«Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков»
Без нестандартного мышления и новых концепций
движение вперед невозможно.
Эдвард де Боно
Проблема творческого развития личности на современном этапе развития педагогики приобретает все большую актуальность. Решение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности вне творческого развития ее невозможно. Творческое же развитие возможно только при условии включения обучающихся в самые разнообразные виды деятельности.
Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса учащегося к творчеству, как в урочное , так и во внеурочное время. Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков. Этому мы и стараемся их обучить на наших занятиях .
Практика показывает, что развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ребёнка создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Перед образованием остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет применение проектной деятельности.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:
выявление проблемы исследования;
постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
3. формулировка гипотез исследования;
4. определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
5. сбор информации;
6.аналитическая работа;
7. корректировка поставленных задач и хода исследования;
8.дальнейший поиск информации;
9.анализ новых фактов;
10.обобщение — рассуждение — получение новых данных;
11.оформление результатов исследования;
12.обсуждение и транслирование полученных результатов.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Именно поэтому в Федеральном образовательном стандарте заложено требование к метапредметным результатам обучения.
Метадеятельность- универсальная деятельность, которая является "надпредметной".Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
В качестве основных ориентиров для построения содержания образования ФОГС выделяет обобщенные способы познавательной и практической деятельности.
Проектная деятельность, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом обучения по следующим причинам:
- работа обучающегося мотивирована на 100%, так как проект имеет смысл выполнять только на тему, действительно серьезно заинтересовавшую его. Интересен учащемуся должен быть сам предмет изучения. Тема проекта может быть подсказана педагогом, родителями, кем угодно, но обязательно интересна исполнителю. Интерес должен поддерживаться «со стороны», т.е. педагогами, родителями, друзьями. Работа может быть мотивирована необходимостью предъявить портфолио при поступлении в колледж или вуз, или своей актуальностью для кого-либо или чего-либо (например, в качестве учебных пособии и образцов для других воспитанников).
- Проектная работа выполняется в удобное для ребенка время, в основном в домашней обстановке, без «принуждения и понукания». Ребенок чувствует себя более комфортно.
- Взрослые (в том числе учителя и научные консультанты, а это могут быть научные работники достаточно высокой компетентности) воспринимаются учеником в качестве единомышленников, советчиков, помощников. Поучение сменяется сотворчеством. Резко возрастает самооценка обучающегося.
- Работа над проектом вызывает необходимость применять разнообразные источники информации, способы ее обработки.
- Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка т.к. работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми людьми, в т.ч. специалистами.
- В ходе работы ученик приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины.
- Воспитаннику предоставляется возможность посмотреть работы других участников конкурсов, где демонстрируется проект, оценить свою работу, сравнить с другими, перенять опыт.
- Расширяется круг интересов и общения ученика.
- Идет всестороннее, интегрированное с другими учебными предметами и с самой жизнью обучение.
- Работа над проектом обучает «по-настоящему, по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям». Следовательно, дает возможность ученику найти себя в конкретной жизненной ситуации, а не в этом ли главная задача обучения?
- Создание проекта – это настоящее обучение с увлечением.
Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, финансов, но и эффект дает очень весомый.
В ходе работы над проектом формируются следующие метаумения: теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление, творческое мышление, регулятивные умения (планирование, определение целей, формулирование гипотез и т.д., качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.).
Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что проектная деятельность отвечает всем требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.
Именно педагог сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Метод проектов - средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь.
Использование метода проектов предполагает, что обучающимся предлагаются практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений, исследований), для того чтобы они могли развивать способности и пополнять знания. При этом под развитием способностей понимается предоставление учащимся возможности работать самостоятельно, быть активными в проектировании, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их.
Специфической особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. Проектная деятельность, предоставляя воспитаннику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов. Она в полной мере является личностно-ориентированной деятельностью, значимым средством развития личности субъекта учения. Наиболее значимые линии влияния прослеживаются в формировании адекватной самооценки на ступенях обучения, в снижении общих показателей тревожности, повышении уровня психологической устойчивости учащихся (снижает фрустрацию потребности в достижении успеха и страх самовыражения). Опираясь на наличный уровень развития самосознания учащегося, проектная деятельность оказывает значительное влияние на формирование регулятивных компонентов, что эмпирически проявляется в достижении более высокого уровня личностной зрелости учащихся в ее развитых формах. Обучение учащихся в условиях проектной деятельности способствует становлению познавательной сферы и развивает творческие (творческое воображение, невербальная креативность) и образные (пространственное мышление и воображение, образное мышление и память) характеристики познавательных процессов.
«Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве».
Проект – понятие многозначное и многоаспектное, оно может рассматриваться с различных точек зрения и в различных плоскостях:
− как отражение интересов участников;
− как работа в команде;
− как творческая лаборатория;
− как организация ценностных смыслов (социальная
значимость), формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»;
− как свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности;
− как включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность;
− как систематическое отслеживание результатов работы, презентации;
− как фиксированное время, контроль и рефлексия.
Кроме того, проект может рассматриваться и с других точек зрения:
− как метод обучения, который может быть использован при изучении любого предмета, применяться на уроках и во внеклассной работе, формировать большой спектр умений и навыков и давать школьникам необходимый опыт деятельности;
− как форма организации учебного процесса, которая может стать альтернативой классно-урочному обучению;
− как самостоятельная практико-ориентированная работа интегративного характера, в которой учащийся решает не только конкретные учебные, но и исследовательские, культурные, социальные или прикладные задачи, наполненные конкретным образовательным содержанием и практическим смыслом для учащегося;
− как философия результатов и достижений.
Проект — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт учащегося, его собственный путь искания, преодоления затруднений.
Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
Разрабатывая и реализуя проекты, дети развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.
На своих занятиях темы проектов подбираем, учитывая значимые для ребёнка жизненные ценности.
Проекты, основанные на создании чего-то нового, учат младших школьников искать нестандартные решения и воплощать свои идеи в реальность. Например, работая над проектом "Игровая площадка", учащиеся разрабатывают и рисуют макет площадки, придумывают его архитектуру и описывают, как он будет выглядеть через много лет. Это помогает развивать воображение, учит детей мечтать и планировать, а также даёт возможность представить свои идеи окружающим и получить обратную связь. Проекты, где дети создают новые объекты или придумывают свои собственные изобретения, учат их находить новые способы решения задач и стимулируют их креативное мышление.
В проекте «Меры длины» на первом этапе – познакомились с историей возникновения меры длины на Руси, ее совершенствование от времен образования Руси до наших дней; затем подобрали литературные и исторических произведения, пословицы, поговорки, в которых встречаются Старинные меры , а практической частью было сравнение старинных русских мер длины с современными.
Всем известно, что сказки любят не только дети, но и взрослые. А как их не любить, ведь там есть и волшебство, и приключения.
В сказках присутствие чисел наблюдается очень часто. Случайно ли это? Существует ли число, которое употребляется чаще других? Все это мы узнали в исследовательской работе по теме: «Числа в сказках "
В ходе исследования мы изучили много сказок: «Крошечка - Хаврошечка», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Маша и три медведя», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Дочь-семилетка», «Лиса, заяц и петух», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят» , «Три торосенка», » «Дюймовочка» … и составили таблицу, где отмечали какие цифры, встречаются в сказках (таблица 1).
Таблица 1
Число | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Кол-во | 3 | 3 | 11 | 1 | 1 | 2 | 8 | | | |
Следующий шаг нашего исследования был нарисовать любимые сказки, в которых встречаются числа от 1 до 10.
Проектная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей у младших школьников. Работая над проектами, дети учатся применять свои знания на практике, развивают воображение, креативное мышление и навыки сотрудничества. Интеграция искусства, использование цифровых технологий и участие в исследовательских проектах делают учебный процесс увлекательным и стимулируют интерес к учёбе. Такие подходы помогают детям раскрывать свой творческий потенциал, учат их мыслить нестандартно и находить оригинальные способы решения задач.