Проектная деятельность – как направление исследовательской работы студентов
Одним из путей повышения эффективности познавательного процесса является вовлечение студентов в самостоятельную исследовательскую деятельность, одним из направлений которой является проектная деятельность.
Учебный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству обучения.
Сегодня метод проектов может гармонично дополнять традиционную систему обучения. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в обучении:
Значительное увеличение самостоятельной работы студентов.
Приобретение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
Развитие навыков самостоятельного принятия решений.
Повышение мотивации к учебе.
Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес к работе по мере ее выполнения.
Активизация познавательных интересов студентов.
Развитие мыслительной деятельности при проектировании, анализе, синтезе и структурировании информации.
Повышение самооценки студентов при выполнении проектной работы.
Предоставление каждому возможности самореализации.
Развитие творческих способностей обучаемых.
Вовлечение в коллективную мыслительную деятельность.
Воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.
Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах – устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.
Практическая значимость отдельных проектов, позволяющая готовить молодых людей к жизни в социуме.
В процессе проектной деятельности студенты синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения.
В основе любого проекта лежит некая значимая проблема, на которую студенты должны найти ответы. Решение проблемы предусматривает с одной стороны использование совокупности разнообразных методов и средств, а с другой – предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания.
Для того чтобы решить проблему, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями – интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы); творческими (умения генерировать идеи, находить множество вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия того или иного явления); коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс).
Проектная деятельность позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также самомотивацию студента. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения.
Основным принципом проектной работы является совместная деятельность преподавателя и студентов. Успех реализации учебного проекта во многом зависит от правильно организованной работы и усилий участников проекта на всех этапах и стадиях, от степени владения учащимися необходимыми для проектной деятельности интеллектуальными, творческими, коммуникативными, социальными и общеучебными навыками и умениями.
Необходима грамотная и квалифицированная организация работы над проектом со стороны преподавателя. Нужно уметь:
Подбирать темы проектов с различными доминирующими методами (исследовательский, творческий, информационный, проектно-ориентировочный, игровой). Выбранные темы не должны быть слишком сложными в плане понимания и усвоения, для того чтобы учащиеся могли самостоятельно в них разобраться, глубоко и детально вникнуть в материал, рассматривать его с разных точек зрения.
Формулировать цели и задачи проекта и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
Выявлять и указывать проблему в проекте, так как проблемный подход к организации учебной деятельности является первым и основным условием для развития критического и творческого мышления.
Подбирать задания, которые помогут учащимся организовать работу внутри малых групп.
Готовить памятки, которые помогут учащимся при выполнении проектов.
Предоставлять учащимся готовую информацию, которая должна отражать различные точки зрения на один и тот же вопрос или проблему.
Определять продолжительность проекта, число его участников. Работа над проектом основана на взаимодействии, взаимопомощи и взаимной ответственности учебной группы. Для выявления межличностных отношений и предпочтений можно использовать анкетирование, интервью, беседы.
Предлагать оформление результатов работы над проектом и обозначать формы контроля этапов выполнения проекта.
Разрабатывать критерии оценки успешности проекта.
Проектная деятельность осуществляется как на учебных занятиях, так и во внеаудиторной работе. Педагогическая практика показывает, что проект «не вписывается» в одно занятие, на его подготовку и реализацию требуется много времени. Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются в ходе внеаудиторной деятельности.
Реализация метода проектов ведет к радикальному изменению привычной позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. Из авторитетного источника информации становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.
Осуществление метода проектов показывает, что учащиеся заинтересованы в самостоятельной исследовательской деятельности. Они устали от традиционных уроков: обыденного повторения пройденного при минимуме собственной инициативы. В проектной же деятельности у них появляется шанс проявить себя, показать свое видение проблемы и сказать об этом так, как хочется.
Но надо четко понимать и то, что, несмотря на свои большие преимущества, метод проектов не может использоваться слишком часто, так как его реализация требует как от учащихся, так и от преподавателя большого напряжения, значительных затрат времени и сил.
Метод проектов может быть использован очень успешно и продуктивно как урок промежуточного или итогового контроля знаний, как зачетное занятие.