Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС .
Автор :Гаджиева Асият Набиевна , учитель истории МКОУ «Зубутли – Миатлинская СОШ»
Современному человеку для достижения успеха в жизни необходимо уметь быстро ориентироваться в меняющемся мире,осваивать новые профессии и области знаний,находить общий язык с людьми самых разных профессий ,идеологических,политических взглядов и культур.Данный заказ общества нащел свое отражение в основных требованиях к выпускникам,сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Согласно ФГОС второго поколения, системно-деятельностный подход является основным в формировании универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность.Правильно организованная проектная деятельность служит средством комплексного решения задач воспитания,образования,развития личности.При разработке и реализации исследовательских проектов школьники учатся самостоятельно добывать знания из различных источников,работать с разными формами представления информации,планировать свою интеллктуальную деятельность,осуществлять самоконтроль и объективно оценивать полученные результаты. Ее использование на уроках и во внеурочное время предполагает, что учащимся предлагаются практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений, исследований), для того чтобы они могли развивать свои способности и пополнять знания.. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Результаты выполненных проектов «осязаемы»: теоретическая проблема получает конкретное решение,практическая-определенный результат.Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов,написание репортажей,эссе,исследований.
1.Структура учебного проекта
Что же такое метод проектов?
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
Структура учебного проекта.
Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».
Проект — это «пять «П»»:
Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
Проектирование (планирование деятельности).
Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
Продукт (изготовление, оформление продукта).
Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
Стадии работы над проектом.
Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:
подготовка (формулирование темы и целей проекта);
планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
оформление результатов и выводов;
представление или отчет;
оценка результатов и процесса.
2.Организация работы над проектом.
1.Подготовительный - планирование работы над проектом:
перечисление интересующих высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;
обсуждение возникших учащихся тем проектов;
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
1.систематизация полученных данных;
2.построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).
.Виды проектов:
1. Классификация проектов по количеству участников
Индивидуальные.
Парные.
Групповые.
2.Классификация проектов по продолжительности
1.Мини-проекты могут укладываться в один урок.
Пример. Тема «Составить план рекламной акции» (обществознание, 7 класс).
Каждая группа получает задание: в процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.
Тема «Куликовская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма».
В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».
Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».
Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.
Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.
.Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Пример. Тема «Древний Египет ». Проект «Загадки Египта».
В начале изучения темы предлагается на выбор различные проблемные вопросы по данной теме. . Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков учащиеся собирают информацию, используя дополнительную литературу, различные источники и в конце изучения данной темы предлагают свой творческий продукт .Форма и презентация проекта детьми продумывается самостоятельно
Учащиеся должны:
- сформулировать название своего проекта;
- написать небольшой авторский текст;
- раскрыть событийно-хронологический ряд;
- отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту и т. д.;
- придумать иллюстрации.
3.Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края, города» и др.
4. Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.
Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.
Пример. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам района, города.
Работа предполагает:
1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам района;
2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края;
3) историческое просвещение детей и родителей.
3. Классификация проектов по комплексности
(по предметно-содержательной области)
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Надпредметные (социальные) проекты.
Пример. Тема «СССР в первые послевоенные десятилетия».
Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о земляках-ветеранах труда, восстанавливавших страну после войны).
Межпредметный: «Произведения художественной литературы как источник для изучения истории первых послевоенных десятилетий» (история и литература). «Изменение границ СССР после Великой Отечественной войны» (история и география).
Надпредметный: Программа помощи ветеранам труда.
Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию
данные социологического опроса;
бизнес-план (11 класс «Фирмы в экономике», «Правовые основы предпринимательской деятельности»);
электронное учебное пособие;
рукописный учебник истории;
исторический журнал;
законопроект («Законотворческая инициатива»);
ролевая игра;
письмо в…прошлое (письмо участнику Вов);
статья;
мультимедийный продукт;
сравнительно-сопоставительный анализ;
сценарий;
праздник;
костюм;
видеофильм;
видеоклип;
социальная реклама;
стенгазета;
разработанный маршрут экскурсии;
театрализация;
справочник; интернет-список;
игра;
путеводитель и др.
4.Роль учителя в проектной деятельности.
Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя тьютерские функции:
-разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы
- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает «огонь» любознательности в учениках;
- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
- помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
- «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);
-он координатор всего группового процесса;
-является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как практико-ориентированные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. Рекомендуют проекты на уроках вводить как можно раньше на уроках. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, ребята готовили исследовательские проекты «Находки останков мамонтов на территории России», проект-рисунок «Орудия труда первобытного человека», «Тайны египетских пирамид», «Древнегреческие мифы».
В ходе изучения темы «Древний Египет» составляли рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Ребята включали в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле. По теме «Искусство Древнего Египта» пятиклассники составляли рассказ от имени египтянина о посещении храма. Интересными были рассказы учащихся об Олимпийских играх, составленные от имени участников или зрителей, а также рассказы, написанные от имени воинов – участников греко-персидских войн и от имени гладиаторов. На уроке «Религия древних греков» ученики демонстрировали свои рисунки, на которых они изобразили олимпийских богов, о которых узнали из книги «Мифы Древней Греции». Ребята в группах готовили экскурсию по древнегреческому городу Афины. Каждая группа должна была представить разные районы: Керамик, Агору, Акрополь.
В 5-6-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: прикладной «Наскальная живопись-первая картинная галерея», игровой – «Я – ученик спартанской школы», информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др.
На уроках истории средних веков и истории России в 6 классе возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья», «Византийская мозаика, «Сказки тысячи и одной ночи», «Рыцарский замок», «Путешествие по памятным местам средневековых городов», «Экскурсия по древнерусскому городу». 6-7 класс «Символ эпохи» - нарисовать символ раздробленности, опричнины, смуты и т.д. По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты.
Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Широко использую проектную деятельность и на уроках обществознания. Например, в 5-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Идеальная семья», «Роль образования в моей жизни», «Моя малая Родина», «Моё свободное время», «Я и мой класс», «Школа моей мечты». Всегда очень интересно проходят уроки-презентации «Мои увлечения». К этим урокам ребята готовят не только мультимедийные проекты, но и устраивают выставки своих работ (картины, подделки, коллекции). Ребята, которые занимаются спортом, часто приносят свои грамоты, медали, Кубки. Многие демонстрируют внушительные портфолио своих достижений. В ходе таких уроков ребята раскрываются совсем по-другому и для учителя, и для своих одноклассников.
в 6-7-х классах такие проекты – «Полезные дела в группе», «Я в этом мире», «Учимся защищать свои права». Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.
Хочу отметить, что проекты в 7-8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
Для оформления презентаций по обществознанию по проектам в 8-9 классах «Конституция РФ – путь к правовому государству», «Молодежь. Молодежные субкультуры», «Избирательная кампания», «Институт президентства в РФ», «Деловой портрет современного работника», «Права и свободы человека и гражданина», по истории «Человек и война», «Опасность возрождения фашизма», «Тоталитарные режимы в 30-е гг.», «Холодная война», «Культура 1 половины XX в.» были подготовлены диаграммы, отобраны фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проектов было очень красочным и эмоциональным. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.
В курсе обществознания использования проектного метода раскрывает другие возможности. К примеру, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и угроза миру», «Проблемы ресурсов», «Экологические проблемы» и другие, раскрыть которые полно возможно только при использовании Интернет-ресурсов. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой - завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для выражения.
Заключение
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся можно отметить то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:
- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
- развивает творческие способности и самостоятельность;
- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
- он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Главный результат – компетентность учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Список литературы
Чернышева О.А.Обществознание . Проектная деятельность: методика,технология,результаты, Ростов-на Дону,-2015.
Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта.-М.,2003.
Нефедова Л.А,Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении //Школьные технологии.-2006.-№4.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-М.: АРКТИ,2005.
.Полякова Т.Н. Метод проектов в школе : теория и практика применения.-М.:ООО «ТИД Русское слово»,2011.
12