СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Формирование навыков поискового чтения на уроках английского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение иностранных языков способствует общему речевому развитию учащихся, а чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности.В ходе изучения литературы мы выявили несколько видов чтения, один из которых представляет для нас значительный интерес – это поисковое чтение.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Формирование навыков поискового чтения на уроках английского языка в начальной школе»























ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Формирование навыков поискового

чтения на уроках английского языка

в начальной школе



























СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1.1 Чтение как вид речевой деятельности

1.2 Методы обучения чтению

1.3 Виды чтения

1.4 Этапы обучения поисковому чтению.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЮ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

2.1 Методика обучению поисковому чтению на начальном этапе изучения иностранного языка

2.2 Учебно-методическая разработка обучению поисковому чтению на начальном этапе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК











Введение.

«Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная»

Пушкин А.С.

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существования общества. В настоящее время иностранные языки становятся действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Это существенно повышает статус предмета "Иностранный язык" как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение этой дисциплины заключается в овладении учащимися умением общаться на изученном иностранном языке. Способы развития умений чтения, письма, аудирования и говорения с каждым годом совершенствуются и приносят все более лучшие результаты. Добиться хороших результатов в данных умениях помогают опытные преподаватели, грамотно-разработанные учебники и хорошая мотивация учащихся. Развитие коммуникативных умений составляет трудную, но решимую задачу. Развитие умений устной речи является одной из самых сложных составляющих процесса обучения иностранному языку. Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать и целью, и средством обучения.

В настоящее время чтение представляет собой очень важное умение. Благодаря чтению на английском языке у детей развивается интерес к изучению английского языка, возможность получать знания и обогащать словарный запас. Чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Именно в начальной школе важно заложить прочный фундамент навыков чтения. Поэтому в последнее десятилетие произошли серьезные изменения, которые поставили теоретиков и практиков в области преподавания иностранных языков перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся и считавшиеся традиционными взгляды на обучение чтению. Чтение занимает очень важную роль в обучении английскому языку, поэтому речь сегодня пойдет именно о нем и упражнениях, применяемых в данной области.[1]
На уроках иностранного языка для правильного умения читать, необходимо овладеть как орфографией, так и произношением, а также четко понимать разницу между видами чтения. Учащиеся должны овладеть чтением как источника информации и пользоваться чтением для усвоения языкового и речевого материала. Таким образом, поисковое чтение, которое рассматривается в данной теме ориентировано на чтение определенной литературы и газет по специальности, а также на поиске конкретных фактов при чтении текстов на уроках английского языка, что является основной целью данного вида чтения. Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Важно учить детей извлекать главную информацию из каждого абзаца текста, то есть формировать умение вычленять основные мысли из того, что они читают. Следующее важное умение – это передать смысл абзаца или в целом ограничиваясь лишь малым количеством предложений.















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1.1 Чтение как вид речевой деятельности.

В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором - пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Использование чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе, который учащийся может удовлетворить самостоятельно. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.

Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу.

Чтение так же связано и с аудированием, т.к. в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, которая связанна с восприятием, анализом и синтезом. При аудировании ученики воспринимают речь на слух, а при чтении та же информация – зрительно. Еще чтение тесным образом связанно с говорением, т.к. чтение вслух представляет собой «контролируемое чтение», а чтение про себя представляет собой внутреннее проговаривание с возникновением образов в мыслях. [12,175].

В программе по иностранным языкам для начальной школы имеются общие требования к чтению. Обращаясь к конкретным типам текстов, человек ставит перед собой разные цели и использует для их достижения различные стратегические и тактические действия. Это существенным образом обусловливает методику работы с текстом в учебном процессе.



1.2. Методы обучения чтению

Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности. Чтение как средство обучения приводит к тому, что на практике оно используется преимущественно в этой функции, т.е. текст используется для ознакомления с новым языковым материалом. Чтение текста всегда должно выступать как конкретный акт коммуникации, т.е. быть направлено на его понимание, причем не на понимание вообще, а той степени полноты и точности, которая соответствует развиваемому в данный момент виду чтения.

Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс. Важное значение приобретает содержание текстов для чтения. Оно в принципе предопределяет, будут ли учащиеся относиться к чтению на иностранном языке как к способу получения информации. Поэтому все тексты должны представлять для них определенный интерес. Обучение должно быть построено так, чтобы чтение вызывало умственную активность учащихся и сопровождалось решением определенных задач. Более сложные тексты необходимы для того, чтобы у учащихся появлялись трудности по содержанию и по языку, т.к. наличие трудностей активизирует работу мышления. Обучение чтению на иностранном языке должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке. Наиболее подходящими являются тексты, легкие в языковом отношении и условия их чтения приближаются к условиям чтения на родном языке, что делает возможным использование тех же приемов и на иностранном языке.

При обучении пониманию читаемого следует опираться на овладении учащимися структуры языка, а также его структурными и строевыми элементами. Их функцией является оформление и передача смысловых отношений между самостоятельными предметами мысли. Овладение учащимися строевым материалом иностранного языка и создание у них доведённых до автоматизма навыков его узнавания, которые в случае необходимости могут сознательно контролироваться читающим, составляет одну из основ обучения пониманию текста на иностранном языке. [12, 13].



1.3 Виды чтения.

Целью обучения в школах разного типа являются три вида чтения: ознакомительное, поисковое и изучающее. Данные виды чтения подразумевают получение разных результатов.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста основной информации со степенью полноты понимания в пределах 70-75%. Программа обучения иностранным языкам этот уровень проникновения относит к общему/глобальному пониманию. Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации.

Изучающее чтение предполагает достижение полного и точного уровня понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это чтение протекает медленно, так как учащийся, имея установку на длительное запоминание, прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания, глубже вникать в суть коммуникативной ситуации. Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении. [14; 150].

При поисковом чтении подразумевается чтение определенных текстов или статей для поиска конкретной информации и использования их в момент чтения. На уроках иностранного языка такой вид чтения используется для выполнения заданий, таких как: ответы на вопросы, нахождение ошибок и в определении ложности или правдивости высказываний по тексту. [2, 23]

Особенности чтения как вида речевой деятельности делают его весьма эффективным средством обучения. Запоминание при чтении может быть, как непроизвольным, так и произвольным. Непроизвольное запоминание – это преимущественно быстрое (ознакомительное) чтение, когда внимание читающего целиком направлено на содержание текста (вместе с содержанием, он запоминает и его языковую форму). Произвольное – это когда запоминание достигается тем, что внимание учащегося сознательно (при помощи специальных заданий учителя или по собственной инициативе) направляется не только на содержание, но и на языковые средства его выражения. [9, 18]

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.



1.4 Этапы обучения поисковому чтению.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения выработку "стратегии понимания". В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста. В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определенных позновательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих конкретному виду чтения навыков и умений. Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности. Рассмотрим данные этапы подробнее.

Предтекстовый этап.

Упражнения на узнавание сигналов-опор, облегчающих поиск.

1. Опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте

2. Найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней.

4. Найдите в конце каждого раздела (главы, параграфа) указания на проблематику следующего.

5. Опираясь на соответствующие термины и средства межфразовой связи, найдите авторские выводы по интересующему вопросу.

6. Найдите в первом (первых) абзацах каждого раздела (главы, параграфа) формулировку рассматриваемой проблемы.

Текстовый этап.

1. Прочтите первое предложение (первый абзац), определите вопросы (проблемы), которые будут рассматриваться в тексте.

2. Прочтите последнее предложение (абзац) и предположите, какое содержание могло предшествовать данному выводу.

3. Просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему.

4. Просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните почему.

5. Скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание.

Упражнения на определение частей текста, которые представляют интерес с точки зрения читающего.

1. Просмотрите предложенные вам тексты и подберите из них факты, которые относятся к теме…(которые могли бы служить иллюстрацией к тезису, утверждению…).

2. Укажите в тексте абзацы, в которых содержатся данные о… (характеристики…).

3. Найдите в статье определение (вывод, формулировку проблемы; термин, обозначающий…) и зачитайте вслух.

4. Найдите в тексте факты, упомянутые в аннотации (резюме).

5. Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.

6. Найдите в тексте факты, которые дают основание сделать выводы, составить тезисы.

7. Найдите и отметьте в тексте места, относящиеся к... (характеризующие…)

Послетекстовый этап.

Упражнения, контролирующие умение находить в тексте (текстах) конкретную информацию.

1. Зачитайте вслух из текста (текстов) факты, которые относятся к теме.

2. Выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису.

3. Подчеркните в тексте определение (вывод, формулировку проблемы; термин, обозначающий).

4. Назовите заглавие текста, в котором вы нашли интересующую вас информацию.

5. Укажите страницы книги (журнала, газеты, технической документации), на которых рассматривается проблема о … .

При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута; чтение следует прекратить либо перейти к другим его видам (ознакомительному, изучающему, просмотровому) [14,46].













2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЮ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

2.1 Методика обучению поисковому чтению на начальном этапе изучения иностранного языка.

Переход к поисковому чтению наталкивается на главную трудность, существующую при чтении иностранных текстов - на незнакомые слова или словосочетания. Если их очень много, то резко падает интерес к чтению, оно превращается в учебное чтение, которое для учащихся является пройденным этапом. Отсюда необходимость отбирать в этот период тексты, не содержащие или содержащие мало незнакомых слов. Незнакомые слова можно понять по контексту, по их основе или структуре, но для этого необходимо умение языковой догадки, что и должно стать одним из важнейших объектов формирования умений информативного чтения.

Тексты для чтения должны быть информативны, разнообразны по жанру и тематике, по возможности аутентичны, а также соответствовать коммуникативно-познавательным интересам и потребностям школьников, содержать интересную для учащихся каждой возрастной группы информацию.

Примерный алгоритм обучения поисковому чтению, целью которого является выяснение, содержит ли данный текст какую-либо полезную информацию.

1. Внимательно прочитайте заголовок текста и постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста.

2. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком.

3. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главном мысли текста.

4. Просмотрите все остальные абзацы, сопоставляя их содержание с представлением главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений абзацев.

5. Сформулируйте ответ на вопрос – «О чем повествуется в тексте?»



2.2 Учебно-методическая разработка обучению поисковому чтению на начальном этапе изучения иностранного языка.

Итак, для достижения поставленной цели мы предлагаем учебно- методическую разработку упражнений для обучения поисковому чтению на среднем этапе изучения английского языка. Ниже представлены примеры текстов и задания, направленные на поиск конкретной информации в тексте. Тексты, которые предлагаются в данной методической разработке соответствуют коммуникативно-познавательным потребностям учеников, также содержат интересную информацию. Представленные тексты соответствуют умениям учащихся на среднем этапе изучения английского языка.

Text 1

Yuri Gagarin

Yuri Gagarin was the first man to go into space. On April 12, 1961 at the age of 27, he left the Earth. The Soviet spaceship/satellite Vostok 1 was put into orbit around the Earth with Yuri Gagarin on board. He became the first man to look down on the planet Earth from above the atmosphere.

Neil Armstrong

Through centuries, people have gazed at the Moon, worshipped it, and studied it. The long-time dream of travelling to the Moon became history on July 20,1969. Neil Armstrong, the captain of the Apollo spacecraft, became the first person to walk on the Moon.

TASK: find the names of spaceships.

Text 2

Animals are in danger all over the world. Some animals are in danger because people want to wear their fur. Others, like elephants, are killed for their tusks which become necklaces and decorations. But many animals are in danger because man is destroying their environment - cutting down forests, building roads and houses or polluting the places where these animals live.

TASK: find the reason why of animals are in danger.

Text 3

Neptune is known as the blue planet. It gets its colour because it is surrounded by methane gas. There are lots of interesting facts about Neptune.

You might think that where you live is windy, but Neptune is the windiest planet in our solar system, with winds of over 2,200 kph! For some reason, these winds always travel from east to west across the surface of the planet. It is also very cold on Neptune, with temperatures as low as 235 C.

TASK: find in the text the information about Neptune`s temperatures.

Text 4

There are two types of elephant in the world: the African elephant and the Indian elephant. It is quite easy to tell the difference between the two because they don't look the same. The African elephant has bigger ears than the Indian elephant, and the Indian elephant's legs are shorter. Both types of elephant use their trunks to lift things and are as strong as each other.

TASK: find the information about the African elephant.

Text 5

Baseball became popular in Japan after American soldiers introduced it during the occupation following World War II. In the 1990s a Japanese player, Hideo Nomo, became a star pitcher for the Los Angeles Dodgers. Baseball is also widely played in Cuba and other Caribbean nations. In the 1996 Olympics, it was a measure of baseball's appeal outside the United States that the contest for the gold medal was down to Japan and Cuba (Cuba won).

TASK: find in the text the information about Hideo Nomo.

Text 6

There are a number of traditions for weddings that have survived into the 21st century. It is still traditional for the bride and groom to have their own parties the night before getting married. The groom's party is called a 'Stag party', while the bride's is known as a 'Hen party'.

On the morning of the wedding, the groom should not see the bride. If he does, this is bad luck. The bride puts on her special wedding dress, which is usually white. She also needs to wear 'something old, something new, something borrowed and something blue'.

At the church, or registry office, the bride and groom exchange rings before walking together back down the aisle. When they get outside, the bride throws her bouquet in the air. Tradition says that whoever catches it will be the next person to get married.

TASK: find the paragraph about what bride should wear and read it aloud.

Text 7

We will visit the Tretyakov Art Gallery, because it is a very interesting house and it is a treasure-house of Russian art. We will go to red Square and see the Kremlin. I will tell them that the Kremlin Chimes is the oldest clock in Moscow. The clock face has a diameter of nine meters.

TASK: find the information about the oldest clock in Moscow.

Text 8

One of our favorite holidays is New Year`s Day.

The New Year`s Day is always connected with our new hopes and dreams. It is a pleasant moment to get presents on the New Year`s Eve. I like to prepare presents for my relatives.

TASK: find in the text the equivalent of word "новогодний вечер".

Text 9

Charles Dickens was a very famous English writer. He was born in Portsmouth, on February 7, 1812.

His most famous books are: “The Pickwick Papers” (1836), “Oliver Twist” (1838), “David Copperfield” (1850).

TASK: find the date of Charles Dickens birthday.

Text 10

Tokyo is the capital of Japan. Japan is the constitutional monarchy. Japan is situated in northeastern Asia between the North Pacific and the Sea of Japan. Except for the Hokkaido area and the subtropical Okinawa region, the weather is mostly temperate.

The main religions in Japan are: Shintoism, Buddhism and Christianity.

Japan consists of Four major islands:

- Honshu;

- Kyushu;

- Shikoku;

- Hokkaido.

TASK: find the information about religions in Japan.

Такие и подобные задания можно предлагать для того, чтобы проверить умение находить необходимую информацию в тексте.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно отметить, что изучение иностранных языков способствует общему речевому развитию учащихся, а чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Обучение чтению в общеобразовательных школах достаточно сложный процесс. Оно может выступать и целью, и средством обучения. С помощью обучения чтению у учеников обогащается активный и пассивный запас слов и формируются грамматические навыки. Целью обучения чтению на английском языке является не только научить школьников понимать текст, но и обучить их стратегиям чтения текстов разных стилей и жанров. Нужно научить детей быстро ориентироваться и находить нужную информацию в интернете и в печатных источниках, что свидетельствует о важности поискового-просмотрового чтения, который готовит учащихся к будущей профессиональной деятельности. Поэтому одна из важнейших задач в обучении иностранному языку - это научить учеников читать. В ходе изучения литературы мы выявили несколько видов чтения, один из которых представляет для нас значительный интерес – это поисковое чтение. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логикосмысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

В нашей работе мы рассмотрели все виды чтения, но остановились и рассмотрели подробнее поисковое чтение, его функции, задачи и на практике попытались их реализовать с помощью подготовки к текстам комплекса упражнений для выявления уровня навыков поискового чтения. Учащиеся должны обладать определенными умениями при овладении данным видом чтения. При проведении контроля положительные эмоции оказывали благотворное влияние на протекание умственной деятельности и способствовали мотивации к изучению иностранного языка.

В ходе рассмотрения основных пунктов обучения поисковому чтению на начальном этапе изучения английского языка, цели и задачи были достигнуты.



































БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алимгaзинa С. А. Развитие навыка чтения на уроках английского языка y учащихся начальной школы через использование упражнений на понимание текста / С. А. Алимгaзинa, Е. Н. Лобанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 93-95.

2. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности // Иностранные языки в школе.-1991г.-№2.-С.22-24.

3. Булычева С.Ф. О приемах контроля вне аудиторного чтения на старших этапах неязыковых вузов // контроль навыков и умений в основных видах речевой деятельности в неязыковом вузе. Научные труды МПГИИЯ им. М. Тореза.- Вып. 153.М., 1980.-С.124-134.

4. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. Методическое пособие / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск. Титул, 2001. - 80с.

5. Гальская Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя., -2-е изд., переработано и дополнено. - М.: АРКТИ, 2003.- 192с.

6. Гез Н.И., Ляховицкий М.В, Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М. “Высшая школа”, 1982.- 264-294с.

7. Горчев А.Ю. Объекты и приемы контроля // Иностранные языки в школе - 1984.-№6.-С.68-73.

8. Калмыкова Е.И. Организация контроля сформированности навыков и умений устной речи // Методические указания по организации контроля в системе обучения иностранным языкам.- М.:МПГИИ им. М. Тонза, 1991.-97с.

9. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку - СПб: КАРО, Мн.: Издательство "Четыре четверти", 2004.- 144с.

10. Настольная книга преподавателя иностранного языка.: Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.С. Будько, С.И. Петрова.- 5-е изд., стереотип.- Лен.: Высшая школа., 1999.- 522с.

11. Пассов Е.И. Контроль как методический феномен: тезис, сущность, функции (при коммуникативном методе обучения) // контроль в обучении иностранным языкам в средней школе.- М.: Просвещение 1986.- С. 13-19.

12. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для студентов педагогических вузов.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2000.- 232с.

13. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе.- М.: Просвещение, 1991.- С. 42-54.

14. Фоломкина C. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе.-М.: Высшая школа, 1987.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!