«Наша родная страна от края до края».
Тип проектной задачи | Предметная проектная задача |
Место проектной задачи в образовательном процессе | 5 уроков |
Дидактические цели | Закрепление знаний о природных зонах России. |
Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача | Предметный: - Описывают климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Метапредметные: Познавательные: - осуществляют поиск необходимой информации и извлекают ее; - анализируют информацию и соотносят её с имеющимися знаниями, опытом. - производят операцию сравнения. Регулятивные: - осуществляют контроль процесса и результаты своей деятельности, Коммуникативные: - принимают участие при работе в парах, используя при этом речевые и другие коммуникативные средства. Личностные: - проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем |
Планируемые педагогический результат | Метапредметные: Познавательные: - осуществляют поиск необходимой информации и извлекают ее; - анализируют информацию и соотносят её с имеющимися знаниями, опытом. - производят операцию сравнения. Регулятивные: - осуществляют контроль процесса и результаты своей деятельности, Коммуникативные: - принимают участие при работе в парах, используя при этом речевые и другие коммуникативные средства. |
Критерии оценивания | |
Продукт деятельности | Энциклопедия |
Оборудование | Атлас, картон, фломастеры, белая бумага, раздаточный материал, карандаши, клей. |
Обучающиеся будут разделены на 7 групп, каждая из групп будет выполнять задание по той природной зоне, которая им достанется по жеребьевке.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишу я вам из 23 века. Недавно я нашел документы, в которых говорилось о том, что на норвежском острове Шпицберген, среди ледников и горных вершин, в арктическом климате расположено Всемирное семенохранилище. В тоннеле-хранилище на 120-метровой глубине законсервированы образцы семян основных сельскохозяйственных культур. Еще я узнал, что в США в Сан-Диего при зоопарке работает «зоологический банк», в котором хранится около 8400 образцов: ДНК 800 видов зверей, птиц, пресмыкающихся и земноводных, а также ДНК человека. Я прошу вас помочь мне узнать какие растения и животные были в ваше время, какой труд и быт был у людей. Для этого я отправляю вам ряд заданий, а вам будет необходимо составить собственную энциклопедию и отправить ее мне». С уважением, профессор Иванов.
Прежде чем мы приступим к созданию энциклопедии, нам нужно разобраться что такое энциклопедия и ее структуру.
Для этого сейчас каждая группа поработает с энциклопедией и попробует выделить структуру энциклопедии и определить, что такое энциклопедия.
(После того, как обучающиеся поработают с энциклопедиями идет фронтальное обсуждение)
Энциклопедия это — книги, содержащие отобранные в определенной системе научные сведения о явлениях природы и общественной жизни. В энциклопедиях кратко излагается то, что известно людям о природе, народах, хозяйстве, науке, технике, культуре и искусстве.
(Важно, например, «начало» книги - ее обложка, титул, первые страницы - как они вводят в тему книги, ее эмоциональный настрой. При конструировании книги художнику необходимо выразительно строить внешнее оформление, содержание книги, ее аннотацию, т.е. те элементы, которые, раскрывая содержание, могут привлечь, заинтересовать читателя.)
Структура энциклопедии:
- обложка
- титульный лист. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания.
- аннотация. Краткая характеристика книги, включающая сведения о содержании.
- содержательная часть
Сейчас каждая группа составит свой эскиз энциклопедии. После того как все группы составят эскиз, по очереди каждая группа представит полученный эскиз.
Профессор Иванов отправил вам первое задание.
1 задание: Прочитайте текст и заполните таблицу. Полученную таблицу поместите на лист энциклопедии.
Арктика расположена в северных районах России, на островах Северного Ледовитого океана. Летом солнце здесь подолгу не заходит за горизонт — стоит полярный день, зимой, наоборот, царит полярная ночь. Здесь очень суровые погодные условия: холодно, вся поверхность покрыта льдом и снегом, по несколько дней бушует пурга. Покров представлен мхами и лишайниками. В относительно короткое лето, когда температуры почвы может прогреться до 20°C растительный покров немного разнообразнее. Из растений – осока, мхи, лишайники. В виду жестких погодных условий животный мир тоже не разнообразен. Для животных этой полосы главное не переохлаждаться, поэтому у всех здесь имеет солидный запас подкожного жира, который выполняет роль грелки. Здесь можно встретить таких животных как: северные олени, овцебыки, белые медведи, песцы, зайцы, лемминги. Из птиц встречаются белые сов, куропатки, куры. Арктические моря полны тюленей, моржей, белух и нарвалов. Только здесь можно увидеть самое большое водное млекопитающее – гренландского кита. Несмотря на то, что территория малопригодна для комфортного жительства, здесь все же проживают люди. Коренные народы Арктики представлены эскимосами, иннуитами. Люди в основном занимаются здесь оленеводством и добычей рыбы.
Природная зона | |
Положение зоны | |
Климат | |
Растения | |
Животные | |
Птицы | |
Занятия населения | |
Вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина. Зима в тундре долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50 º). Летом температура повышается не выше +10 º. В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. Зимой по несколько дней свирепствует пурга. На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Растений в тундре очень мало. Растительность представлена мхами, лишайниками, кустарниками. Ягель («олений мох») – это лишайник, который является основной пищей северных оленей. Среди кустарников распространены карликовая береза и полярная ива. Из ягод растут морошка, голубика и брусника. Из млекопитающих в тундре водятся северные олени, волки, зайцы, лемминги. Из птиц постоянно живут в тундре белая куропатка, полярная сова и гагара. Коренными жителями являются ненцы, саамы, манси, ханты. Они разводят оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей, собирают гагачий пух.
Природная зона | |
Положение зоны | |
Климат | |
Растения | |
Животные | |
Птицы | |
Занятия населения | |
Тайга располагается южнее зоны тундры. Зима в тайге очень холодная, а лето намного теплее, чем в тундре. В тайге растут такие хвойные деревья, как ели, пихты, сосны, лиственницы, кедровые сосны. Очень редко встречаются лиственные деревья: береза, липа, ольха, осины, клен. В тайге много разнообразных представителей животного мира: бурый медведь, куница, барсук, бурундук, росомаха, волк, заяц, лисица, лось, выдры, бобры, а также водятся ящерицы, гадюки. Из птиц обитают такие, как сойка, кедровка, глухарь, дятел. Человек в тайге занимается такой деятельностью, как добыча полезных ископаемых, оленеводство, охота и рыболовство, заготовка и переработка древесины.
Природная зона | |
Положение зоны | |
Климат | |
Растения | |
Животные | |
Птицы | |
Занятия населения | |
К югу от тайги располагаются смешанные леса. И что же собой представляют смешанные леса? Уже по названию можно понять, что на данной территории что – то смешано. Это легко понять. Так вот, смешаны 2 вида деревьев – хвойные и лиственные. лето продолжительное и теплое, а зима мягкая и снежная. Более теплый и влажный климат благоприятно сказывается на росте разнообразной растительности. Так, например, среди растений распространены липы, дубы, клены, осины, ясени, березы. В лесной зоне обитают олени, кабаны, лисы, волки, белки, куницы, тетерева.
Природная зона | |
Положение зоны | |
Климат | |
Растения | |
Животные | |
Птицы | |
Занятия населения | |
Зона степей располагается к югу от лесной зоны. Лето в степи длительное, засушливое, с небольшим количеством осадков. Средняя температура 20–22º, но иногда может повышаться до 40 º. Зима короткая и относительно теплая от -20 до -35. Лишь изредка температура воздуха понижается до -40º. Степь покрыта травянистыми растениями такими, как маки, ирисы, фиалки, тюльпаны, ковыль. Животных в степи не очень мало. Самое крупное из них – сайгак. Также там обитают волки, лисицы, сурки, тушканчики, полевки, суслики, хомяки. Из птиц водятся дрофа, степной орел, серая куропатка, степной жаворонок, журавль. Человек использует степи под сельскохозяйственные поля и пастбища.
Природная зона | |
Положение зоны | |
Климат | |
Растения | |
Животные | |
Птицы | |
Занятия населения | |
Пустыня: К югу от зоны степей климат еще теплее и суше, солнце накаляет землю, а дождей практически нет. Здесь и располагаются пустыни. Пустыни отличаются от других зон тем, что в них очень мало влаги. Пустыни бывают песчаные и глиняные. Многие растения пустынь способны сохранять воду в толстых стеблях и листьях. На территории пусть расположились такие растения, как саксаул, верблюжья колючка, белая полынь, колосняк. В пустыне водятся животные: тушканчики, желтый суслик, песчанка, степная гадюка, ящерицы, ушастый ёж, маленькая лисичка корсак, сайгаки, верблюды. Основное занятие населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых землях.
Природная зона | |
Положение зоны | |
Климат | |
Растения | |
Животные | |
Птицы | |
Занятия населения | |
Для субтропиков характерно продолжительное лето и короткая зима. Летом температура в среднем составляет +20, а зимой редкие заморозки не превышают – 10. Зимой здесь идут дожди, снег выпадает редко и быстро тает. Такой климат формируется благодаря морю и Кавказским горам. В субтропиках растут такие растения как, кипарисы, пальмы, магнолии, каштаны, дубы. В субтропиках водятся интересные насекомые: богомолы, жужелицы кавказские, жуки-светлячки; а также птицы: баклан, чайка. Также там обитают такие крупные млекопитающие, как кавказский бурый медведь, енот-полоскун, косули, рыси. Здесь люди выращивают виноград, фрукты, оливки, злаки, арбузы и дыни.
Природная зона | |
Положение зоны | |
Климат | |
Растения | |
Животные | |
Птицы | |
Занятия населения | |
Наш гость из будущего отправил вам второе задание.
2 задание: Используя атлас, найдите свою климатическую зону и закрасьте ее. Выполненные работы поместите на лист энциклопедии.
Пришло третье задание от профессора Иванова.
3 задание: Опишите положение зоны и климат, используя атлас.
В описании у вас должно быть отражено положение относительно морей, океанов, других климатических зон.
4 задание: В четвертом задании профессор Иванов сообщает, что из ниже предложенных растений нужно выбрать те, которые соответствуют вашей природной зоне, описать их и поместить на лист энциклопедии.
Мох
Карликовая береза
Пихта
Береза
Ирисы
Каксаул
Пальма
Осока
Ягель
Ель
Клен
Ковыль
Верблюжья колючка
Магнолия
5 задание: Составьте 3 вопроса относительно растений, соответствующих вашей природной зоне.
6 задание: Из ниже предложенных животных выберете те, которые соответствуют вашей природной зоне.
Белый медведь
Лемминг
Росомаха
Куница
Сайгак
Тушканчик
Енот-полоскун
Гагара
Морж
Кедровка
Тетерев
Дрофа
Корсак
Баклан
7 задание: Составьте 3 вопроса про животных, связанных с вашей природной зоной.
9 задание: Вспомните труд и быт народа относительно вашей природной зоны. Зарисуйте и подпиши.
Критерии оценивания:
2 б – соответствие критерию
1 б - частично соответствует критерию
0 – не соответствует критерию
Критерии оценивания | Количество баллов |
Выдержана структура энциклопедии | |
Материал понятен для восприятия | |
Присутствует наглядный материал (рисунки) | |
Представлены все природные зоны | |
Присутствуют интерактивные задания (4 задания) | |
Источники информации:
https://vk.com/doc70363868_653482419?hash=5yuMZrE8pIZoPAtTVZ7JrOy6qvtKIiHlkPRNnIVemfs&dl=DHUZRm6jxZA1ldAhMKhKurN5bERhQsQhnNx3TLQ4fxg
https://vk.com/doc70363868_653482420?hash=hrUgOAvzjxYJ7IndeR8S5az0f4Hk8zdQpo6CZQvfA8w&dl=zdUxD6AR7cYZGQyvh1qklh2ioOAzszbMkzLJ5ZpKbuz
https://ifap.ru/library/gost/70142011.pdf
https://sitekid.ru/planeta_zemlya/arktika.html
https://ecoportal.info/tundra/
https://kipmu.ru/tajga/
https://animals-wild.ru/biologiya/2116-smeshannyy-les.html
https://kipmu.ru/step/
https://kipmu.ru/pustynya/
https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir/subtropici
продукт:
Энциклопедия