Учитель — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире — учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.
Просмотр содержимого документа
«Профессия - учитель»
Учитель — ныне одна из самых распространённых общественных профессий , возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире — учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.
Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. В Древнем Риме, например, от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. А в древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в ХХ веке до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
В профессии учителя различают ряд специальностей:
преподаватели в колледжах, университетах и других вузах;
преподаватель основной и старшей школы;
преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения;
преподаватель начальной школы;
преподаватель в системе специального образования;
преподаватель-организатор;
социальный педагог;
педагог дополнительного образования;
педагог-психолог;
педагог по физической культуре;
педагог профессионального обучения и другие.
Качества, необходимые для эффективной работы:
Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников;
Умение придать личностную окраску преподаванию;
Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я - концепции у воспитанников;
Умение управлять собой и детьми;
Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками;
Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность;
Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять.
Внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность
Ограничения профессии:отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги
Преимущества профессии:удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению