Горкинская ОШ
Проектная задача
Журнал «Осенние странички»
Подготовила: учитель начальных классов
Кремнёва Т.О.
2019 г.
Паспорт проектной задачи
Тип проектной задачи | Межпредметная (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология) проектная, одновозрастная задача. |
Место проектной задачи в образовательном процессе | Конец 1 четверти 4 классе рекомендуемое время проведения – до 3-х уроков. |
Дидактические цели | Комплексное использование освоенных языковых, математических и технологических умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации. Формирования умения критически относиться к произведённым действиям. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно – распределительная деятельность при решении ряда практических задач. |
Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача | Предметные Умение находить периметр прямоугольника по заданным величинам. Умение читать технологическую карту изготовления поделки. Умение орфографически и грамматически верно восстанавливать пропуски букв в словах. Умение дополнять и корректировать текст в соответствии с задачей. Метапредметные 1.Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию. 2. Умения распределения заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников. 3.Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания); 4. Умение планировать и регулировать работу; 5. Умение читать схемы и таблицы; 6. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация навыков усвоения предметного материала. Умение применить предметные навыки в нестандартных ситуациях. Умение обобщить полученную информацию и создать конечный «продукт» - журнал. |
Критерии оценивания | Правильность выполнения предметных заданий Оптимальность «наполнения» журнала. Продуктивность взаимодействия учащихся. |
Образовательные ресурсы | Репродукции картин русских художников, дидактический материал, листы А4,цветные карандаши, фломастеры, краски ,клей, смартфон. |
2. Замысел проектной задачи
Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске журнала, посвящённого осеннему времени года.
Проектная задача состоит из семи заданий, выполнение которых возможно в любой последовательности. Класс делится на малые группы (4-5 чел.), каждая из которых независимо от других участвует в разработке своего проекта журнала.
Результат, который должны получить дети: журнал, состоящий из 5-6 страниц.
Для выполнения учебной задачи рекомендуется выделить до трех уроков учебного времени.
Задание №1
Обучающимся необходимо выбрать название журнала и определить соответствующие рубрики.
Результат выполнения задания – обложка журнала.
Задание №2
Перевод практической задачи в учебную: применить умения вычислять периметр по заданным сторонам.
Результат выполнения задания – рамки для заметок.
Задание №3
Проанализировать и распределить по группам пословицы и приметы, относящиеся к осени.
Результат выполнения задания – материал для рубрики.
Задание №4
Выбрать из представленных репродукций картин известных русских художников ту, которая бы соответствовала содержанию журнала, С помощью QR кода найти информацию о картине.
Результат выполнения задания – материал для рубрики.
Задание №5
Выбрать из представленного материала стихотворения на соответствующую тему и восстановить слова исходя из общего смысла предложения.
Задание №6
Ученикам необходимо определить последовательность выполнения изделия, сформулировать этапы работы в виде записи отдельных действий. Предоставить изделие.
Результат выполнения задания – запись предложений (примерное содержание):
Подготовь бумагу, простой карандаш , клей , ножницы;
Отмерь;
Проведи линии;
Отрежь;
Соедини.
Изделие «Осенний ковёр»
Задание №7
Восстановить заметки на основе знаний орфографических норм русского языка и знаний структуры однокоренных слов. Учащиеся должны продемонстрировать навыки орфографически верного написания слов и дополнить заметку.
Результат выполнения задания – варианты заметок.
Итоговое задание
Синтез результатов, полученных во всех заданиях: составление оптимального варианта журнала.
После выполнения заданий проектной задачи происходит защита своей групповой работы.
3. Содержание проектной задачи
Учитель сообщает, что городское издательство «Колобок» предлагает выполнить заказ на выпуск художественно-публицистического журнала об осени. Каждая группа должна самостоятельно обсудить и выбрать название журнала и его рубрики.
Перед началом работы определить, кто будет отвечать за выпуск журнала (редактор), за оформление (художник-оформитель), за выбор материала (корреспондент), кто будет журналистом.
Задание №1
Выберите название журнала, обратите внимание на вид, цвет и размер шрифта. Название определяет содержание.
Определите рубрики:
Поэтическая страничка;
Литературная страничка;
Сделай сам;
В мире пословиц (примет)
Творческая страничка.
Занимательная страничка.
Помните, в каждом разделе должна быть соответствующая информация. Можно придумать свой дополнительный раздел.
Варианты названия журнала:
Волшебница осень
Красавица осень
Терем расписной
Осенние сказки
Оформите обложку в зависимости от названия. Можете выбрать соответствующую иллюстрацию из предложенных раскрасок:
Не забудьте указать номер и год издания.
Справка для любознательных
Первый журнал появился в Европе во 2-ой половине 17 века и назывался он “Журнал ученых”. В России журнал тоже вышел в свет в 1769 году и назывался “Трутень”. Но он просуществовал не долго. Первые журналы, которые выходили в России: “Живописец”, “Кошелек”. А для детей – “Детское чтение для сердца и разума” (1785-1789)
Задание №2
Все заметки должны быть в соответствующих рамках.
На какую геометрическую фигуру похожа рамка? (прямоугольник).
На листах будущего журнала подготовьте рамки по заданным сторонам:
1 рамка - длина 10 см, ширина 5 см.
2 рамка - длина на 3 см больше, а ширина на 2 см короче, чем у первой рамки.
3 рамка - длина на 1 см короче, а ширина на 1 см длиннее, чем у первой рамки.
Периметр какой рамки будет самым большим? Самым маленьким? Результаты занесите в таблицу:
| Длина | Ширина | Решение | Периметр |
1 рамка | 10 см | 5 см | | |
2 рамка | | | | |
3 рамка | | | | |
Задание №3
Народ придумал много метких выражений об осени. Кроме этого, люди издавна наблюдали за поведением животных и особенностями явлений неживой природы осенью. В результате родились пословицы и приметы:
Осенью и воробей богат.
Если орехов много, а грибов мало — зима будет суровой.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.
Птицы улетают низко – к теплой зиме, а если летят высоко – к холодной зиме.
Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме. Раннее опадание листвы — к ранней зиме. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Осень — погод восемь.
Правда, в материалах для журнала они попали в общую копилку. Отберите именно те высказывания, которые будут в выбранной вами рубрике: «В мире пословиц» или «В мире примет».
Задание №4
Почувствовать самобытность осени мы можем через творчество известных художников.
Выберите из представленных репродукций картин художников ту, которая бы соответствовала содержанию журнала. Вы уже умеете добывать информацию с помощью QR кода. Узнайте по QR коду автора и название картины. Познакомьте будущих читателей с найденной информацией по плану:
Автор__________________________
Название _______________________
Год написания___________________
Музей _________________________
(При помощи учителя по сматфону считывание QR кода. )
Задание №5
Иллюстративный материал (репродукции картин) в журнале часто сопровождается строчками из стихотворений. Подберите стихотворения и вырежьте их из общего списка. Будьте внимательны: не все стихотворения подходят к выбранной тематике журнала. Кроме этого, в некоторых словах убежали буквы. Восстановите их исходя из общего смысла предложения.
Поздняя осень У берега несмело Ложится хрупкий лед. Печально туча серая По дну пруда плывет. Суровой дышит осенью Прозрачная вода. Д…..я листья сбросили, Встречая холода. (Г. Ладонщиков) | Роща золотая Осень! Роща золотая! Золотая, синяя, А над рощей пролетает Стая журавлиная. Высоко под о……и Гуси откликаются, С дальним озером, с полями Навсегда прощаются. (А. Пришелец) | Ковровые дорожки За осенними тучами где-то Журавлиный затих разговор. На дорожки, где бегало лето, Разноцветный улёгся к….р. Воробей загрустил за окошком, Непривычно притихли дома. По осенним ковровым дорожкам Незаметно приходит зима. (В. Орлов) |
Снегири Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей. Прилетели, прилетели, Стайку встретили метели! А Мороз-Красный Нос Им рябинки принес. Хорошо подсластил. Зимним вечером поздним Ярко-алые грозди. ( А. Прокофьев) | Волшебник Мороз – волшебник! Это видно сразу: Я свой альбом еще не открывал, А он уже Без кисточек, без красок Все окна за ночь нам разрисовал! (К. Билич) | Рябинушка Посмотри! Покраснели о….ы, В шалях жёлтых берёзки стоят… У лесной примадонны рябины Бусы алым рубином горят. Нарядилась, как будто царевна, На роскошном осеннем пиру. Ей лесная русалка, наверно, Заплетала косу поутру. (Л. Чадова) |
Задание №6
В одном из стихотворений есть такая строчка:
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.
В каком значении употреблено слово ковёр?
Почему поэт использовал это слово?
Для рубрики «Сделай сам» попробуем сделать поделку, в которой объединим прямое и переносное значение слова «ковёр». Наше изделие будет называться «осенний ковёр».
Подумайте, какого цвета бумага вам понадобится, определите порядок работы, запишите его с помощью слов-действий. Выполните образец коврика и наклейте на страницу будущего журнала.
Инструкция (примерная)
1. Подготовь бумагу, простой карандаш , клей , ножницы;
2. Отмерь;
3. Проведи линии;
4. Отрежь;
5. Соедини.
Задание №7
И, конечно же, какой журнал без заметок. Перед вами 2 заметки, одну из которых надо подкорректировать, заменив словосочетания однокоренными словами, а вторую дополнить. После окончания работы наклейте их в соотвествующие по размеру подготовленные рамки (см. задание №2)
1. Наступила волшебница осень. Деревьям, у которых есть листья, она дарит золотые наряды. Маленькие листья шелестят на ветру. Скоро будет падать лист.
2. Наступила волшебница осень. _________________ деревьям она дарит золотые наряды. _________________ шелестят на ветру. Скоро будет ________________________ ._________________ ______________ ______________ осень.
Деревья _______________ ______________ ______________.
Небо ______________ _________________ ______________ .
_____________ солнышко ______________ _______________ .
Итоговое задание
Сформируйте ваш журнал из получившихся отдельных страниц, оформите (не забудьте в конце журнала перечислить авторский коллектив и указать имя главного редактора) и прорекламируйте, используя карточку-подсказку:
Наш номер называется __________________________.
Мы выбрали такое название, потому что _____________________.
Мы думаем, что к нашему номеру журнала подходят такие материалы, как _________.
Наше впечатление от работы _________________________.
Рефлексия
Оцени по 10-балльной шкале 1____2_____3_____4_____5_____6_____7_____8_____9_____10
Насколько интересной показалась тебе проектная задача.
Насколько сложными оказались для тебя предложенные задания.
Насколько полезен ты оказался в совместной работе.
Насколько дружно работала твоя группа.
Издательство «Колобок» благодарит вас за помощь! Желает первому номеру вашего журнала выйти в печать и получить признание читателей!
14