых знаний, умений и навыков. 2 мин

Причины восстаний:

В истории России есть такое выражение: «Алексей Михайлович – «тишайший царь бунташного века». Интересно, как же могла его политика вызвать столько недовольства у населения? Сформулируйте из имеющихся знаний о данном периоде, что и почему не устраивало отдельные сословия в политике Алексея Михайловича?




У: а теперь, чтобы узнать насколько верны ваши предположения, вам предстоит провести исследование, поработав в роли экспертов с источниками и материалом учебника. В ходе работы экспертных групп вы должны выяснить причины, ход и итоги народных бунтов. Результаты работы занести в таблицу в рабочих листах. (Работа в группах.) На работу групп 10 мин.

Группа 1 тема «Соляной бунт» (учебник стр. 47-51,)

Группа 2 тема «Медный бунт» (учебник стр. 76-78,)

Группа 3 тема «Восстание Степана Разина» (учебник стр. 80-81), показать события восстания на карте, причины поражения.

группа 4 изучает «Прелестные письма» Разина, отвечает на вопросы


Заслушиваем ответы групп, смотрим иллюстрации к ответам. Третья группа показывает ход восстания по интерактивной карте.

На выступления групп по 3 мин.



Потребность подростков в общении реализуется в групповой деятельности при обсуждении вопросов нестандартного характера, использую ранее накопленные знания. Такой прием можно назвать в дальнейшем – «сброс идей в корзину».

Формирование умения анализировать и делать выводы.
















Формирование умения работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы. Умение логически и структурировано записывать полученную информацию, использование таблицы. Формирование умения выслушивать других, сплоченность работы класса во время составления общей таблицы.

Развитие критического мышления,

Выражение своего мнения, творческие способности

Формирование умения работы в группе, анализ исторических источников, работа с картой.















Учащиеся называют возможные причины восстаний народа:

  • Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

  • Усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн;

  • Усиление приказной волокиты;

  • Попытки ограничения казачьей вольности;

  • Церковный раскол и расправы со старообрядцами










Лидер группы распределяет каждый пункт таблицы на всех, потом происходит «сброс идей в корзину». (Прил.1) Таким образом, удается сократить время на изучение. Затем подводим итоги.


Оценивают работу друг друга, слушают выступления, заполняют таблицу в рабочем листе.












5. Обобщение изученного материала. Диагностика.

Давайте вернемся к вопросу нашего урока «Почему XVII век назвали «бунташным»? и к нашим предположениям.

Давайте подведём итоги:

1. Каковы были причины народных выступлений?

2. Кто являлся участниками восстаний?

3. Каковы были цели восставших?

4. Каковы итоги восстаний? 3 мин.


Развитие творческих способностей учащихся, умение правильной и грамотной речи, проверить, как усвоен новый материал.

Ученики отвечают на вопросы, делают выводы

Главными причинами народных выступлений были:

– закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

– усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн (военные расходы во второй половине XVII в. достигали 67% бюджета (казны) государства);

– усиление приказной волокиты и бюрократизма;

– ограничение казачьей вольности;

– церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия

Результатом выступлений становились корректировки правительственного курса

8. Рефлексия. 1 мин.

Ребята, как сегодня прошел урок? Давайте оценим пройденный урок.

Формирование навыка оценки проведенного урока у детей, осмысление изученного.

Учащиеся показывают карточки, делают соответствующие выводы.

7. Самооценка, подведение итогов. 2 мин.

А теперь оценим вашу работу на уроке. На столах у вас лежат карточки для оценивания группы. Вначале каждый из вас оценит себя по 5-бальной шкале. Затем лидер вашей группы поставит оценку за работу всем. Последняя оценка будет оценка учителя. Таким образом, мы придем к общему результату.

Формирование навыка самооценки и взаимооценки, создание ситуации успеха.

Учащиеся анализируют и оценивают работу на уроке сами, затем анализирует лидер группы, учитель отмечает свои оценки самый последний. Таким образом, ученик видит свой успех как в классе, так и в своей группе среди одноклассников.

8. домашнее задание.

§ 12, в рабочей тетради выполнить задание 5 на контурной карте отметить восстания

Учитель комментирует домашнее задание, показывает, что нужно выполнить на контурной карте, напоминает, что нужно выучить новые даты,

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, знакомятся с содержанием домашнего задания, задают вопросы, если что-то непонятно.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!