СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация описывает алгоритм работы с проектами на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках истории»

    Методический семинар на тему: «Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»        Автор: учитель истории и обществознания Чижова Елена Николаевна   

Методический семинар на тему:

«Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Автор: учитель истории и обществознания

Чижова Елена Николаевна

 

Цель методического семинара: представление педагогического опыта использования технологии проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

Актуальность выбранной педагогической технологии . Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий. Над этой проблемой работаю уже в течение двух лет. В своей работе я использую исследовательские проекты.

Исследовательский проект подразумевает:

  • деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
  • наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Психолого-педагогическое объяснение применения данной технологии Проектная деятельность – ведущая деятельность подростков Формирование самоопределения Попытка самостоятельности, самоволия, самоутверждения Повышение самооценки Возможность авторского действия Развитие организаторских. Творческих и исследовательский способностей Разносторонне и углубленное изучение темы

Психолого-педагогическое объяснение применения данной технологии

Проектная деятельность – ведущая деятельность подростков

Формирование самоопределения

Попытка самостоятельности, самоволия, самоутверждения

Повышение самооценки

Возможность авторского действия

Развитие организаторских. Творческих и исследовательский способностей

Разносторонне и углубленное изучение темы

Учитель в проектной деятельности   Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя - способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.

Учитель в проектной деятельности

Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя - способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Формируемые УУД в ходе реализации проектной деятельности

  • Целеполагание, включая постановку целей; Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели. На основе выделенного руководителем проекта ориентиров действия в новом учебном материале; Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Уметь самостоятельно контролировать свое время; Основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; Умения принимать решения в проблемной ситуации ; Умения правильно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области проектной деятельности.
  • Целеполагание, включая постановку целей;
  • Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели. На основе выделенного руководителем проекта ориентиров действия в новом учебном материале;
  • Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • Уметь самостоятельно контролировать свое время;
  • Основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;
  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;
  • Умения принимать решения в проблемной ситуации ;
  • Умения правильно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области проектной деятельности.
  • Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; Освоение основ социально-критического мышления; Ориентация в системе моральных норм и ценностей, установление связи между общественными и политическими событиями; Реализация потребности в самовыражении и самореализации, социальном познании; Реализация потребности в участии в общественной жизни, общественно полезной деятельности; Формирование познавательного мотива; Умение конструктивно разрешать конфликты и споры; Формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
  • Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
  • Освоение основ социально-критического мышления;
  • Ориентация в системе моральных норм и ценностей, установление связи между общественными и политическими событиями;
  • Реализация потребности в самовыражении и самореализации, социальном познании;
  • Реализация потребности в участии в общественной жизни, общественно полезной деятельности;
  • Формирование познавательного мотива;
  • Умение конструктивно разрешать конфликты и споры;
  • Формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Личностные

  • Ставить проблему и аргументировать ее актуальность; Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; Давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; Структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное; Самостоятельно проводить исследование по выбранной теме; Делать умозаключения и выводы на основе аргументации (оценка личности, результаты народных восстаний); Умение работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений (поход за зипунами, прелестные грамоты).
  • Ставить проблему и аргументировать ее актуальность;
  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • Давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи;
  • Структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное;
  • Самостоятельно проводить исследование по выбранной теме;
  • Делать умозаключения и выводы на основе аргументации (оценка личности, результаты народных восстаний);
  • Умение работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений (поход за зипунами, прелестные грамоты).
  • Учитывать мнения других и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров; Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Использовать адекватные речевые средства для отображения своих мыслей, мотивов, потребностей; Устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Участвовать в коллективном обсуждении проблем; Следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности; Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера.
  • Учитывать мнения других и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров;
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • Использовать адекватные речевые средства для отображения своих мыслей, мотивов, потребностей;
  • Устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • Следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности;
  • Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера.
Этапы реализации проекта Завершающий Технологический Подготовительный Общественная презентация проекта Рефлексия Общественная презентация проекта Рефлексия Поисковый Обобщающий Поисковый Обобщающий Информационный Плановый Информационный Плановый 1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы.   2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики. 3. Распределение задач по группам, поиск информации. 4. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы. 5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям. 6. Промежуточное обсуждение полученных данных. 7. Презентация проектов. 8. Коллективное обсуждение. Рефлексия. Выводы.

Этапы реализации проекта

Завершающий

Технологический

Подготовительный

  • Общественная презентация проекта Рефлексия
  • Общественная презентация проекта
  • Рефлексия
  • Поисковый Обобщающий
  • Поисковый
  • Обобщающий
  • Информационный Плановый
  • Информационный
  • Плановый

1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы.  

2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

3. Распределение задач по группам, поиск информации.

4. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

6. Промежуточное обсуждение полученных данных.

7. Презентация проектов.

8. Коллективное обсуждение. Рефлексия. Выводы.

Основные методы и приемы в организации проектной деятельности  Данная педагогическая технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов и интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Задача учителя – правильно организовать деятельность учащихся на разных этапах работы. Я предлагаю вашему внимание приемы и методы, которые разработаны и использованы мной для организации проектной деятельности.

Основные методы и приемы в организации проектной деятельности

Данная педагогическая технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов и интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Задача учителя – правильно организовать деятельность учащихся на разных этапах работы.

Я предлагаю вашему внимание приемы и методы, которые разработаны и использованы мной для организации проектной деятельности.

1. Информационный этап Начало исследовательского проекта; Формирование мотивации; Проведение социологического опроса; Выявление проблемы. Знакомство учеников с сущностью проекта осуществляется с помощью приема «Круглый стол»: Собрать информацию по данной теме; Изучить ресурсные возможности по выполнению заданий; Изучить полученный материал; Самостоятельно выбрать форму своей авторской работы (презентация, буклет, доклад); Представить свою работу перед аудиторией; Распространить собранный материал среди учащихся школы.

1. Информационный этап

  • Начало исследовательского проекта;
  • Формирование мотивации;
  • Проведение социологического опроса;
  • Выявление проблемы.

Знакомство учеников с сущностью проекта осуществляется с помощью приема «Круглый стол»:

  • Собрать информацию по данной теме;
  • Изучить ресурсные возможности по выполнению заданий;
  • Изучить полученный материал;
  • Самостоятельно выбрать форму своей авторской работы (презентация, буклет, доклад);
  • Представить свою работу перед аудиторией;
  • Распространить собранный материал среди учащихся школы.
2. Плановый этап Актуализация знаний: Фрагмент разговора пленных : «Нет такой силы, которая сможет сломать фашистского змея»  проблемная задача (мнения историков): « Почему XVII век вошел в историю как «бунташный» по словам В.О. Ключевского?» кейс-стадия (например, для проекта «Цена и источники Великой Победы» мною был использован фрагмент из «Альпийской баллады» В. Быкова);

2. Плановый этап

Актуализация знаний:

Фрагмент разговора пленных : «Нет такой силы, которая сможет сломать фашистского змея»

  • проблемная задача (мнения историков): « Почему XVII век вошел в историю как «бунташный» по словам В.О. Ключевского?»
  • кейс-стадия (например, для проекта «Цена и источники Великой Победы» мною был использован фрагмент из «Альпийской баллады» В. Быкова);
Проблема: Что мы должны изучить? Формирование основополагающего вопросам  Коллективное обсуждение темы проекта и его составляющих в форме «мозгового штурма».  Результаты можно оформить в виде… Кластер     Хронология основных событий Восстание Степана Разина Бунташный век Картины с изображением бунтов и восстаний Народные движения в Нижегородском крае Личность Степана Разина Карта народных восстаний Фишбоун  Бунташный век

Проблема: Что мы должны изучить?

Формирование основополагающего вопросам Коллективное обсуждение темы проекта и его составляющих в форме «мозгового штурма». Результаты можно оформить в виде…

Кластер

Хронология основных событий

Восстание Степана Разина

Бунташный век

Картины с изображением бунтов и восстаний

Народные движения в Нижегородском крае

Личность Степана Разина

Карта народных восстаний

Фишбоун

Бунташный век

Тема и форма представления работы оформляется в виде таблицы Тема Форма представления работы Личность Степана Разина Презентация, доклад Карты народных восстаний «Электронный сборник мультимедиа-карт» (презентация) Картины с изображением событий, бунтов и личностей Картинная галерея (презентация) Хронология основных событий Буклет, презентация Народные движения в Нижегородском крае Статья Восстание Степана Разина Презентация

Тема и форма представления работы оформляется в виде таблицы

Тема

Форма представления работы

Личность Степана Разина

Презентация, доклад

Карты народных восстаний

«Электронный сборник мультимедиа-карт» (презентация)

Картины с изображением событий, бунтов и личностей

Картинная галерея (презентация)

Хронология основных событий

Буклет, презентация

Народные движения в Нижегородском крае

Статья

Восстание Степана Разина

Презентация

Руководитель проекта организует обсуждение, в результате которого определяется план работы.  Предлагаю универсальные вопросы для организации проектной деятельности: Что вам уже известно по теме? Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме? Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом? Какие способы поиска информации вы знаете? Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие документы могут содержать нужную информацию? Где их можно найти? Вопросы для организации работы: Какие исследования требуют больше времени? Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как распределить работу между членами группы? Где будет проводиться работа? В какие сроки? Учащиеся составляют список необходимых ресурсов и источников их получения: Литература школьной библиотеки; Краеведческая литература из районной библиотеки; Архивные материалы; Интернет-ресурсы (карты, картины); Дистанционное посещение музеев.

Руководитель проекта организует обсуждение, в результате которого определяется план работы. Предлагаю универсальные вопросы для организации проектной деятельности:

  • Что вам уже известно по теме?
  • Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?
  • Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?
  • Какие способы поиска информации вы знаете?
  • Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь?
  • В какие организации можно обратиться за консультацией?
  • Какие документы могут содержать нужную информацию? Где их можно найти?

Вопросы для организации работы:

  • Какие исследования требуют больше времени?
  • Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как распределить работу между членами группы? Где будет проводиться работа? В какие сроки?

Учащиеся составляют список необходимых ресурсов и источников их получения:

  • Литература школьной библиотеки;
  • Краеведческая литература из районной библиотеки;
  • Архивные материалы;
  • Интернет-ресурсы (карты, картины);
  • Дистанционное посещение музеев.
3. Поисковый этап Сбор информации (наблюдение, опрос, работа с Интернет-ресурсами, работа с литературой, помощь родителей); Отбор источников информации ( краеведческая литература, карты, документы, картины и т.д.); Анализ полученных материалов; Систематизация материалов. Обобщающий этап Фиксация и обсуждение полученных результатов; Обработка информации; Корректируется и уточняется структура работы; Промежуточные результаты исследования; Предварительная проверка учителем.

3. Поисковый этап

  • Сбор информации (наблюдение, опрос, работа с Интернет-ресурсами, работа с литературой, помощь родителей);
  • Отбор источников информации ( краеведческая литература, карты, документы, картины и т.д.);
  • Анализ полученных материалов;
  • Систематизация материалов.
  • Обобщающий этап
  • Фиксация и обсуждение полученных результатов;
  • Обработка информации;
  • Корректируется и уточняется структура работы;
  • Промежуточные результаты исследования;
  • Предварительная проверка учителем.
5. Общественная презентация проекта Для представления результатов проекта проводится занятие в форме «урока-конференции». Учащиеся презентуют свои работы по следующему плану: Называют тему исследования; Зачитывают цели и задачи, использованные источники; Обосновывают выбранную форму работу; Раскрывают основное содержание работы; Отвечают на вопросы одноклассников; Делают выводы и самооценку своей работы. Итоговым оформлением проекта является создание страницы на сайте учителя, где будут представлены работы учащихся для распространения информации среди общественности.

5. Общественная презентация проекта

Для представления результатов проекта проводится занятие в форме «урока-конференции». Учащиеся презентуют свои работы по следующему плану:

  • Называют тему исследования;
  • Зачитывают цели и задачи, использованные источники;
  • Обосновывают выбранную форму работу;
  • Раскрывают основное содержание работы;
  • Отвечают на вопросы одноклассников;
  • Делают выводы и самооценку своей работы.

Итоговым оформлением проекта является создание страницы на сайте учителя, где будут представлены работы учащихся для распространения информации среди общественности.

Для оценки результатов проекта мною разработана Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта (по 5-балльной системе) Критерии оценки Достигнутый результат Самооценка Оформление проекта Оценка педагога Защита проекта Оценка лидера группы Представление Ответы на вопросы Интеллектуальная активность Творчество Практическая деятельность Умение работать в команде Среднеарифметическая величина Итоговая оценка

Для оценки результатов проекта мною разработана Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта (по 5-балльной системе)

Критерии оценки

  • Достигнутый результат

Самооценка

  • Оформление проекта

Оценка педагога

Защита проекта

Оценка лидера группы

  • Представление
  • Ответы на вопросы
  • Интеллектуальная активность
  • Творчество
  • Практическая деятельность
  • Умение работать в команде

Среднеарифметическая величина

Итоговая оценка

6. Рефлексия По завершении проекта учащимся предлагается провести рефлексию в форме «Продолжи фразу»: В ходе реализации проекта я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Меня удивило…

6. Рефлексия

По завершении проекта учащимся предлагается провести рефлексию в форме «Продолжи фразу»:

  • В ходе реализации проекта я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Меня удивило…
Проект на уроке?  Проектной деятельностью можно заниматься и в рамках одного урока. Для этого можно воспользоваться следующими технологиями: Стратегия «Рамка» (или «Статья»). Учитель подбирает необходимый иллюстративный, теоретический материал, содержащий различные точки зрения, разносторонне охватывающий темы. Учащиеся должны составить свою статью, выбирая необходимые данные на их взгляд. Кейс-стадия (кейс-иллюстрация): например, учащиеся получает в виде наглядности медаль «За освобождение Японии» . Их задача написать или составить рассказ «О чем расскажет медаль?»

Проект на уроке?

Проектной деятельностью можно заниматься и в рамках одного урока. Для этого можно воспользоваться следующими технологиями:

  • Стратегия «Рамка» (или «Статья»). Учитель подбирает необходимый иллюстративный, теоретический материал, содержащий различные точки зрения, разносторонне охватывающий темы. Учащиеся должны составить свою статью, выбирая необходимые данные на их взгляд.
  • Кейс-стадия (кейс-иллюстрация): например, учащиеся получает в виде наглядности медаль «За освобождение Японии» . Их задача написать или составить рассказ «О чем расскажет медаль?»

Результаты и достижения использования проектной деятельности на уроках истории и обществознания На школьном уровне мною реализованы проекты «Знатоки XVIII века», «Бунташный век в истории России» (размещены на сайте учителя) Мои ученики являются победителями и призерами районного и областного этапов в конкурсах исследовательских работ «Наш край», «Отечество», «Моя семья в истории страны», НПК «Одиссея разума» ((за 3 последних года 17 призеров и победителей) В 2012 г. призеры районного Интернет-проекта «Люди земли Павловской» (2 место), в 2014 г. - победители районного Интернет-проекта «Крым в истории России» В 2014 г. победители регионального Интернет-проекта «Символы земли Нижегородской» (проект «Создание электронного музея замков») В 2014 -2015 г. сотрудничаю с газетами «Павловский металлист», «Павел-Перевозчик» За представление своего педагогического опыта использования проектной деятельности награждена Благодарственным письмом и почетным значком «Лучший по профессии» Министерством образования и науки РФ.

Результаты и достижения использования проектной деятельности на уроках истории и обществознания

  • На школьном уровне мною реализованы проекты «Знатоки XVIII века», «Бунташный век в истории России» (размещены на сайте учителя)
  • Мои ученики являются победителями и призерами районного и областного этапов в конкурсах исследовательских работ «Наш край», «Отечество», «Моя семья в истории страны», НПК «Одиссея разума» ((за 3 последних года 17 призеров и победителей)
  • В 2012 г. призеры районного Интернет-проекта «Люди земли Павловской» (2 место), в 2014 г. - победители районного Интернет-проекта «Крым в истории России»
  • В 2014 г. победители регионального Интернет-проекта «Символы земли Нижегородской» (проект «Создание электронного музея замков»)
  • В 2014 -2015 г. сотрудничаю с газетами «Павловский металлист», «Павел-Перевозчик»
  • За представление своего педагогического опыта использования проектной деятельности награждена Благодарственным письмом и почетным значком «Лучший по профессии» Министерством образования и науки РФ.
Список использованной литературы и источников: Аствацатуров, Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания, - Волгоград: изд-во «Учитель». - 2009. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей. –М.: Просвещение, 2011. – 128 с. Костомаров, Н.И., Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: «ЭКСМО». – 2006. Лернер, И.Я., Задачник по истории Отечества. 6-7 класс. – М.: «Аквариум». – 1997. Поливанова К.Н.. Проектная деятельность школьников/ К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014. – 176 с. Степанищев, А.Т, Методика преподавания и изучения истории, - М.: «Владос». – 2002. Студеникин, М.Т., Современные технологии преподавания истории в школе/ М.Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 2007. - 79 с. WWW . HRONO . RU . (исторические источники, персоналии/ www.youtube.com  Сайт учителя Александровой Е.В. http://schoolteacher.moy.su

Список использованной литературы и источников:

  • Аствацатуров, Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания, - Волгоград: изд-во «Учитель». - 2009.
  • История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей. –М.: Просвещение, 2011. – 128 с.
  • Костомаров, Н.И., Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: «ЭКСМО». – 2006.
  • Лернер, И.Я., Задачник по истории Отечества. 6-7 класс. – М.: «Аквариум». – 1997.
  • Поливанова К.Н.. Проектная деятельность школьников/ К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  • Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014. – 176 с.
  • Степанищев, А.Т, Методика преподавания и изучения истории, - М.: «Владос». – 2002.
  • Студеникин, М.Т., Современные технологии преподавания истории в школе/ М.Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 2007. - 79 с.
  • WWW . HRONO . RU . (исторические источники, персоналии/
  • www.youtube.com
  • Сайт учителя Александровой Е.В. http://schoolteacher.moy.su