«Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии»
МБОУ «СОШ № 7» г. Аши
Челябинской области
Учитель географии
Высшей квалификационной категории
Ахметова Алла Николаевна
На VI съезде Всероссийского педагогического собрания В.В. Путин сказал: «Сегодня технологии обновляются с огромной скоростью, и для человека не только важны конкретные, узконаправленные умения и навыки, … но способность к постоянному развитию, овладению новой квалификацией. Необходимо развивать такие качества, как критичность мышления, умение находить информацию, анализировать её, работать с ней. Образовательный процесс должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности».
Сейчас учителям, приходится по-новому перестраивать свою работу. Искать способы перехода от «школы объяснения» к «школе развития», от «ученика слушающего» к ученику «ищущему», от обучаемого к учащемуся.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида работы учащихся - проектной деятельности. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, она является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.
В результате работы над проектом школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предмету, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
В своей практике я применяю следующие виды проектов. Географию по федеральным государственным образовательным стандартам начинают изучать в 5 классе. И уже с 5 класса начинаю вводить элементы проектной деятельности и простые мини-проекты. По темам «История географических открытий» ребятам предлагалось сделать творческие проекты - это рисунки или макеты кораблей (джонка, драккар, плот Кон- Тики). В конце пятого класса был предложен обобщающий проект «Книга рекордов по материкам».
В 6 классе примеры проектов: Наглядное пособие: водные богатства родного края. Творческий проект по природным зонам.
В 7 классе, Создаются виртуальные экскурсии, отчеты экспедиций, рекламы. Детям очень нравятся имитационные уроки, когда воплощаются в какую-то роль, примеряют на себе разные профессии: этнографа, репортера, журналиста. Составление туристического плана – проспекта путешествия по изучаемым материкам.
В 8 классе предлагаются проекты по крупным природным районам России.
В нашей школе реализуется программа внеурочной деятельности «Занимательная география» составленная на основе школьной программы, но более расширенно. Программа разработана блоками с пятого по девятый класс, по завершению блока ребята делают и защищают проекты группами: например в пятом классе ««Первые карты Эратосфена», Современные экспедиции и исследования», творческий проект Фотоколлаж «Природные зоны в мультфильмах».
В шестом классе: творческий проект: Фотоколлаж «Вулканы Земли», "Сказочная карта Европы".
В седьмом классе: творческие проекты: фотоколлажи «Водопады мира», «Пещеры мира»
Ребята отмечают, что над проектами им работать гораздо интереснее, чем пересказывать параграф или отвечать на вопросы, такая работа позволяет им лучше узнавать то, что их окружает, в том числе и свой край, осваивать глубже темы по географии.
Считаю, что проектная деятельность - необходимый компонент системы современного образования, так как у учащихся формируются практические навыки, связывающие обучение с жизнью, развивается мышление и креативность, т.е. формируются универсальные учебные действия.
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
1.Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
2. Выдвижение гипотез их решения;
3.Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
4. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
6. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
В своей педагогической деятельности использую следующую типологию проектов.
По содержанию:
экологические, физико-географические, комплексные, краеведческие.
По способу преобладающей деятельности:
познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские, физико - географические.
По уровню интеграции:
1. Монопредметные (выполняются на материале географии).
2. Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике).
3.Надпредметные: «Национальные парки Северной Америки», «Практическое использование Антарктиды»(7 кл.), «Практическое использование Арктики» (7кл.) (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу).
По продолжительности выполнения проекта:
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
По включённости проектов в тематический план: текущие, итоговые.
По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
Подведем некоторые итоги: что же такое проект?
Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применятся на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.