СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность младших школьников.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство  родителей с особенностями проектной деятельности  младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность младших школьников.»

Родительское собрание в 1 «Б» классе Проектно-исследовательская деятельность  учащихся начальной школы.

Родительское собрание в 1 «Б» классе

Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы.

 Проектно-исследовательская деятельность на сегодняшний день является одной из важнейших педагогических технологий новых  стандартов 2 поколения, о которых сейчас только и говорят.

Проектно-исследовательская деятельность на сегодняшний день является одной из важнейших педагогических технологий новых стандартов 2 поколения, о которых сейчас только и говорят.

Давайте обсудим Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?   Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?

Давайте обсудим

  • Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?
  • Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?
Сущность понятия Проект (латин. « projectus» ) - «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта :    а) совокупность документов для создания изделия ;  б) предварительный текст документа ; в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта. Проектирование - процесс создания проекта.

Сущность понятия

Проект (латин. « projectus» ) - «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта :

а) совокупность документов для создания изделия ;

б) предварительный текст документа ;

в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.

Проектирование - процесс создания проекта.

Актуальность Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность». Уже первоклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одно из ведущих новообразований этого возраста - произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

Актуальность

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность».

Уже первоклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения.

Одно из ведущих новообразований этого возраста - произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Основной тезис: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Главная идея организации проектной деятельности учащихся:

развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Основной тезис: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности Исследовательские умения Технологические умения Умения в решении проблем Информационные умения Рефлексивные умения Коммуникативные умения Презентационные умения

Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности

Исследовательские

умения

Технологические

умения

Умения в решении

проблем

Информационные

умения

Рефлексивные

умения

Коммуникативные

умения

Презентационные

умения

Типология проектов Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, совместная газета и сочинение, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства. Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.  Это  могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).

Типология проектов

  • Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, совместная газета и сочинение, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.
  • Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
  • Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
Типология проектов Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета. Работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Типология проектов

Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.

Работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности.

Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Типология проектов

Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта.

Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту.

Типология проектов Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока. Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков. Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.

Типология проектов

  • Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока.
  • Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков.
  • Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.
«Банк» проектных идей

«Банк» проектных идей

 Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы(проекта).  Этап Действия  Ответь на вопросы Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я чаще всего получаю положительные отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что такое, чем я особенно горжусь?   Подсказка  Темы исследования могут быть: Фантастическими Экспериментальными Теоретическими изобретательскими   1. Выбор  темы исследования .

Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы(проекта). Этап Действия

Ответь на вопросы

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • По каким учебным предметам я чаще всего получаю положительные отметки?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  • Есть ли что такое, чем я особенно горжусь?

Подсказка

Темы исследования могут быть:

  • Фантастическими
  • Экспериментальными
  • Теоретическими
  • изобретательскими

  • 1. Выбор

темы

исследования .

2. Цели и задачи  исследования  Определить цель исследования  означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление,  а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.
  • 2. Цели и задачи

исследования

Определить цель исследования

означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Цель указывает общее направление,

а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.

3. Гипотеза  исследования  Для формулирования гипотезы используйте слова: Предположим Допустим Возможно Что если
  • 3. Гипотеза

исследования

  • Для формулирования гипотезы используйте слова:
  • Предположим
  • Допустим
  • Возможно
  • Что если
Подумать самостоятельно Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования? Просмотреть книги по теме Записать важную информацию, которую узнал из книг. Спросить у других людей Запиши интересную информацию Полученную от других людей. Просмотреть телематериалы. Запиши то необычное, что узнал из фильмов. 4. Организация  исследования   (определение методов   исследования)
  • Подумать самостоятельно

Что я знаю об этом?

Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

Какие выводы можно сделать из того, что

уже известно о предмете исследования?

  • Просмотреть книги по теме

Записать важную информацию, которую

узнал из книг.

  • Спросить у других людей

Запиши интересную информацию

Полученную от других людей.

  • Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал

из фильмов.

  • 4. Организация

исследования

(определение методов

исследования)

Использовать интернет. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера. Понаблюдать. Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. Провести эксперимент. Запиши план и результат эксперимента.
  • Использовать интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с

помощью компьютера.

  • Понаблюдать.

Запиши интересную информацию,

полученную с помощью наблюдений,

удивительные факты и парадоксы.

  • Провести эксперимент.

Запиши план и результат эксперимента.

Формы продуктов проектной деятельности справочник; газета; журнал; альбом; гербарий; карта; экскурсия; игра; сценарий праздника; костюм; макет; модель; сувенир; мультимедийный продукт; учебное пособие и др.

Формы продуктов проектной деятельности

  • справочник; газета; журнал;
  • альбом;
  • гербарий; карта;
  • экскурсия;
  • игра; сценарий праздника;
  • костюм; макет; модель; сувенир;
  • мультимедийный продукт;
  • учебное пособие и др.
Формы презентации проектов демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода; защита реферата; сюжетно-ролевая игра или экскурсия; праздник или инсценировка ; демонстрация учебного пособия и т.п.  Защита проектов может проходить: на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.

Формы презентации проектов

  • демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода;
  • защита реферата;
  • сюжетно-ролевая игра или экскурсия;
  • праздник или инсценировка ;
  • демонстрация учебного пособия и т.п.

Защита проектов может проходить: на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.

Давайте обсудим Какие роли могут выполнять участники проектной деятельности: учитель, ученик и родители?

Давайте обсудим

Какие роли могут выполнять участники проектной деятельности: учитель, ученик и родители?

Роли участников проектной деятельности РОЛЬ УЧЕНИКА РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ Консультирует Мотивирует Консультирует Мотивирует Наблюдает   Является субъектом познавательной деятельности Выбирает (принимает решения) Выстраивает систему взаимоотношений с людьми Оценивает

Роли участников проектной деятельности

РОЛЬ

УЧЕНИКА

РОЛЬ

РОДИТЕЛЕЙ

РОЛЬ

УЧИТЕЛЯ

  • Консультирует
  • Мотивирует
  • Консультирует
  • Мотивирует
  • Наблюдает
  • Является субъектом

познавательной

деятельности

  • Выбирает

(принимает решения)

  • Выстраивает систему

взаимоотношений

с людьми

  • Оценивает
Давайте обсудим По каким критериям можно оценить успех проектной деятельности детей?

Давайте обсудим

По каким критериям можно оценить успех проектной деятельности детей?

Критерии успеха работы над проектом Достижение конечного результата ; Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний; Сплоченность участников команды ; Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного ;  Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.

Критерии успеха работы над проектом

  • Достижение конечного результата ;
  • Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;
  • Сплоченность участников команды ;
  • Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного ;
  • Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
  Подготовка к защите исследовательской работы.  Оформление работы   Работы представляются в бумажном виде объёмом до 10 страниц. Эти работы печатаются в «качественном» режиме, на одной стороне белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Поля: слева от текста-30 мм, справа – 15мм, сверху и снизу – по 20 мм (контуры полей не наносятся). В работе обязательно должно быть указано оглавление и используемая литература не менее 5 источников.

  • Подготовка к защите исследовательской работы.

Оформление работы

Работы представляются в бумажном виде объёмом до 10 страниц. Эти работы печатаются в «качественном» режиме, на одной стороне белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Поля: слева от текста-30 мм, справа – 15мм, сверху и снизу – по 20 мм (контуры полей не наносятся). В работе обязательно должно быть указано оглавление и используемая литература не менее 5 источников.

Заключительный этап  Защита проекта Ученики выступают перед аудиторией и жюри.  Рекомендации докладчикам.  Начать с представления «докладывает  учащийся __ класса гимназии № 16, г. Владикавказа ________________________________________________  Ф.И. Тема доклада____________________________________ Краткое изложение сути работы: введение, цели, задачи, методы, гипотеза …

Заключительный этап Защита проекта

Ученики выступают перед аудиторией и жюри.

Рекомендации докладчикам.

  • Начать с представления «докладывает

учащийся __ класса гимназии № 16, г. Владикавказа ________________________________________________

Ф.И.

  • Тема доклада____________________________________
  • Краткое изложение сути работы: введение, цели, задачи, методы, гипотеза …