Современному учителю, согласно новым стандартам, необходимо научить учащихся самостоятельно уметь добывать знания, мыслить критически, применять полученные знания на практике. И метод проектов позволяет этого добиться в значительной степени. Преимущества этого метода проектов очевидны.
Во-первых, он позволяет решить проблему мотивации учащихся, что очень актуально в современной школе.
Во-вторых, реализуется личностно-ориентированный подход, когда каждый учащийся может выбрать ту тему проекта, которая ему интересна, и в рамках которой он сможет реализовать себя наиболее полнее.
В-третьих, работая над проектом, учащиеся осваивают алгоритм выполнения работы, учатся самостоятельно искать и анализировать литературу и другие источники информации.
И как результат – развитие их творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности и ответственности. Проекты являются прообразами их будущей деятельности, когда они войдут в самостоятельную жизнь. Работая над ними и выполняя их, учащиеся приобретают необходимый опыт решения возникающих проблем, учатся идти прямо к поставленной цели, приобретают необходимый багаж знаний.
И, в-четвертых, метод проектов тесто связан с информационными технологиями, без знания и использования которых современное общество существовать просто не может.
Исходя из перечисленных преимуществ, очень важно научить школьников проектной деятельности. А уроки истории дают для этого неограниченные возможности!
Многие проекты, выполненные учащимися на уроках истории и во внеурочной деятельности, используются мной потом как наглядный материал. Благодаря учащимся, мой кабинет истории имеет коллекцию наглядного материала. Это позволяет на уроках более наглядно представить материал, окунуться в эпоху, рассмотреть историю более детально и подробно.
Согласно ГОС учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект». Поэтому задача учителя к выпускному классу научить учащихся самостоятельно выполнить и защитить учебный проект. Особенностью проектной деятельности в старших классах является то, что она носит исследовательский, прикладной характер. Но систематически работая над выполнением проектов начиная с V классов, выпускники смогут справиться с этим гораздо проще. Роль учителя в старших классах будет заключаться лишь в консультировании учащихся, оказании учащимся необходимой информационной и методической помощи. А так как предметы «История» и «Обществознание» довольно популярны среди выпускников и многие учащиеся проявляют к нему интерес, то велика вероятность, что индивидуальный учебный проект ученики будут выполнять именно по этому предмету.
Но и на этом этапе могут возникнуть некоторые сложности. Если в средних классах учащиеся выполняют групповые проекты, вместе отвечают за его итог, то в XI классе перед выпускником стоит задача не просто продемонстрировать навыки проектной деятельности, а показать самостоятельную работу от начала до конца. Кроме того особенностью проектной деятельности в X-XI классах является то, что она носит исследовательский, прикладной характер. А это подразумевает более глубоких знаний, более высокого уровня развития УУД и владение проектной и исследовательской деятельностью на достаточно высоком уровне.
Результатом проекторной деятельности послужило выступление учеников 7 и 10 классов, в Донецком национальном техническом университете на 4-ой Международной научной конференция «Форум молодых ученых: мир без границ».
Оба участника Конференции получили грамоты и сертификаты участников.
В заключении хочется сказать, что проектная деятельность – это технология будущего. Она формирует в учениках умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Эти качества являются тем «спасательным кругом», который позволит им быть успешными в дальнейшей жизни.