МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №1 ИМЕНИ В.И.МУРАВЛЕНКО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ИНТЕНСИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
К ОЛИМПИАДАМ
«Практикум по выполнению заданий повышенного уровня сложности»
для учащихся 8-ых классов
Составитель: Мерзлякова И.И.,
учитель математики
2017 год
Пояснительная записка
Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления таких детей. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению математики. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с нестандартным мышлением, а знания необходимых математических правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.
Данная программа рассматривается как система использования математического аппарата в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания математики в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном математическом образовании и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по математике, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по математике.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.
Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении математики, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по предмету, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.
Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по техническим дисциплинам.
Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;
воспитание способности к личному самоопределению;
развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;
развитие компенсаторной компетенции;
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать коммуникативные знания для выполнения олимпиадных задач по математике;
изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам школьной программы, которые входят в основные части олимпиады;
ознакомить с форматом олимпиады;
развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;
сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий, а именно: аргументировано выражать своё мнение, проводить рассуждения и предлагать решения, корректно ставить вопросы; в процессе решения, излагать и обосновывать своё мнение;
научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
Содержание и формы работы:
Основные формы работы с одаренными учащимися:
групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися;
факультативы;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
научно-практические конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
конкурсы;
предметные недели (декады);
работа по индивидуальным планам.
Принципы работы с одаренными учащимися:
Принцип комфортности в любой деятельности;
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся и развития личности;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Принцип развивающего обучения;
Принцип добровольности и свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Функции учителя математики:
Выявление одарённых детей;
Создание для учащихся ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно- исследовательского уровней;
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности; Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Структура и основное содержание
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего-35часов. Целевая аудитория: школьники 8 класса.
Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
Учебный план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Олимпиадные задачи, их особенности. Числа и операции над ними | 2 |
2 | Логические задания с числами. Магические квадраты | 2 |
3 | Математические ребусы, головоломки, цепочки закономерностей | 1 |
4 | Математическая игра | 1 |
5 | Решение олимпиадных задач | 5 |
6 | Логические задачи. Поиск закономерностей. | 2 |
7 | Математические софизмы, фокусы и головоломки на плоскости. Тренинг внимания | 1 |
8 | Конкурс задач | 2 |
9 | Длина .Измерения. Исследовательская работа | 1 |
10 | Преобразования геометрических фигур на плоскости по заданной программе Свойства треугольников | 2 |
11 | Конструирование геометрических фигур | 1 |
12 | Китайская головоломка « ТАНГРАМ» | 1 |
13 | Решение логических задач Графическое моделирование | 2 |
14 | Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей | 2 |
15 | Решение конкурсных задач | 2 |
16 | Игра «Математическая шкатулка» | 1 |
17 | Свойства делимости натуральных чисел | 2 |
18 | Старинные задачи | 1 |
19 | Абсолютная величина. Решение уравнений. | 2 |
20 | Абсолютная величина. Построение графиков | 1 |
21 | Пробный тест в формате олимпиады | 1 |
Методические рекомендации по реализации учебной программы
Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.
Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным олимпиадным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности.
Программа может быть расширена за счет привлечения дополнительного материала для проведения тренингов или сокращена за счет уменьшения времени на объяснение математического материала при хорошей подготовке учащихся. Возможно предложить учащимся дополнительные тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой.
Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.
Оценивание знаний, умений и навыков
В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:
Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий)
Промежуточный
Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала
Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми математическим материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля является степень владения материалом.
Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.
По итогам прохождения курса учащиеся должны:
Овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий
знать/понимать:
нестандартные методы решения различных математических и творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики;
логические приемы, применяемые при решении текстовых задач;
способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации.
Уметь:
решать олимпиадные задачи;
решать задачи с элементами теории множеств и математической логики;
решать задачи прикладной направленности и проводить оценку явлений и событий с разных точек зрения;
работать с различными источниками информации, представлять информацию в различных видах;
проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты;
работать с программой «Живая геометрия», различными источниками информации.
В результате изучения курса учащаяся получит возможность:
улучшить результативность участия в творческих конкурсах и математических олимпиадах;
успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения;
Ожидаемые результаты
Главным результатом является готовность учащихся к участию в олимпиаде. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют основной математический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам олимпиады.
План работы с одарёнными детьми на 2017-2018 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Направления и формы работы |
1. | Диагностика одаренных детей, составление базы данных учащихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно- познавательный интерес. | Сентябрь | Анкетирование, Тестирование по предмету |
2. | Организация индивидуальной работы с одаренными детьми. | Сентябрь | Составление графика индивидуальных занятий. |
3. | Подготовка к олимпиаде. | Сентябрь-октябрь | Выработка рекомендаций учителя-предметника и психолога по подготовке к олимпиаде |
4. | Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по математике. | Октябрь | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий |
5. | Подготовка учащихся к участию в региональных и муниципальных олимпиадах. | Ноябрь | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий |
6. | Осуществление анализа участия в олимпиадах | Январь | Коррекционная работа через выполнение заданий |
7. | Привлечение одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. | Постоянно | Организация работы |
8. | Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня (Пермский чемпионат, УРФО) | В течение года | Индивидуальная работа |
9. | Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся. | В течение года | Создание видеороликов, организация международных праздников |
10. | Проведение предметной недели по математике с активным участием одаренных детей | По плану | Викторины, инсценировки, математические игры. |
11. | 1. Индивидуальные консультации по сложным вопросам | В течение года | Индивидуальные и групповые занятия. |
12. | Проектная деятельность учащихся на уроках математики. | В течение года | Индивидуальные и групповые занятия. |
13. | Проектная деятельность учащихся и участие в научно-практических конференциях | В течение года | Индивидуальные и групповые занятия. |
14. | Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми; | В течение года | Индивидуальная работа |
15. | Изучение опыта работы учителей по вопросу работы с одаренными детьми. | В течение года | Консультации с учителями, заседания МО |
16. | Создание банка олимпиадных заданий и исследовательских работ учащихся. | В течение года | |
17. | Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы работы на будущий год. | Май | |
18. | Организация и проведение консультаций при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, дополнительных занятий в летний период. | июнь | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №1 ИМЕНИ В.И.МУРАВЛЕНКО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ИНТЕНСИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
К ОЛИМПИАДАМ
«Практикум по выполнению заданий повышенного уровня сложности»
для учащихся 8-ых классов
Составитель: Мерзлякова И.И.,
учитель математики
2017 год
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании научно-методического совета Директор МБОУ «Школа №1 имени В.И.Муравленко»
(протокол №от) _________________________И.Н.Сасин
Заместитель директора: (приказ от № )
_______________(_________)