Родительское собрание в 1 «Б» классе
Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы.
Проектно-исследовательская деятельность на сегодняшний день является одной из важнейших педагогических технологий новых стандартов 2 поколения, о которых сейчас только и говорят.
Давайте обсудим
- Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?
- Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?
Сущность понятия
Проект (латин. « projectus» ) - «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта :
а) совокупность документов для создания изделия ;
б) предварительный текст документа ;
в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.
Проектирование - процесс создания проекта.
Актуальность
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность».
Уже первоклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения.
Одно из ведущих новообразований этого возраста - произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.
Главная идея организации проектной деятельности учащихся:
развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Основной тезис: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности
Исследовательские
умения
Технологические
умения
Умения в решении
проблем
Информационные
умения
Рефлексивные
умения
Коммуникативные
умения
Презентационные
умения
Типология проектов
- Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
- Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, совместная газета и сочинение, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.
- Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
- Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
Типология проектов
Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности.
Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Типология проектов
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.
Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта.
Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту.
Типология проектов
- Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока.
- Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков.
- Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.
«Банк» проектных идей
Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы(проекта). Этап Действия
Ответь на вопросы
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я чаще всего получаю положительные отметки?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что такое, чем я особенно горжусь?
Подсказка
Темы исследования могут быть:
- Фантастическими
- Экспериментальными
- Теоретическими
- изобретательскими
темы
исследования .
исследования
Определить цель исследования
означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Цель указывает общее направление,
а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.
исследования
- Для формулирования гипотезы используйте слова:
- Предположим
- Допустим
- Возможно
- Что если
Что я знаю об этом?
Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
Какие выводы можно сделать из того, что
уже известно о предмете исследования?
- Просмотреть книги по теме
Записать важную информацию, которую
узнал из книг.
Запиши интересную информацию
Полученную от других людей.
- Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал
из фильмов.
исследования
(определение методов
исследования)
Запиши то новое, что ты узнал с
помощью компьютера.
Запиши интересную информацию,
полученную с помощью наблюдений,
удивительные факты и парадоксы.
Запиши план и результат эксперимента.
Формы продуктов проектной деятельности
- справочник; газета; журнал;
- альбом;
- гербарий; карта;
- экскурсия;
- игра; сценарий праздника;
- костюм; макет; модель; сувенир;
- мультимедийный продукт;
- учебное пособие и др.
Формы презентации проектов
- демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода;
- защита реферата;
- сюжетно-ролевая игра или экскурсия;
- праздник или инсценировка ;
- демонстрация учебного пособия и т.п.
Защита проектов может проходить: на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.
Давайте обсудим
Какие роли могут выполнять участники проектной деятельности: учитель, ученик и родители?
Роли участников проектной деятельности
РОЛЬ
УЧЕНИКА
РОЛЬ
РОДИТЕЛЕЙ
РОЛЬ
УЧИТЕЛЯ
- Консультирует
- Мотивирует
- Наблюдает
познавательной
деятельности
(принимает решения)
взаимоотношений
с людьми
Давайте обсудим
По каким критериям можно оценить успех проектной деятельности детей?
Критерии успеха работы над проектом
- Достижение конечного результата ;
- Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;
- Сплоченность участников команды ;
- Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного ;
- Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
- Подготовка к защите исследовательской работы.
Оформление работы
Работы представляются в бумажном виде объёмом до 10 страниц. Эти работы печатаются в «качественном» режиме, на одной стороне белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Поля: слева от текста-30 мм, справа – 15мм, сверху и снизу – по 20 мм (контуры полей не наносятся). В работе обязательно должно быть указано оглавление и используемая литература не менее 5 источников.
Заключительный этап Защита проекта
Ученики выступают перед аудиторией и жюри.
Рекомендации докладчикам.
- Начать с представления «докладывает
учащийся __ класса гимназии № 16, г. Владикавказа ________________________________________________
Ф.И.
- Тема доклада____________________________________
- Краткое изложение сути работы: введение, цели, задачи, методы, гипотеза …