Проектная и исследовательская деятельность по экологии как средство формирования экологических компетенций учащихся
Проектная и исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию школьников. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Формирование экологической компетентности предполагает овладение комплексной процедурой социально и личностно значимой экологической деятельности. С методической точки зрения в качестве адекватного инструмента выступает разработка и реализация учащимися учебных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в процессе выявления, изучения, решения и предупреждения экологических проблем.
В проекте главными элементами учения становятся склонности, интересы и самостоятельность учащегося, составляющие основу мотивации, которая способствует реализации самостоятельно поставленных детьми целей при решении практических проблем в реальной среде Необходимо четко понимать отличия между проектом и исследовательской деятельностью. Проект – это решение определенной, заявленной задачи, целью которого является реализация проектного замысла. Проект – это “творчество по плану”. Исследование – это поиск новых знаний, работа с заранее неизвестным результатом. Исследование часто становиться частью исследовательского проекта.
Задачи, которые ставятся перед учащимися при выполнении исследований: Личностные: формирование умений самостоятельно проводить исследования и работать над проектами; развитие интеллектуальных умений; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; психологическая толерантность и адаптация учащихся при выступлении и ответах на вопросы.
Метапредметные: поиск и извлечение нужной информации в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологии, презентации результатов познавательной и практической деятельности, владение основными видами публичных выступлений; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.
Предметные: развивающая - умение искать и выделять информацию по заданной теме, проводить необходимые исследования, применять полученные в повседневной жизни; обучающая - умение работать со справочными материалами, проводить сравнение и анализ, делать логические выводы; коммуникативная - обучение учащихся работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем, развитие навыков самооценивания и взаимооценивания; публичное представление собственного опыта воспитательная - воспитания экологического сознания учащихся, умение выделять экологические проблемы, оценивать их масштаб и искать пути их решения, применять полученные знания на практике.
Из поставленных задач следует что, учащиеся, участвующие в выполнении экологических исследований и проектов учатся добывать информацию из различных источников, наблюдать, экспериментировать, анализировать, делать выводы и обобщать, соединять теоретическую базу с практической деятельностью. Имеют возможность реализовать свои творческие способности, повысить свою социальную активность, научится публично представлять свой опыт, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Экологические проблемы многоаспектны, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.
Такая проектная деятельность может быть использована во внеклассной работе. Основные цели внеклассных мероприятий – формирование у учащихся любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки, развитие творческой и социальной активности.
Внеклассные мероприятия и самостоятельная деятельность учащихся во внеурочное время дополняют теоретические знания, полученные на уроках биологии, а практическая работа в ходе проекта или исследования повышает интерес и мотивацию к изучению биологии и охране окружающей среды.
Проектная и исследовательская работа экологической направленности является одной важных из форм учебно-воспитательной работы в МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа».
Деятельность учащихся реализуется в течение учебного года и продолжается в летний период в экологическом лагере.
Несомненным преимуществом школы является то, что экологические исследования можно выполнять непосредственно в селе и его окрестностях, не выезжая в дальние экспедиции.
Определенные трудности представляют недостаток современной специальной научной литературы и лабораторного оборудования. Опыт работы показывает, что наши учащиеся могут выполнять научно – исследовательские работы на достаточно высоком уровне. Так, например, учащиеся школы в течение многих лет неоднократно становятся победителями и призерами республиканской научно – практической конференции «Шаг в будущее» в секции «биология» и «сельское хозяйство»; в республиканских олимпиадах по байкаловедению; в республиканских конкурсах Водных проектов и «Подрост»,«Земля – наш общий дом» и др.
Сотрудничество с ВУЗами, научные консультации преподавателей БГСХА им. Филиппова и БГУ, помощь сотрудников Байкальского биосферного заповедника и Кабанского госзаказника являются для обучающихся школы важной научной и практической основой для изучения природы Байкальского региона.
Непосредственная близость дельты р. Селенги – естественного фильтра о. Байкал, уникального места отдыха и гнездования перелетных птиц, определяет особую ответственность за сохранение ее биоразнообразия.
В экологическом центре проводится большая интересная работа по изучению местной флоры и фауны, ведется мониторинг р. Харауз и еѐ окрестностей. Нами разработана программа комплексной эколого-краеведческой работы в летнем экологическом лагере, которая включает теоретические занятия, полевые практикумы и природоохранную деятельность.
Обобщение и анализ собранных данных, участие в экологических проектах разного уровня, совместные выступления на конференциях и семинарах по разным тематикам позволяют учащимся в наиболее полной мере воспринять природные и социокультурные особенности региона, развивают понимание взаимосвязи процессов, происходящих на Земле, формируют основные мировоззренческие понятия о принципах взаимоотношений человека и природы. Заинтересованное и уважительное отношение местного населения к научным задачам учащихся резко повышает в глазах школьников социальную значимость интеллектуального труда, формирует нравственный стержень, который позволяет затем молодым людям не останавливаться в своем развитии и самообразовании.
Реализованные и реализуемые экологические проекты: «Посади свое дерево!», «Чистый берег Байкала», «Сад байкальских орхидей» и др. В июле 2019г. МАОУ «Байкало-Кударинская СОШ» приняла участие в сетевом Международном этно-экологическом проекте «Селенга – Байкал», организатор которого МАОУ «СОШ №19», г. Улан-Удэ.
Проектная и исследовательская деятельность позволяет соединить развитие экологической направленности личности школьника с опытом экологической деятельности, то есть обеспечивает реализацию условий, необходимых для становления экологической компетентности обучающихся.
Результаты участия в НПК, проектах, конкурсах по биологии и экологии
№ | Название мероприятия | Дата и место проведения, краткая информация о мероприятии | ФИО участников, класс, ФИО руководителей | Результат |
1 | Байкальская встреча юных экологов школ Международного сетевого проекта «Селенга-Байкал» | 9.07.2019, Международная экологическая конференция, с. Истомино | Варфоломеева Елизавета, 10 класс, рук. Маланова Т. А. | 2 место |
8.07.2019 г. Международный экологический квест «Мы – дети Байкала» | Команда МАОУ «Байкало-Кударинская СОШ» рук. Маланова Т. А. | 2 место |
2 | XI Всероссийская научно-практическая конференция «Дом, в котором мы живём-2019» | 23.03.2019 г. г. Иркутск, научно-практическая конференция, секция «Краеведение» | Варфоломеева Елизавета, 10 класс, рук. Маланова Т. А. | Участие |
3 | Республиканская конференция учебно-исследовательских работ обучающихся «Земля – наш общий дом» | 26.04.2019 г. г. Улан-Удэ, секция «Экология растений» | Варфоломеева Елизавета, 10 класс, Муравьёва Дарья, 10 класс рук. Маланова Т. А. | 3 место |
4 | Всероссийская социальная акция «Здоровое питание – активное долголетие» движения «Сделаем вместе!» | 09.2019г., г. Улан-Удэ, Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике | Баландина К., Варфоломеева Е., 11 класс | Дипломы победителей |
5 | Проектная конференция «Экологическое мировоззрение и здоровый образ жизни детей и молодежи в XXI веке» | 2022г., г. Улан-Удэ, БГФ БГУ, секция «Исследование биоразнообразия Байкальского региона» | Куржумова К.,10 класс, «Детская Красная книга Селенги» | 1 место |
6 | Проектная конференция «Экологическое мировоззрение и здоровый образ жизни детей и молодежи в XXI веке» | 2022г., г. Улан-Удэ, БГФ БГУ, секция «Проблемы и перспективы развития системы «Человек-Общество-Природа» | Варфоломеев Л., 6 класс | Диплом призера |
7 | Республиканский конкурс «Путешествие Ирбиса по Бурятии» | 2021г., г. Улан-Удэ | Варфоломеев Л., 5 класс | Диплом победителя |
8 | Республиканская конференция учебно-исследовательских работ обучающихся «Земля – наш общий дом» | 2022 г. г. Улан-Удэ, секция «Юный эколог» | Варфоломеев Леонид, 6 класс, | Диплом победителя |