Проектная деятельность учащихся начальных классов
В начальной школе мы только начинаем работать над реализацией проектных задач. По Поливанову К.Н. «Проектная деятельность является ведущей в подростковом возрасте, гарантирующей развитие возрастносообразных новообразований – ответственности, инициативности и самостоятельности». В начальной же школе - мы как этап подготовки перехода младших школьников к новому виду деятельности – проектной. Начальная школа - это еще не место для «настоящих» учебных проектов. Она является важным этапом подготовки к проектной деятельности, а собственно проектная деятельность по отношению к младшим школьникам – это, используя выражение Л.С.Выготского, их «зона ближайшего развития» Метод проектов
Всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников
Органично сочетается с групповым подходом к обучению
Предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, применения знаний из различных областей науки, техники, технологии, творчества
Создает условия для использования широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на практический результат, значимый для ученика
Может быть использован преподавателем любого учебного предмета и классным руководителем.
Структура проекта
Постановка проблемы
Выдвижение гипотез-путей решения проблемы
Планирование деятельности по реализации проекта
Сбор информации
Структурирование информации
Изготовление продукта
Оформление продукта
Выбор презентации
Презентация
Основные требования к проекту
Наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской, информационной, практической.
Планирование действий по разрешению проблемы(определение вида продукта выхода и презентации).
Обязательность исследовательской работы(поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена).
Результатом работы является продукт-средство, которое разработали участники для разрешения проблемы.
Проект должен носить кольцевой характер. Т.е. в заключительной части любой работы должен подводиться вывод, при этом обязательно снова называя тему проекта.
Правила и принципы успешности проектной деятельности
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров»
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны
- Команды не соревнуются
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
«Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.» (Е.С.Полат)
Метод проектов, родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время становится интегрированным компонентом системы образования.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенчески-игровые, информационные и практикоориентированнные проекты.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, обсуждение проекта, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями ик форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах.
Приключенчески-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Практикоориентированнные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Критерии успеха над проектом:
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другими коллективами.
Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
Получено удовольствие от своей деятельности.
Из опыта моей работы:
Проект «Личность неповторима»
Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Так, в 4 классе по теме «Личность», возникла идея выполнить проект «Личность неповторима». На уроках мы узнали, что такое «личность», какими качествами должна обладать личность.
Вначале выбрали проектную группу, которая собирала и обрабатывала информацию. Первой задачей проектной группы было: узнать имена , фамилии интересных людей в нашей республике, которые внесли вклад в развитие республики своими делами. Дети узнают имена ветеранов войны и труда, героев нашего времени и прошлых лет, художников, писателей, деятелей культуры и т.д.
Второй задачей узнать у родителей об известных или малоизвестных людях, возможно среди родственников, которые внесли большой вклад своей деятельностью
В ходе проекта мы познакомились с воспоминаниями родителей, с их любимыми занятиями после основной работы, жизненными позициями.
Всю информацию каждый собирал в свою папку «Портфолио».Итогом работы стал классный час- круглый стол, где каждый отчитывался и делал вывод, что же такое «личность».
Роль учителя в проектной деятельности:
помочь детям в поиске источников информации;
самому быть источником информации;
координировать весь процесс учебной творческой деятельности;
поддерживать и поощрять активность учеников в работе над проектом.
Проект «Моя семья»
В 3 классе после завершения изучения темы «История в знаках и символах» (программа «Школа России») учащимися был проведен проект «Моя семья». При выполнении проекта участники проекта используют весь изученный теоретический материал по данной теме с привлечением тем: «Герб», «Девиз на гербе», «Флаг».
План проведения проекта:
1. Презентация проекта, формулировка основополагающего вопроса.
2. Обсуждение проблемных вопросов, постановка целей.
3. Сбор информации участниками. Консультация учителя.
4. Анализ собранного материала.
5. Работа над презентацией, буклетом. Консультация учителя.
6. Защита проекта.
7. Итог работы.
Основополагающий вопрос проекта:
Как можно отобразить ценности вашей семьи в знаках и символах?
Проблемные вопросы проекта:
1. По какому девизу живет ваша семья?
2. Является ли ваша семья прогрессивной, дружной, сплоченной?
3. Какие ценности в семье
4. Какие любимые цвета у членов вашей семьи?
В ходе проекта удалось вовлечь в познавательный, творческий процесс не только детей и родителей, но и родственников и знакомых. Подбирали пословицы, притчи о семье. Писали в стихотворной форме девиз, гимн, придумывали герб и флаг семьи. Итогом работы была защита своего проекта, подготовленного в виде презентации. Лучший гимн семьи был оформлен на доске и явился итогом занятия:
Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго
Мы - клан! Мы - племя! Мы - семья!
Любите и цените счастье.
Оно рождается в семье.
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
Продолжительность проекта 3 недели.
Проект «Дневник достижений в начальных классах»
Цель: Обучение каждого ученика умения фиксации достижений в жизни; формирование позитивного самоотношения; помощь в анализе ребенком своего характера, способностей, самопознании и самооценке.
Младший школьный возраст – это, прежде всего период накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствует доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, чувство – образный характер детского мышления, нерасчлененность творческой и сотворческой деятельности, наивно – игровое отношение ко многому, с чем приходится сталкиваться в окружающей действительности. Более того, у младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, в основном, положительной стороной. В этом заключается неповторимость этого возраста, выражающаяся во всех его проявлениях.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе считается выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Очевидно, что развитие невозможно без рефлексии.
Примерами рефлексии в начальных классах являются творческие работы по итогам разделов тем по предметам, экскурсий, праздников, различных игр. Одним из приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на творчество учащихся, в частности, ведение «Дневника достижений»
«Дневник достижений» является прообразом «Портфолио достижений», которое заполняется в более старших классах. Содержание его разделов также максимально приближено к «Портфолио» девятиклассника, но адаптировано для 1х-4х классов. Начиная с младшего звена обучения, желательно его регулярное ведение и переход с ребенком из класса в класс. В таком случае к девятому классу любой ученик сможет «накопить» свои достижения и успехи школьной и внешкольной жизни.
Во второй половине первого класса, мы с детьми и родителями начали вести «Дневник достижений». Портфолио введено как «портфолио достижений ученика в средней школе», которая «поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты»
( В.М.Филлипов). Родителям и детям я объяснила так, что это будет «портфель» достижений, где каждый ученик сам будет собирать лучшие свои работы. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Вот уже четвертый год дети собирают о себе материал. Между собой они свой портфолио называют «мой исторический источник». Они правы, «Дневник достижений» для них стал «историей успеха»
Основные цели и задачи ведения портфолио:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях,
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»)
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.