Проектная деятельность обучающихся
Метод проектов является одной из технологий личностно-ориентированного обучения.
Сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению
конструировать свои знания.
Проект – это итог, самостоятельное развитие
выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках,
но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность учащегося не может выйти
за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы
он должен эти знания получить.
Проект - это исследование конкретной проблемы,
её практическая или теоретическая реализация.
Под учебным проектом понимается совместная обоснованная, спланированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе коммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Целью метода проектов является развитие
самообразовательной активности у обучающихся.
В результате своей творческой практической деятельности
обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
Обязательные компоненты проекта
- формулирование цели (что и почему надо сделать),
- разработка или выбор путей выполнения проекта,
- работа над проектом,
- оформление результатов,
- обсуждение результатов работы.
Классификация проектов
По характеру результата: • Информационный проект;
• Исследовательский проект; • Обзорный проект;
• Проекты – инсценировки.
По форме:
• Видеофильм;
• Рекламный ролик; • Телепрограмма;
• Интервью с известными людьми;
• Журнальный репортаж;
• Рок – опера.
По профилю знаний:
• Монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно – урочную систему.
• Межпредметные проекты – по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.
По числу участников: • Личностные;
• Парные;
• Групповые.
По уровню контактов:
• Внутришкольные или региональные – проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
• Международные. – Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.
По продолжительности:
• Краткосрочные – на нескольких уроках (3-6 уроков); • Средней продолжительности -1 -2 месяца;
• Долгосрочные – до года.
• Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначение источников информации, продуманных методов, результатов;
• Творческие – предполагают соответствующие творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся;
• Ролевые – игровые. – Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы;
• Информационные – требует от участников изначальной направленности на сбор информации о каком – либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории;
• Практико – ориентированные – отличаются четко обозначенным с самого начало результатом деятельности участников проекта. При чем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Формы продуктов проектной деятельности
Внешние продукты:
Веб – сайт( предметный, тематический) Атрибуты несуществующего государства Видеоклип
Газета Игра Костюм
Музыкальное произведение Спектакль
Анализ презентация Публикация Справочник Учебное пособие Урок
Виртуальный музей, путешествие
Атлас
Бизнес - план Выставка Действующая фирма Журнал
Макет Праздник
Картина
Социологический опрос Сценарий
Чертеж
Оформление кабинета
Система школьного управления
Внутренние продукты:
Развитие способностей:
• Вербально - лингвистических; • Логико – математических;
• Визуально – пространственных; • Моторно – двигательных;
• Межличностных;
• Внутриличностных
• Музыкально – ритмических; • Натуралистических.
Алгоритм работы над проектом
1. Формулировка учителем темы проекта. Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или несколько курсов в соответствии с программой своего учебного предмета.
Например, «Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр» ( в рамках предмета «МХК», «ИЗО» и «история») Время проведения: при планировании проекта.
2. Выбор возрастной категории учащихся. Учитель выбирает определенную возрастную группу. Например, учеников начальной школы, средней, старшей, разновозрастную группу (8-11 классы) учащихся и т.п. Время проведения: при планировании проекта.
3. Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. Формулирует учитель. Например, основополагающие вопросы на которые нельзя ответить одним предложением. Проанализировать шедевры русского искусства, (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и др.) с позиции эстетической актуальности и духовно – нравственных ценностей художественных образов. Учитель предлагает круг вопросов на которые учащиеся должны дать ответ в результате работы по проекту. Время проведения: при планировании проекта.
4. Формулировка дидактических целей проекта
Формулирует учитель. Например: « Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решений», «Формирование критического мышления, навыков работы в команде». Время проведения: при планировании проекта.
5. Формулировка методических задач
Формулирует учитель. Например: «Освоить представление о символизме – одним из наиболее крупных художественных и философских течений «серебряного века» ; «Освоить понятие экспрессионизм» (МХК); «Научиться анализировать произведения живописи»(ИЗОи история); «Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно» (Русский язык, литература). Время проведения: при планировании проекта.
6. Формулировка проблем (выбор темы индивидуальных исследований учащихся). Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Например, «Почему амаранский период в Древнем Египте просуществовал недолго?», «Что было найдено в египетских пирамидах в 20 веке?», «Сколько пирамид существует в Египте на сегодняшний день?» и т.д. Рекомендуется провести «мозговой штурм», использовать метод наводящих вопросов. Время проведения: 1-й урок.
7. Выдвижение гипотез решения проблем. Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они (гипотезы) подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования: «Почему в римском полисе при основании Рима гражданами считались только коренные жители –патриции?». Гипотезой могут служить следующие размышления: «Они составили высший господствующий класс в Римском государстве и стали существовать обособленно, не вступая в браки с переселенцами. Им одним принадлежала общественная земля. И только они занимали государственные должности и т. д.» Время проведения: 1-й урок.
8. Определение творческого названия проекта. Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Например, для учащихся 11 классов - «Театр и киноискусство 20 в.: культурная дополняемость»; 7 класс – «Земное и вечное в произведениях художественной культуры 18 века»; 6 класс – «Мифология и религия в культуре Древней Греции». Например, ребята начальной школы создают в рамках проекта «Книгу Гиннесса»своих спортивных успехов и достижений домашних животных, проект можно назвать «Мы восхищаемся» и др.
9. Формирование групп для проведения исследований и определений формы представления результатов. Учащиеся делятся на мини – группы по 4-6 человек, определяющих для себя «цепочки вопросов и ответов», которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб – сайта, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов
10. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Ученики обдумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, опыты, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, оформление результатов исследования.
11. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в интернете или мультимедийной энциклопедии: например, книги(какие?), интервью(с кем?), опросы (кого?), веб – сайты (какие?), мультимедиа издания (какие?), видеофрагменты(где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
12. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения. Для младших возможно планирование ролей в группе учителем заранее.
13. Самостоятельная работа групп. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
14. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. Форма презентации может быть любая, например, доклад с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб – сайта с результатами исследований, проведение урока, виртуальной экскурсии и т.д. Цель: мотивировать учащихся, систематизировать полученные данные. Роль учителя – консультирование, помощь.
15. Защита полученных результатов и выводов. Каждой группе на предъявление полученных результатов дается определённое время. Далее – ответы на вопросы всех присутствующих участников проекта – учителей и учеников. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.
16. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого – это фундамент для новых исследований по темам проекта.
Визитная карточка проекта
Автор проекта | |
Фамилия, имя, отчество автора | |
Регион, в котором находится учреждение | |
Номер учреждения | |
Какова тема вашего учебного проекта? |
|
Какие дидактические цели преследует ваш проект? |
|
Какие компетентности формируют наш проект? |
• В сфере самостоятельной деятельности. • Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации • В сфере гражданско – общественной деятельности. • В сфере социально – трудовой деятельности. • В бытовой сфере. • В сфере культурно – досуговой деятельности. |
Какие методические задачи вы ставите в своем проекте? |
|
Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы вы ставите перед учащимися? |
|
Каким может быть творческое название вашего учебного проекта? |
|
Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в вашем учебном проекте? |
|
Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект? |
|
Предметные области (отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект) |
Русский язык | Химия | Литература |
Материальные технологии | Физическая география | Музыка |
Иностранный язык | История | Информационные технологии |
Математика | Физическая культура | ОБЖ |
Обществознание | Краеведение | Изобразительное искусство |
Биология | МХК | Окружающий мир |
Физика | Экономическая география | Астрономия |
Возраст учащихся (выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта) |
• Начальная школа | • Старшая школа |
• Средняя школа | • Разновозрастная |
• Оформление результатов проекта |
• Журнал | • Веб - сайт |
• Видеоклип | • Презентация |
• Информационный бюллетень, листовка | • Другое |
Напишите краткую аннотацию проекта |
|
Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)? |
|
Возраст учащихся (выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта) |
|
Оформление результатов проекта |
|
Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)? |
|
Программно – техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта |
Техническое оснащение (отметьте нужные пункты) |
• Веб - камера | • CD - проигрыватель | • Видеокамера |
• Компьютер(-ы) | • Принтер | • Видеомагнитофон |
• Цифровая камера | • Сканер | • Проекционная система |
• DVD -проигрыватель | • Телевизор | • Другое: картотека газетно – журнальных статей |
• Доступ к интернету | • Видео-, конференц - оборудование |
Программное обеспечение (отметьте нужные пункты) |
• СУБД/электронные таблицы |
• Издательские программы |
• Программы электронной почты |
• Мультимедийные энциклопедии |
• Текстовые процессоры |
• Программы обработки изображений |
• Веб - браузер |
• Программы работы с мультимедиа |
• Программы разработки веб - сайтов |
• Другое |
Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники и другая учебно – методическая литература |
Другие принадлежности. Принадлежности, которые нужно заказать или подготовить для использования в учебном проекте: бумага, ручки, блокноты, диски, флэшки |
Интернет – ресурсы. Список веб – адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе |
Другое: кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (гости, экскурсии и т.д.) |
Как будет оцениваться деятельность учащихся? |
|
Оформление проекта
Паспорт проектной работы
Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда трижды.
• В начале – как методическая разработка проекта, которую руководитель группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.
• Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проектной папке (портфолио проекта), предоставляемой на защите проекта.
• Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения школьной медиатеки.
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов ( в зависимости от специфики образовательного учреждения и конкретного проекта в паспорт проектной работы могут быть внесены разнообразные изменения и дополнения):
На титульном листе
• Название проекта
• Руководитель проекта • Консультант (-ы)
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
Возраст учащихся на который рассчитан проект. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико – ориентированный, ролевой и т. д.)
Заказчик проекта.
Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах).
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопросов по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
Необходимое оборудование.
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содержание).
Предполагаемые продукты проекта.
Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите презентации проекта. Смысл предъявления папки на защите – показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
• Четко организовать работу каждого участника проектной группы;
• Стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
• Объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
• Судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
• Сэкономить время для поиска информации при проведения в дальнейшем других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проектов) входят: 1. Паспорт проекта
2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы. Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные. В таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, формы выхода очередного этапа);
3. Промежуточные отчеты группы;
4. Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из интернета;
5. Результаты исследования и анализа; 6. Записи всех идей, гипотез и решений;
7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмов» и т.д.;
8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам и способов их преодоления;
9. Эскизы, чертежи, наброски продукта;
10. Материалы к презентации и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.
Защита проекта
1. Общие рекомендации:
• Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
• Логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего; • Следует употреблять только понятные термины;
• Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;
• Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал;
• Постарайтесь предупредить возможные вопросы. 2. Техника подготовки:
• Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности;
• Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку;
• Заранее продумайте детали своего рабочего места;
• Приготовьте четкий и красочный и наглядный материал;
• Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.
3. Рекомендации выступающему:
• Начните свое выступление с приветствия;
• Огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
• Не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно);
• Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь;
• Старайтесь ответить на все вопросы.