Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников при изучении курса Окружающий мир
Выполнила
Студентка К-4 2010 курса ОЗО
Лебедева Ирина Анатольевна
Руководитель
к.б.н., доцент кафедры НЕМО Кузнецова Е.С.
Цель исследования : разработать и апробировать задания для развития творческих способностей младших школьников на уроке Окружающего мира в ходе работы над проектом.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников при изучении курса Окружающий мир.
Предмет исследования : влияние проектной деятельности на развитие творческих способностей младших школьников при изучении курса Окружающий мир.
Гипотезы
1. Констатирующая: творческие способности учащихся недостаточно сформированы.
2. Прогностическая: творческие способности будут развиваться успешнее, если на уроках Окружающего мира : 1. предлагать учащимся задания творческого характера в ходе работы над проектом; 2. создавать условия для проявления творчества.
Задачи
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, посвящённую проблеме развития творческих способностей младших школьников.
- Проанализировать возможность программы и учебников Окружающий мир по программе «Школа 2100» для развития творческих способностей младших школьников.
- Изучить мнение учителей начальных классов o проблеме развития творческих способностей младшего школьника.
- Отобрать необходимые методики и провести диагностику сформированности творческих способностей у младшего школьника.
- Разработать задания по развитию творческих способностей младших школьников в ходе работы над проектом при изучении курса Окружающий мир.
- Проанализировать результаты работы.
Основные теоретические положения
По определению Теплова Б.М. способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение и использование на практике.
Для развития творческих способностей важно окружить ребёнка такой средой, которая бы стимулировала разнообразную творческую деятельность, обеспечила положительный эмоциональный настрой.
Констатирующий этап
Цель : исследование творческих способностей детей.
Анкетирование учителей
Интервьюирование родителей
Диагностика учащихся
Название: тест П. Торренса
Цель: выявлить показатели творческих способностей: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Результаты тестирования по выявлению показателей творческих способностей: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности.
3 «А» класс 3 «В» класс
Проект развития творческих способностей младших школьников при изучении курса Окружающий мир
Цель: развитие творческих способностей в ходе изучения истории России при работе над проектом «За страницами учебника»
Этапы работы над проектом
1. Погружение в проект
2. Планирование деятельности
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
4. Оформление результатов
5. Презентация результатов
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Периоды русской истории
«Времена древней Руси» 4 урока;
«Времена Московского государства» 4 урока;
«Времена Российской империи XVIII – начало XX века» 5 уроков;
«Времена Советской России и СССР 1917 – 1991 г.» 4 урока;
«Современная Россия» 4 урока.
Времена древней Руси
Пример задания:
Как вы думаете, что надо было сделать русским княжествам, чтобы освободиться от власти Золотой Орды?
Времена Московского государства
Пример задания:
Придумайте и запишите речь, c которой Козьма Минин мог бы обратиться к русскому народу, призывая его на борьбу c иноземцами.
Времена Российской империи XVIII – начало XX века
Пример задания:
Составьте маршрут экскурсии по центру города
Санкт - Петербург
Времена Советской России и СССР 1917 -1991 г.
Пример задания:
Напишите письмо c фронта от имени участника войны. Расскажите, что увидели на войне, какие чувства испытывали, выскажите свою оценку событиям.
Современная Россия
Пример задания:
Опишите или изобразите схематично, как вы представляете себе идеальное государство. Кто им должен управлять, какие там должны быть законы и порядки.
Спасибо за внимание!