Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»
Предмет интерьера
(панно в технике батик)
Автор: Сагура Ксения Викторовна,
ученица 6к класса
Куратор: Ледяева Елена Юрьевна,
учитель технологии
Нефтеюганск 2016
Содержание
Введение
Актуальность выбранной темы…………………………………………………3
Цель и задачи…………………………………………………………………….3
Методы, используемые в работе………………………………………………..4
Межпредметные связи…………………………………………………………..4
Инструменты, приспособления, материалы…………………………………...4
Основная часть
1. Исследование
1.1.История батика……………………………………………………………….5
1.2. Классификация техник росписи по ткани. Анализ прототипов………………………...………………………………………………6
1.3.Анализ идей и выбор окончательного варианта……………………………7
1.4. Разработка последовательности обработки изделия…….………………..8
1.5. Обоснование выбора материалов, инструментов и оборудования……….9
1.6. Организация рабочего места и
соблюдение правил безопасной работы…………………………………………9
2. Технология выполнения
2.1.Технология выполнения панно...…………………………………………….10
Заключение
Экономическая оценка работы…………………………………………………..11
Экологическая оценка ……………………………………………………………13
Эстетическая оценка……………………………………………………………...14
Самоанализ проделанной работы………………………………………………..15
Реклама…………………………………………………………………………….15
Список используемой литературы
Введение
Актуальность выбранной темы
В свободное время я люблю шить, рисовать, заниматься рукоделием. У меня всегда много различных идей по созданию, каких ни будь оригинальных вещей. Я люблю посещать музеи, выставки, ярмарки народных умельцев. С удовольствием знакомлюсь с подлинными образцами народного искусства – кружевами, вышивками, расписными сувенирами. Всегда замечаю что-то необычное и стараюсь эти идеи использовать в своей работе. По характеру я оптимист. Мое жизнерадостное настроение и оптимистичный взгляд на жизнь, стараюсь воплощать в своих изделиях.
Рисование мое любимое занятие! На занятиях школьного кружка, я познакомилась с новым видом рукоделия – роспись по ткани. На ткани я еще не рисовала и поэтому данная работа меня увлекла полностью. Очень интересные эффекты можно получить, нанося краски на ткань: кракелюры, пузырьки, растягивание цвета, вытравливание цвета и т.д. Сначала это были не большие работы – образцы с использованием различных техник росписи, а затем более объемные. Своими успехами я делилась с моими любимыми родителями. Именно они подсказали мне идею по выполнению панно для комнаты с использованием техники батик.
Цель и задачи
Цель:
Изготовить панно для оформления моей комнаты в технике роспись по ткани.
Задачи:
Более подробно познакомиться с использованием различных техник выполнения батика (росписи по ткани).
Выбрать подходящий эскиз для работы, обосновать свой выбор.
Обосновать выбор необходимых материалов (оценив их качество, стоимость и экологичность).
Научиться организовывать свое рабочее место, с учетом правил работы красками.
Методы, используемые в работе
В ходе работы над проектом я буду использовать как теоретические, так и практические методы.
Методы:
Поиск, изучение и анализ источников информации (книги, интернет).
Сравнительная характеристика материалов для выполнения работы.
Практические приемы выполнения росписи по ткани.
Подготовка презентации.
Межпредметные связи
Для того чтобы подсчитать мои затраты мне необходимы знания математики.
Для грамотного оформления пояснительной записки и составления текста выступления – знания по литературе и русскому языку.
Чтобы выполнить изделие - технология, разделы программы: «Материаловедение», «Художественная обработка материала».
Знания, полученные мною на уроках рисования, помогут сделать эскизы и готовое изделие.
Ну и конечно, чтобы представить свой проект в электронном виде, мне необходимы знания информатики.
Инструменты, приспособления, материалы
Материалы:
Ткань шелк из искусственных волокон.
Краски акриловые.
Резервирующий состав бесцветный.
Восковая свеча.
Резервирующий состав цветной в тюбиках.
Инструменты и приспособления:
Кисти для рисования.
Рамка для натягивания ткани.
Карандаш и ластик.
Емкость для растапливания воска.
Стеклянная трубочка для резерва.
Фен для быстрого высушивания красок и резервирующего раствора.
Основная часть
1. Исследование
1.1. История батика
Изучая литературу, сайты интернет, я расширила свои знания об истории возникновения росписи по ткани.
Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Родиной их считают Китай и Индию.
В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. Рисунки определяли кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика.
Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.
В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей в первой половины 19 века.
Я познакомилась с лучшими образцами, изучила советы по выполнению работы, видами используемых материалов и красителей. Меня очень удивило то, что история возникновения имеет такие древние корни, а также то, что у каждого народа – свои особенности в технике ее выполнения.
1.2. Классификация техник росписи по ткани. Анализ прототипов
Таблица 1
Название техники | Фото (образец) | Краткое описание техники выполнения |
Горячий батик | | При горячем батике расплавленный воск (резерв) применяют как для нанесения контура, так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы защитить их от краски. Рисунки горячего батика менее графичны, наблюдаются переходы тонов - они более живописным. |
Холодный батик | | Резервирующую смесь (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено. |
Свободная роспись | | Выполняется без использования резервных смесей. Рисунок на ткань при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора, красками с загусткой из резерва, печатными красками по тканям, масляными красками. |
Узелковый батик | | Зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. |
Вывод:
Разнообразие техник выполнения росписи по ткани очень большое. Просмотренные работы и техники их выполнения интересные и оригинальные. Но для моего изделия – панно, наиболее подходящим является использование техник холодного и горячего батиков, так как очень увлекательно работать с красками (ведь их цветовая гамма не ограничено), а рисовать с помощью растопленного воска необычное занятие. Работа должна получиться яркой и позитивной. Эти техники были первыми усвоенные мною и это захватывающее ощущение чего - то нового и вовлекло меня в работу.
1.3. Анализ идей и выбор окончательного варианта
Схема 1
Вариант № 1.
Панно в технике вытравки. На мой взгляд, идея интересная, но используется хлорсодержащий отбеливатель. Хлор вреден для здоровья, и поэтому работа в этой технике не безопасна.
Вариант № 2.
Роспись платка в технике холодный батик «незамкнутая графика». На мой взгляд, в этой работе очень много мелких элементов.
Вариант № 3.
Панно в технике холодный батик, замкнутого контура с использованием цветного резерва. Эта работа яркая и интересная. Для новичка она не очень сложная.
Вариант № 4.
Роспись шарфа в технике холодный батик «многослойный». Технические приёмы:
Работа очень сложная для новичка.
Вывод:
После анализа я выбрала вариант № 3, потому что здесь изображены мои любимые цветы. Очень хорошо если это панно будет украшать мою комнату. Но фон этой картины (темно сиреневый) «тяжелый» и излишне строгий. Я сделаю его небесно-голубым, а для создания «легкого», летнего настроения нарисую бабочек.
1.4. Разработка последовательности обработки изделия
Чтобы ничего не упустить в работе, составлю схему размышлений. Это поможет мне сосредоточиться и успешно выполнить проект.
С
Экология и эстетика

хема 2
Панно в технике батик
Технология выполнения
Безопасность труда
Стоимость (материальные затраты)
Материалы, инструменты и оборудование
1.5. Обоснование выбора материалов, инструментов и оборудования
Материалы можно купить в магазине по рукоделию:
Ткани. Искусственный или натуральный шелк. Предварительно хорошо простирать его в ручную, для удаления крахмала и аппрета.
Краски. Акриловые краски по ткани "Decola" разных цветов и оттенков.
Резервирующий состав. Готовый бесцветный раствор из керосина, парафина и резинового клея. Необходимо использовать специальную стеклянную трубочку. Готовый раствор из тюбиков с тонким наконечником, цвета: золото, бронза, серебро.
Воск или парафин. В аптеке парафин или бесцветная восковая «хозяйственная» свеча.
Инструменты, приспособления и оборудование для выполнения панно:
Рамка для натягивания ткани. Специально по размеру работы деревянная рамка, выполненная в школе на уроках технического труда или купленная готовая в магазине по рукоделию.
Кисти. Существую разные кисти, отличающие по материалу: белка, колонок, пони, щетина. Так же они отличаются и по номерам.
Емкость для растапливания воска. Можно использовать металлическую банку из под продуктовых консервов.
Карандаш и бумага. Простой чертежный карандаш мягкостью грифа Т и ТМ. Лист ватмана, для выполнения эскиза в натуральную величину.
Стеклянная трубочка для резервирующего состава. Трубочка с тонким наконечником. Для заполнения ее резервирующим составом, можно использовать медицинскую «грушу».
Утюг. Утюг необходим в работе, он помогает закрепить красители на ткани.
1.6. Организация рабочего места и соблюдение правил безопасной работы
Прежде чем приступить к какому-то виду деятельности надо познакомиться и выучить правила техники безопасной работы с инструментами и приспособлениями. Нельзя недооценивать этот этап работы, так как несоблюдение правил может привести к непоправимым последствиям.
Правила безопасной работы.
С красками:
Перед работой освободить и организовать рабочее место.
При работе с красками одеть рабочую одежду. Желательно не одевать повседневную светлую одежду.
Менять постоянно воду в стаканчике, для споласкивания кистей.
Следить за чистотой рабочего места.
По окончанию работы убрать за собой.
С утюгом:
Перед работой проверить исправность шнура.
Утюг включать и выключать сухими руками, держа за корпус вилки.
Ставить утюг на подставку.
Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
Не оставлять без присмотра.
По окончании работы утюг выключить.
2. Технология выполнения
2.1. Технология выполнения панно
Работа предстоит кропотливая и длительная, так как буду применять два вида техники: холодный (прорисовка цветов и листьев) и горячий (оформление бабочек) батики. Работу нужно выполнять аккуратно и не торопиться.
Технологическая карта изготовления росписи ткани в технике холодного и горячего батиков
Таблица 2
№ | Описание операции | Фотографии | Инструменты, материалы, приспособления и оборудование |
1. | Выполнить эскиз на бумаге в натуральную величину | | Бумага ватман, карандаш ТМ, ластик |
2. | Перевести рисунок на ткань способом «на просвет» | | Ткань, карандаш Т, булавки |
3. | Обвести контур рисунка резервирующим бесцветным составом. Высушить с помощью фена | | Резервирующий состав (бесцветный), фен, ткань с нанесённым рисунком карандашом |
4. | Обвести контур рисунка резервирующим составом бронзового цвета. Высушить с помощью фена | | Резервирующий состав (бронза), фен, ткань с нанесённым рисунком |
5. | Нанести краску на ткань согласно эскизу рисунка. Высушить с помощью фена | | Краски, кисть, фен, эскиз рисунка |
6. | Корректировать контур рисунка, с помощью резерва золотого цвета. Высушить с помощью фена | | Резервирующий состав (золото), фен, ткань с нанесённым рисунком |
7. | Горячим, растопленным воском с помощью жесткой кисти нанести штрихи на крылья бабочек (горячий батик) | | Растопленный воск на «водяной бане», жесткая кисть, металлическая банка |
8. | Нанести краску на рисунок бабочек, согласно выбранному эскизу | | Краски, кисть, фен |
9. | Удалить воск с помощью утюга и листов бумаги | | Утюг, гладильная доска, бумага |
10 | Оформить фон рисунка. Высушить с помощью фена | | Краски, кисти, вода, фен |
11 | Отутюжить готовую работу, через проутюжильник. Для закрепления красок на ткани | | Утюг, гладильная доска, проутюжильник |
12 | Оформить готовый рисунок в рамку | | Рамка, стекло, готовая работа. |
Заключение
Составила примерную смету материальных затрат на мое изделие.
Таблица 3
Материальные затраты
Название продукта | Количество | Стоимость за ед. (руб.) | Стоимость, руб. |
1.Ткань из искусственного шелка | 0,70 м | 120-00 | 84-00 |
2.Краски акриловые | 5 шт. | 80-00 | 400-00 |
3.Кисти для рисования | 3 шт. | 20-00 | 60-00 |
4.Восковая свеча | 1 шт. | 10-00 | 10-00 |
5.Резервирующий состав бесцветный | 1 тюбик | 40-00 | 40-00 |
6.Резервирующий состав цветной в тюбиках | 2 тюбика | 70-00 | 140-00 |
7.Рамка для оформления панно (нашлась дома) | 1 шт. | 800-00 | 800-00 |
ИТОГО | | | 1534-00 |
Вывод:
Стоимость работы – 1534-00 рублей. Аналогичные работы в интернет – магазинах, стоят намного дороже. Поэтому лучше сделать самостоятельно, это будет, выгодно для семейного бюджета.
В своей работе использовала акриловые красители, не имеющие резкого запаха. При работе с бесцветным резервирующим составом (заливала стеклянные трубочки), соблюдала правила безопасной работы: заполняла трубочку резервом с помощью медицинской «груши» и работала с открытыми окнами, когда ни кого не было дома. Сушила быстро, с помощью фена. Закрепляла краску на ткани с помощью горячего утюга. Во время работы я не нанесла вреда своему здоровью и здоровью родных и близких.
Попробую оценить изделие с точки зрения гармонии.
Гармоничная форма – органична и целостна, ее части пропорциональны, цвет ее радует глаз.
Органичность и целостность – в завершенной композиции ничего нельзя изменить без того, чтобы не вызвать изменения целого, без его разрушения.
Композиция картины завершена, главный элемент сюжета – цветы выделены яркими насыщенными красками.
Цвет и цветосочетание - могут быть очень активными, нейтральными, настораживать или расслаблять. У цвета есть качества, которые нужно знать, чтобы анализировать свои ощущения и пользоваться цветом как средством создания гармонической предметной среды.
Цветосочетание красок, отделки (рамка) выбраны не случайно - оранжевый, желтый с цветом молодой зелени и яркие красные бабочки – создают легкое, весеннее нестроение. Эта картина внесла много света в мою комнату.
Вот и закончилась моя работа. Цель и задачи, которые я ставила перед собой в начале работы – выполнила. Теперь панно, сделанное в техниках холодного и горячего батиков моя визитная карточка, так как придает моей комнате неповторимость и индивидуальность, а также очень удачно вписывается в интерьер. Высоко оценили работы родные мне люди: мама и папа.
Результат работы мне нравится.
Рис. 1 Готовое изделие.
Реклама
Техника батик позволяет создать настоящее произведение искусства привносить красоту и исключительность.
Возможность окружать себя красивыми вещами во все времена была признаком высокого статуса человека. Сегодня иметь эксклюзивную вещь или предмет одежды ручной работы – признак хорошего вкуса и способности ценить прекрасное.
Хотите преобразить интерьер вашей квартиры? Мы поможем Вам это сделать с небольшими вложениями!
Наш адрес г. Нефтеюганск, 7 микрорайон, дом 31
Список используемой литературы
Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. -208 с.
Сайты в интернет:
http://www.narodko.ru/article/bati/ro/
http://www.goodhouse.ru/home/DIY/349200/
http://probatik.ru/chtonado.html
http://okgams-batik.narod.ru/batik.html