СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность учащихся

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная авторская программа элективного курса "Проектная и исследовательская деятельность учащихся" подготовлена для учащихся 9 класса. Цель курса: научить учащихся планировать и выполнять учебный проект или учебное исследование; актуализировать знания в новых условиях; умению работать в группе; искать информацию в разных источниках.

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность учащихся»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22» Г. БРЯНСКА






УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от 30. 08 2019 года протокол № 1

Приказ № 70 от 30 августа 2019 г.


Директор _____________

О.Д.Козловская





АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу:

Проектная и исследовательская деятельность учащихся


Уровень образования (класс) основное общее образование 9 класс


Количество часов 34


Учитель Ковалева Лариса Анатольевна










СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания МО учителей общественных дисциплин СОШ № 22

от 30. 08. 2019 г. № 1

___________ Л.А.Ковалева

подпись руководителя МО





СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ Н.И.Бирюкова

подпись 30. 08. 2019 года






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к авторской программе элективного курса

«Проектная и исследовательская деятельность учащихся»

9 класс


Авторская программа элективного курса для 9 классов составлена в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 с изменениями);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 22» г.Брянска:



Цель программы элективного курса: приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия ответственности за принятое решение.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • обеспечения благоприятных условий для саморазвития личности посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений;

  • создание условий для возможного приобретения необходимых компетенций в области социального проектирования;

  • организация оптимальных условий для поиска и разработки вариантов построения моделей и последующим проектированием «второй реальности».


Общая характеристика элективного курса.

В современном обществе наиболее важным становиться формирование свободной личности, способной к проявлению творческой инициативы, с развитыми навыками самостоятельности в информационном пространстве, со сформированными умениями ставить и решать поставленные задачи по преодолению возникающих жизненных проблем.

Существенную помощь в решении подобной задачи может оказать освоение  такой специфической технологии, как социокультурное проектирование. Она представляет собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Человеку как субъекту деятельности для успешной реализации своего личностного потенциала важно научиться умению конструирования моделей мира и человека на основе рационального мышления. Это позволит видеть окружающую действительность не как некую хаотичную сущность, а как строгую стройную систему. Это, в свою очередь, позволит структурировать свою жизнедеятельность, и как следствие, успешно справляться с жизненными проблемами.  

Новизна программы  по элективному курсу «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» заключается в том, что она предполагает освоить базовые элементы конструирования на основе рационального мышления.

Описание места курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом количество учебных часов по программе – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Исходным этапом работы над проектом является предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.

Актуальность курса.

Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне обучающиеся, овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.

Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.

Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.


Личностными результатами изучения курса «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» в основной школе являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметными результатами освоения программы элективного курса в основной школе являются:

  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  •  умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  •  умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  •  формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.


Предметными результатами изучения элективного курса «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» в основной школе являются:

  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

  • освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

  • развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.



Прогнозируемые результаты освоения курса


Личностные универсальные учебные действия:

В рамках когнитивного компонента формируется:

Образ социально-политического устройства; Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
Гражданский патриотизм. Любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение другим народам России и мира, межэтническая толерантность, готовность к сотрудничеству.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится: Целеполаганию. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения; Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора; Задавать вопросы; Работать в группе; Основам коммуникативной рефлексии;

Познавательные универсальные учебные действия. 

Ученик научится: Основам реализации проектно-исследовательской деятельности; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников; Осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания; Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей; Структурировать тексты.

Формирование ИКТ компетентности

Ученик научится: Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; искать информацию, использую различные базы данных, в том числе электронные каталоги. Выступать с аудио и видео поддержкой; создавать тест на основе расшифровки аудиозаписи;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

 Ученик научится: Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект; выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме;  Распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них ответа; использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических данных,  описание и интерпретации фактов.


Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:

Ученик научится: находить в тексте, требуемую информацию. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.


Содержание элективного курса.

Введение (1 ч)

Понятие социального проектирования. Сущность социального проектирования. Жизненные концепции. Предмет социального проектирования.

Раздел 1. Методология научного творчества (16 ч)

Типология социальных проектов: по характеру проектируемых изменений, по направлениям деятельности, по особенностям финансирования. Концепция проекта. Формулирование социальной проблемы. Этапы работы над проектом. Актуальность проекта. Постановка целей. Задачи проекта.

Методы коллективной работы над проектом. Наблюдение, сравнение, эксперимент, тестирование, анкетирование, интервью, моделирование графический метод. Планирование. Способы планирования. Правила проекта. Правила ресурсов. Правила места. Правила времени. Правила последствий. Составление бюджета проекта. Социальная диагностика. Социальное прогнозирование.

Раздел 2. Работа над проектом – 9 часов

Обоснование выбора темы. Составление словаря терминов по проекту. Составление плана работы над проектом. Проведение простейших социологических исследований. Постановка эксперимента. Работа со справочной литературой. Обработка результатов. Дневник работы над проектом. Отчет о работе.

Раздел 3. Систематизация материала и оформление работы (9 ч)

Структура и содержание работы. Правила оформления текста работы. Проблема исследования. Результаты и выводы по проблеме. Требования к оформлению работ. Представление результатов. Защита проекта. Тактика презентации. Критерии оценки проекта. Коррекция проекта по итогам мониторинга. Оценка результатов проделанной работы.























МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22» Г. БРЯНСКА




УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от 30. 08 2019 года протокол № 1

Приказ № 76 от 30 августа 2019г.


Директор _________________ О.Д.Козловская







Тематическое планирование

к авторской программе



по элективному курсу

Проектная и исследовательская деятельность учащихся



Уровень образования (класс) __основное общее образование_9 класс


Количество часов _34___


Учитель _Ковалева Лариса Анатольевна_____


Тематическое планирование разработано на основе авторской программы по элективному курсу «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»

учителя истории Л.А. Ковалевой





СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания МО учителей

общественных дисциплин СОШ № 22

от 30. 08. 2019г. № 1

___________ Л.А. Ковалева

подпись руководителя МО






СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ Н.И.Бирюкова

подпись 30. 08. 2019 года



Пояснительная записка

к тематическому планированию основного общего образования (5-9 классы)

Тематическое планирование элективного курса «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» для 9 класса на 2019-2020 учебный год разработано на основе:

  • учебного плана МБОУ СОШ № 22 на 2019-2020 учебный год;

  • авторской программы учителя истории Л.А. Ковалевой;

В соответствии с учебным планом в 9 классе на элективный курс отводится 34 ч. (из расчета 1 ч. в неделю)


Тема раздела, урока

Количество часов

1

Введение. Основные понятия проектной и исследовательской деятельности.

1ч.


Методология научного творчества

16ч.

2

Типология социальных проектов

3

Социальный проект как текст. Жизнений цикл проекта. Структура текстового описания

4

Концепция проекта. Формулирование социальной проблемы.

5

Определение темы.

6

Актуальность проекта. «Дерево проблем». Постановка целей.

7

Этапы работы над проектом

8

Задачи проекта. Практикум «Дневник проекта»

9

Анализ стратегий.

10

Методы коллективной работы над проектом

11

Наблюдение, сравнения, эксперимент, графический метод.

12

Планирование проекта. Способы планирования

13

Правила проекта. Правила: ресурсов, времени, места, последствий.

14

Составление бюджета проекта

15

Составление бюджета проекта

16

Социальная диагностика

17

Социальное прогнозирование


Работа над проектом

18

Обоснование выбора темы. Составление словаря терминов по проекту

19

Составление плана работы над проектом

20

Работа с информационными ресурсами

21

Проведение простейших социологических исследований

22

Проведение простейших социологических исследований

23

Работа со справочной литературой.

24

Способы первичной обработки информации

25

Обработка результатов. Составление графиков, диаграмм и т.д.

26

Дневник работы над проектом. Отчет о работе.


Систематизация материала и оформление работы

27

Структура содержания проектной работы. Правила оформления текста.

28

Проблема исследования. Выводы по проблеме

29

Обработка результатов

30

Требования к оформлению работы

31

Представление результатов работы.

32

Защита проекта. Тактика презентации проекта

33

Критерии оценки проекта. Коррекция проекта по итогам мониторинга.

34

Завершение работы. Обсуждение и оценка результатов проделанной работы


































Приложение 1

Шаблон письменного отчета

Введение

Тема моего проекта………………………………………………………………

Я выбрал эту тему потому, что …………………………………………………

Цель моей работы …………………………………………………………………

Проектным продуктом будет ……………………………………………………

Этот продукт может достичь цели проекта, так как ……………………………

  • План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): выбор темы и уточнение названия

  • сбор информации (где и как искал информацию)

  • изготовление продукта (что и как я делал)

  • написание письменной части проекта (как это делал)

Основная часть

Я начал свою работу с того, что …………………………………………………

Потом я приступил к ……………………………………………………………

Я завершил работу тем, что ………………………………………………………

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …………………………….

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я ……………………………….

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) ………...

План моей работы был нарушен потому, что…………………………………....

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как …....

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что ……………............


Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например ……………………………………………......

Это произошло потому, что ……………………………………………………...

Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………………………

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ……

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как …………………….

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и проблеме, над которой работал) …………………………………………………………………










Приложение 2

Как справиться с волнением

  • Заранее продумай все детали, например, что ты можешь предпринять , если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстрациями или раздашь наглядный материал слушателям и т.п.).

  • Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с презентацией; представь себе, что ты – это он, копируй его поведение.

  • Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией наглядных материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо.

  • Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы они все были твоими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения.

  • Выступающий, который стоит на одном месте, постепенно начинает испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски помогут стать способом расслабления во время выступления (но не переусердствуй в этом).

  • Старайся установить зрительный контакт с аудиторией – это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно то, что говоришь.

  • В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополнительные вопросы – это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!











Приложение 3

Паспорт проектной работы

  • Название проекта.

  • Авторы проекта

  • Научный руководитель проекта.

  • Краткое описание (аннотация к проекту).

  • Консультанты.

  • Жанр проекта

  • График работы (дата, содержание, ответственные).

  • Оценка содержания проекта(отзыв).

  • Предполагаемый иллюстративный ряд к проекту.

  • Оценка оформления проекта (отзыв).

  • Материально –техническое обеспечение проекта.

  • Оценка презентации проекта (отзыв).






Приложение 4

Защита-презентация проекта

  1. Тема ……………………………………………………………....................

  2. Актуальность темы …………………………………………………………

  3. Цель ………………………………………………………………………….

  4. Участники проекта ………………………………………………………….

  5. Класс …………………………………………………………………………

  6. Этапы выполнения проекта ………………………………………………...

  7. Характеристика (вид проекта) ……………………………………………..

  8. Краткое содержание ………………………………………………………...

  9. Используемые средства, методы …………………………………………..

  10. Проведенное исследование в рамках проекта ……………………………

  11. Форма представления, презентации ………………………………………

  12. Распределение обязанностей между участниками проекта ……………..

  13. Практическая значимость проекта ………………………………………..

  14. Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности) ………

  15. Пожелания и предложения участников проекта ………………………….







Приложение 5

Перечень критериев оценивания проектов

  1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта.

  2. Планирование путей ее достижения.

  3. Глубина раскрытия темы проекта.

  4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

  5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.

  6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.

  7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

  8. Соответствие требованиям оформления письменной части.

  9. Качество проведения презентации.

  10. Качество проектного продукта.