СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная задача «Наша родная страна от края до края».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная задача по окружающему миру "Наша родная страна от края до края" для 4-го класса.  Систематизация знаний по темам: климат и природные зоны, наша страна.

Просмотр содержимого документа
«Проектная задача «Наша родная страна от края до края».»

«Наша родная страна от края до края».

Тип проектной задачи

Предметная проектная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

5 уроков

Дидактические цели

Закрепление знаний о природных зонах России.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметный:

- Описывают климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Метапредметные:

Познавательные:

- осуществляют поиск необходимой информации и извлекают ее;

- анализируют информацию и соотносят её с имеющимися знаниями, опытом.

- производят операцию сравнения.

Регулятивные:

- осуществляют контроль процесса и результаты своей деятельности,

Коммуникативные:

- принимают участие при работе в парах, используя при этом речевые и другие коммуникативные средства.

Личностные:

- проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем


Планируемые педагогический результат

Метапредметные:

Познавательные:

- осуществляют поиск необходимой информации и извлекают ее;

- анализируют информацию и соотносят её с имеющимися знаниями, опытом.

- производят операцию сравнения.

Регулятивные:

- осуществляют контроль процесса и результаты своей деятельности,

Коммуникативные:

- принимают участие при работе в парах, используя при этом речевые и другие коммуникативные средства.

Критерии оценивания


Продукт деятельности

Энциклопедия

Оборудование

Атлас, картон, фломастеры, белая бумага, раздаточный материал, карандаши, клей.



Обучающиеся будут разделены на 7 групп, каждая из групп будет выполнять задание по той природной зоне, которая им достанется по жеребьевке.

«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишу я вам из 23 века. Недавно я нашел документы, в которых говорилось о том, что на норвежском острове Шпицберген, среди ледников и горных вершин, в арктическом климате расположено Всемирное семенохранилище. В тоннеле-хранилище на 120-метровой глубине законсервированы образцы семян основных сельскохозяйственных культур. Еще я узнал, что в США в Сан-Диего при зоопарке работает «зоологический банк», в котором хранится около 8400 образцов: ДНК 800 видов зверей, птиц, пресмыкающихся и земноводных, а также ДНК человека. Я прошу вас помочь мне узнать какие растения и животные были в ваше время, какой труд и быт был у людей. Для этого я отправляю вам ряд заданий, а вам будет необходимо составить собственную энциклопедию и отправить ее мне». С уважением, профессор Иванов.





Прежде чем мы приступим к созданию энциклопедии, нам нужно разобраться что такое энциклопедия и ее структуру.

Для этого сейчас каждая группа поработает с энциклопедией и попробует выделить структуру энциклопедии и определить, что такое энциклопедия.

(После того, как обучающиеся поработают с энциклопедиями идет фронтальное обсуждение)

Энциклопедия это — книги, содержащие отобранные в определенной системе научные сведения о явлениях природы и общественной жизни. В энциклопедиях кратко излагается то, что известно людям о природе, народах, хозяйстве, науке, технике, культуре и искусстве.

(Важно, например, «начало» книги - ее обложка, титул, первые страницы - как они вводят в тему книги, ее эмоциональный настрой. При конструировании книги художнику необходимо выразительно строить внешнее оформление, содержание книги, ее аннотацию, т.е. те элементы, которые, раскрывая содержание, могут привлечь, заинтересовать читателя.)

Структура энциклопедии:

- обложка

- титульный лист. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания. 

- аннотация. Краткая характеристика книги, включающая сведения о содержании.

- содержательная часть

Сейчас каждая группа составит свой эскиз энциклопедии. После того как все группы составят эскиз, по очереди каждая группа представит полученный эскиз.

Профессор Иванов отправил вам первое задание.

1 задание: Прочитайте текст и заполните таблицу. Полученную таблицу поместите на лист энциклопедии.

Арктика расположена в северных районах России, на островах Северного Ледовитого океана. Летом солнце здесь подолгу не заходит за горизонт — стоит полярный день, зимой, наоборот, царит полярная ночь. Здесь очень суровые погодные условия: холодно, вся поверхность покрыта льдом и снегом, по несколько дней бушует пурга. Покров представлен мхами и лишайниками. В относительно короткое лето, когда температуры почвы может прогреться до 20°C растительный покров немного разнообразнее. Из растений – осока, мхи, лишайники. В виду жестких погодных условий животный мир тоже не разнообразен. Для животных этой полосы главное не переохлаждаться, поэтому у всех здесь имеет солидный запас подкожного жира, который выполняет роль грелки. Здесь можно встретить таких животных как: северные олени, овцебыки, белые медведи, песцы, зайцы, лемминги. Из птиц встречаются белые сов, куропатки, куры. Арктические моря полны тюленей, моржей, белух и нарвалов. Только здесь можно увидеть самое большое водное млекопитающее – гренландского кита. Несмотря на то, что территория малопригодна для комфортного жительства, здесь все же проживают люди. Коренные народы Арктики представлены эскимосами, иннуитами. Люди в основном занимаются здесь оленеводством и добычей рыбы.

Природная зона


Положение зоны


Климат


Растения


Животные


Птицы


Занятия населения




Вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина. Зима в тундре долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50 º). Летом температура повышается не выше +10 º. В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. Зимой по несколько дней свирепствует пурга. На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Растений в тундре очень мало. Растительность представлена мхами, лишайниками, кустарниками. Ягель («олений мох») – это лишайник, который является основной пищей северных оленей. Среди кустарников распространены карликовая береза и полярная ива. Из ягод растут морошка, голубика и брусника. Из млекопитающих в тундре водятся северные олени, волки, зайцы, лемминги. Из птиц постоянно живут в тундре белая куропатка, полярная сова и гагара. Коренными жителями являются ненцы, саамы, манси, ханты. Они разводят оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей, собирают гагачий пух.

Природная зона


Положение зоны


Климат


Растения


Животные


Птицы


Занятия населения




Тайга располагается южнее зоны тундры. Зима в тайге очень холодная, а лето намного теплее, чем в тундре. В тайге растут такие хвойные деревья, как ели, пихты, сосны, лиственницы, кедровые сосны. Очень редко встречаются лиственные деревья: береза, липа, ольха, осины, клен. В тайге много разнообразных представителей животного мира: бурый медведь, куница, барсук, бурундук, росомаха, волк, заяц, лисица, лось, выдры, бобры, а также водятся ящерицы, гадюки. Из птиц обитают такие, как сойка, кедровка, глухарь, дятел. Человек в тайге занимается такой деятельностью, как добыча полезных ископаемых, оленеводство, охота и рыболовство, заготовка и переработка древесины.

Природная зона


Положение зоны


Климат


Растения


Животные


Птицы


Занятия населения




К югу от тайги располагаются смешанные леса. И что же собой представляют смешанные леса? Уже по названию можно понять, что на данной территории что – то смешано. Это легко понять. Так вот, смешаны 2 вида деревьев – хвойные и лиственные. лето продолжительное и теплое, а зима мягкая и снежная. Более теплый и влажный климат благоприятно сказывается на росте разнообразной растительности. Так, например, среди растений распространены липы, дубы, клены, осины, ясени, березы. В лесной зоне обитают олени, кабаны, лисы, волки, белки, куницы, тетерева.

Природная зона


Положение зоны


Климат


Растения


Животные


Птицы


Занятия населения




Зона степей располагается к югу от лесной зоны. Лето в степи длительное, засушливое, с небольшим количеством осадков. Средняя температура 20–22º, но иногда может повышаться до 40 º. Зима короткая и относительно теплая от -20 до -35. Лишь изредка температура воздуха понижается до -40º. Степь покрыта травянистыми растениями такими, как маки, ирисы, фиалки, тюльпаны, ковыль. Животных в степи не очень мало. Самое крупное из них – сайгак. Также там обитают волки, лисицы, сурки, тушканчики, полевки, суслики, хомяки. Из птиц водятся дрофа, степной орел, серая куропатка, степной жаворонок, журавль. Человек использует степи под сельскохозяйственные поля и пастбища.

Природная зона


Положение зоны


Климат


Растения


Животные


Птицы


Занятия населения




Пустыня: К югу от зоны степей климат еще теплее и суше, солнце накаляет землю, а дождей практически нет. Здесь и располагаются пустыни. Пустыни отличаются от других зон тем, что в них очень мало влаги. Пустыни бывают песчаные и глиняные. Многие растения пустынь способны сохранять воду в толстых стеблях и листьях. На территории пусть расположились такие растения, как саксаул, верблюжья колючка, белая полынь, колосняк. В пустыне водятся животные: тушканчики, желтый суслик, песчанка, степная гадюка, ящерицы, ушастый ёж, маленькая лисичка корсак, сайгаки, верблюды. Основное занятие населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых землях.

Природная зона


Положение зоны


Климат


Растения


Животные


Птицы


Занятия населения




Для субтропиков характерно продолжительное лето и короткая зима. Летом температура в среднем составляет +20, а зимой редкие заморозки не превышают – 10. Зимой здесь идут дожди, снег выпадает редко и быстро тает. Такой климат формируется благодаря морю и Кавказским горам. В субтропиках растут такие растения как, кипарисы, пальмы, магнолии, каштаны, дубы. В субтропиках водятся интересные насекомые: богомолы, жужелицы кавказские, жуки-светлячки; а также птицы: баклан, чайка. Также там обитают такие крупные млекопитающие, как кавказский бурый медведь, енот-полоскун, косули, рыси. Здесь люди выращивают виноград, фрукты, оливки, злаки, арбузы и дыни.



Природная зона


Положение зоны


Климат


Растения


Животные


Птицы


Занятия населения




Наш гость из будущего отправил вам второе задание.

2 задание: Используя атлас, найдите свою климатическую зону и закрасьте ее. Выполненные работы поместите на лист энциклопедии.



Пришло третье задание от профессора Иванова.

3 задание: Опишите положение зоны и климат, используя атлас.

В описании у вас должно быть отражено положение относительно морей, океанов, других климатических зон.

4 задание: В четвертом задании профессор Иванов сообщает, что из ниже предложенных растений нужно выбрать те, которые соответствуют вашей природной зоне, описать их и поместить на лист энциклопедии.

Мох

Карликовая береза

Пихта





Береза

Ирисы





Каксаул

Пальма





Осока

Ягель







Ель

Клен





Ковыль

Верблюжья колючка







Магнолия





5 задание: Составьте 3 вопроса относительно растений, соответствующих вашей природной зоне.

6 задание: Из ниже предложенных животных выберете те, которые соответствуют вашей природной зоне.



Белый медведь

Лемминг





Росомаха

Куница





Сайгак

Тушканчик





Енот-полоскун

Гагара



Морж

Кедровка





Тетерев

Дрофа



Корсак

Баклан





7 задание: Составьте 3 вопроса про животных, связанных с вашей природной зоной.

9 задание: Вспомните труд и быт народа относительно вашей природной зоны. Зарисуйте и подпиши.







Критерии оценивания:

2 б – соответствие критерию

1 б - частично соответствует критерию

0 – не соответствует критерию

Критерии оценивания

Количество баллов

Выдержана структура энциклопедии


Материал понятен для восприятия


Присутствует наглядный материал (рисунки)


Представлены все природные зоны


Присутствуют интерактивные задания (4 задания)






Источники информации:

https://vk.com/doc70363868_653482419?hash=5yuMZrE8pIZoPAtTVZ7JrOy6qvtKIiHlkPRNnIVemfs&dl=DHUZRm6jxZA1ldAhMKhKurN5bERhQsQhnNx3TLQ4fxg

https://vk.com/doc70363868_653482420?hash=hrUgOAvzjxYJ7IndeR8S5az0f4Hk8zdQpo6CZQvfA8w&dl=zdUxD6AR7cYZGQyvh1qklh2ioOAzszbMkzLJ5ZpKbuz

https://ifap.ru/library/gost/70142011.pdf

https://sitekid.ru/planeta_zemlya/arktika.html

https://ecoportal.info/tundra/

https://kipmu.ru/tajga/

https://animals-wild.ru/biologiya/2116-smeshannyy-les.html

https://kipmu.ru/step/

https://kipmu.ru/pustynya/

https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir/subtropici



продукт:

Энциклопедия














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!