СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога».»

Тема: «Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога».

Выполнил учитель математики

высшей квалификационной категории

Государственного казенного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

при исправительном учреждении

ст.Александрийской, Ставропольского края

Овсянниковов Евгений Михайлович.



Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения учеников. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

При характеристике понятия "педагогическое мастерство" возникает ряд проблемных вопросов:

1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?

2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?

3. Что является критериями педагогического мастерства?

4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.

Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.

Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. Вот как выглядит сравнительная таблица деятельности учителя в традиционной и развивающей технологии обучения:

Вот как могут звучать современные заповеди учителю.

Заповеди современного учителя самому себе.

Прими все то, что есть в ученике, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.

Старайся ничему не учить ученика напрямую. Учись сам. Тогда ученик, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.

Ищи истину вместе с ними. Не задавай ученикам вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с учениками в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).

Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

(Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть ученики будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого)

Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм учителя. Выделяют такие компоненты педагогической техники:

Умение управлять собой: владение эмоциональным состоянием, техника речи. Умение взаимодействовать с личностью: организаторские, коммуникативные и оценочные умения.

Несколько примеров развития педагогической техники учителя:

1.Элементы мастерства в деятельности педагога.

Учителя - профессионалы, мастера своего дела – не просто заимствуют формы и приемы работы коллег, а овладевают ими творчески.

Мастерство учителя проявляется в умении находить наилучшую форму для выражения содержания обучения и воспитания.

Первым условием режиссуры урока и создания целостного произведения является наличие у педагога творческого замысла урока.

Второе, условие режиссуры урока учителем - продумывание им целей, которых он хочет достичь в работе с классом или отдельным учеником. Цель становится связующей идеей замысла. Именно она вместе с желанием педагога выразить себя в работе, потребностью в творчестве, приводит к тому, что все элементы замысла урока вырастают из единого общего корня.

Третье условие - ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий. Чтобы ответить на вопрос «как добиться, целостности урока?», сначала нужно ответить на вопросы:

«чего я хочу достичь?»

«для чего я предпринимаю те или иные действия?»

Что хочет сказать учитель данным уроком (идея) и для чего ему это необходимо (сверхзадача)?

Только после того, как он даст четкий и ясный ответ на эти вопросы, будет легко найден и ответ на вопрос «как?»

2. Передача ответственности учащимся.

Процесс передачи ответственности возможен не только в социальной сфере, но и в учебе. Ответственность учеников за достижения в ней - мечта, наверное, всех учителей.

Она состоит из нескольких этапов, следуя которым учитель может установить контакт с учеником, преодолеть у него отрицательное отношение к учебе и добиться того, чтобы он успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.

Передавать ученикам ответственность - работа психологически тяжелая для учителя. Многие учителя испытывают сомнения по поводу разумности таких шагов и боятся, что ученики выйдут из-под контроля. Происходит это потому, что учителя стремятся быть хорошими педагогами, а «хороший» в их понимании - тот, кто не дает ученикам ошибаться и всячески облегчает им жизнь.

Учителя ответственны и добросовестны. Именно поэтому они взваливают на себя ответственность не только за учеников, но и за все, что с ними может случиться в жизни. Передача ответственности – строится на доверии и уважении. И детям, и взрослым, в том числе и учителям, свойственно ошибаться.

При разработке своей профессиональной концепции, педагогу целесообразно учитывать показатели эффективности учебной деятельности.

Показатели эффективности учебной деятельности

- диагностическое мастерство учителя: его умение поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости учеников,

- организаторские данные учителя; организация познавательной деятельности учащихся таким образом, когда учебный материал становится предметом их активных действий (А.Н. Леонтьев, Т.И. Шамова);

- выбор методов и средств обучения таким образом, чтобы содержание учебного материала максимально и полно учитывало способность учеников к его усвоению и применению (Ю.К. Бабанский);

- воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием учеников, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим (Коротов, Б.Т. Лисачев);

- создание ориентировочной основы познания, при которой каждый учащийся знает, что и как изучать, что и где искать, какую информацию получать,

применять, использовать, по каким показателям;

- нравственно-психологическая атмосфера на уроке, стиль и тон отношений учителя с учениками и учащихся между собой;

- активная позиция учащихся на уроке, самостоятельность, активность, отношение к учителю; умение, способность правильно судить о качестве усвоения изучаемого материала (самоанализ, самооценка);

- усвоение ведущих идей науки, терминологии, понятийного аппарата.

В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и уровень применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого и интеллектуального мышления.

Основными показателями эффективности деятельности учителя принято считать: совершенствование учебного процесса, уровень сформированности предметных компетенций учащихся, повышение уровня воспитанности учеников, мастерство и педагогический профессионализм учителя.

В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при овладении учащимися основами наук, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями.



Список литературы

  • 1. Амонашвили Ш.А. Чтобы жизнь учителя состоялась // Педагогика наших дней. Краснодар, 2007. - 516 с.

  • 2. Джуринский А.Н. "История педагогики" - М.: ВЛАДОС, 2007. - 416 с.

  • 3. История педагогики Ч. 2 - с XVII в. до сер. XX в. /под ред. ак. Пискунова А.И. - М.: Т.Ц. "Сфера", 2007. - 350 с.

  • 4. История педагогики в России. Хрестоматия / сост. Егоров С.Ф. - М: "Академия", 2007. - 375 с.

  • 5. Кроль Т.Г., А.С. Макаренко - М.: "Просвещение", 2005. - 565 с.

  • 6. Макаренко А.С. "О воспитании" / сост. И авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик - М: Политиздат, 2007. - 615 с.

  • 7. Научно-теоретические основы личностно ориентированного образования // Личностно ориентированное образование: сущность, содержание, технологии. Ростов н/Д., 2005. - С. 5

  • 8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера",2006. - 240 с.

  • 9. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 400 с:

  • 10. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Издательство: Высшее образование, 2006. - 544 с.

  • 11. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания. Под ред. Кротова В.М. - М: Педагогика, 2007. - 560 с.

  • 12. Рогов Е.М. Личность учителя: теория и практика. - 2006. - 512 c.