ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.
Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.
Личность педагога в традиционной системе обучения:
При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания.
Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ.
Наблюдения на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность в межличностных отношениях. Как уже отмечали раньше, учитель идет в класс с главной целью - изложить школьникам новую информацию Опытный педагог знает, что информация учителя - это еще не знание ученика.
Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен мотивировать ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при этом возникает целый блок негативных психологических последствий. Известно, что учителям начальных классов удается сформировать навык беглого чтения почти у всех школьников, но при этом очень часто из-за сильного внешнего принуждения отбивается всякое желание читать. Поэтому в подростковых и старших классах учителя с горечью отмечают, что значительная часть учащихся мало читает, при этом допускают ошибки, а при обсуждении материала появляются затруднения в объяснении значений отдельных слов и выражений, фиксируется и непонимание смысла прочитанного, даже пересказ текста - труднейшая для многих задача. Не секрет, что именно этим и объясняется отставание многих детей в учении. Последствия принуждения проявляются у школьников в безынициативности, нежелании включаться в какие бы то ни было виды работ, общей апатии, а затем в полном исчезновении навыке
Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.
Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить |в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не |забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
Таким образом, исследуя личность учителя как педагога-профессионала, творческую личность, можно обратиться к историческому опыту суфийского учения в арабской традиции.
Восемь обязанностей учителя в суфийском учении
(Суфий-мудрец, учитель)
1. «Первая обязанность учителя - симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми». (Учитель должен заботиться о благополучии своих учеников в такой же степени, как отец или мать пекутся о своих детях. Учитель должен всегда помнить об их слабостях, но, как родители, быть способным любить их и за эти слабости.)
2.«Вторая обязанность учителя - следовать примеру Дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за, свою работу... не должен принимать ни платы, ни благодарности».
(Учитель обычно имеет определенное занятие, свое ремесло, так что не зависит от учеников материально. Учитель должен быть благодарен ученику за желание учиться. видеть плодов собственного труда, работать на отдаленное будущее...)
3. «Учитель никогда не должен отказывать ученику в совете и не
должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов
к этому».
4. «Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен действовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попреками...»
«Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о других науках перед учениками».
(Как часто мы забываем эту истину, считая свой предмет самым важным, а своих коллег менее компетентными. И еще: не так важно то, чему учится ученик, как то, чтобы он чему-нибудь учился.)
«Учитель должен ограничивать ученика тем, что тот способен понять, и не должен требовать от него ничего, чего его ум не способен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума».
«Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию…Обычно каждый считает себя способным овладеть любой наукой, как бы сложна она ни была. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума».
8. «Учитель должен делать то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова». Учитель в первую очередь не источник информации, а живой пример эффективности учения.
А вот как могут звучать современные заповеди учителю.
Заповеди современного учителя самому себе
Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
(Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью)
Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.
(Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)
Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.
Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).
Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.
(Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого)
Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм учителя. Выделяют такие компоненты педагогической техники:
Умение управлять собой: владение эмоциональным состоянием, физическое здоровье, социальная чувствительность, техника речи.
Умение взаимодействовать с личностью: организаторские, коммуникативные и оценочные умения.
Несколько примеров развития педагогической техники учителя:
1.Элементы мастерства в деятельности педагога.
Учителя- профессионалы, мастера своего дела – не просто заимствуют формы и приемы работы коллег, а овладевают ими творчески.
Мастерство учителя проявляется в умении находить наилучшую форму для выражения содержания обучения и воспитания.
Первым условием режиссуры урока и создания целостного произведения является наличие у педагога творческого замысла урока на основе:
а) осознания и анализа общих методологических и теоретических
позиций учителя (подходов, теорий, методологических принципов, технологий);
б) учета психологических особенностей учащихся и их особенностей как субъектов обучения;
в) планирования во времени (темпа, ритма отдельных частей урока);
г) пространственного решения (компоновки учеников в зависимости от целей урока и его частей, возможностей и необходимости передвижения по классу);
д) использования необходимого наглядного и звукового оформления.
Современные технологии преподавания основаны на том, что учитель не боится перемещать учеников в пространстве класса в соответствии с целями и формой урока. Помочь учителю могут несложные правила:
1) чем теснее круг детей, тем более неформально будет их общение друг с другом;
2) парты и любые другие преграды разъединяют людей, поэтому их использование приведет к большей формализации общения
Второе, условие режиссуры урока учителем - продумывание им целей, которых он хочет достичь в работе с классом или отдельным учеником. Цель становится связующей идеей замысла. Именно она вместе с желанием педагога выразить себя в работе, потребностью в творчестве, приводит к тому, что все элементы замысла урока вырастают из единого общего корня.
Третье условие - ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий. Чтобы ответить на вопрос «как добиться, целостности урока?», сначала нужно ответить на вопросы:
«чего я хочу достичь?»
«для чего я предпринимаю те или иные действия?»
Что хочет сказать учитель данным уроком (идея) и для чего ему это необходимо (сверхзадача)?
Только после того, как он даст четкий и ясный ответ на эти вопросы, будет легко найден и ответ на вопрос «как?»
2. Передача ответственности учащимся.
Процесс передачи ответственности возможен не только в социальной сфере, но и в учебе. Ответственность учеников за достижения в ней - мечта, наверное, всех учителей.
Она состоит из нескольких этапов, следуя им учитель может установить контакт с ребенком, преодолеть возникшее у него отрицательное отношение к учебе и добиться того, чтобы он успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.
Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету, предоставить ему возможность поверить в собственные силы и способность достичь успеха. (использовать не только личные качества учителя, но и всевозможные педагогические хитрости для того, чтобы у ребенка возникла вера в собственные силы)
Учитель должен оценить, что известно, а что нет ученику по предмету, с тем чтобы разработать программу обучения. Оценка обычно проводится с помощью специальных тестовых заданий.
Программу следует структурировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха
Учитель и ученик должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определять зоны трудностей.
Должна быть установлена система поощрения за успех и выполнение задания.
Передавать детям ответственность - работа психологически тяжелая для учителя. Многие учителя испытывают сомнения по поводу разумности таких шагов и боятся, что дети выйдут из-под контроля. Происходит это потому, что учителя стремятся быть хорошими педагогами, а «хороший» в их понимании - тот, кто не дает детям ошибаться и всячески облегчает им жизнь.
Учителя ответственны и добросовестны. Именно поэтому они взваливают на себя ответственность не только за взросление детей, но и за все, что с ними может случиться в жизни. Передача ответственности – строится на доверии и уважении. И детям, и взрослым, в том числе и учителям, свойственно ошибаться. Пусть ребенок приобретает опыт ошибок и их решения в детстве, когда он не несет груза ответственности за окружающих его людей.
При разработке своей профессиональной концепции, педагогу целесообразно учитывать показатели эффективности учебной деятельности.
Показатели эффективности учебной деятельности
диагностическое мастерство учителя: его умение поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей,
организаторские данные учителя; организация познавательной деятельности учащихся таким образом, когда учебный материал становится предметом их активных действий (А.Н. Леонтьев, Т.И. Шамова);
выбор методов и средств обучения таким образом, чтобы содержание учебного материала максимально и полно учитывало способность детей к его усвоению и применению (Ю.К. Бабанский);
воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим (Коротов, Б.Т. Лисачев);
создание ориентировочной основы познания, при которой каждый учащийся знает, что и как изучать, что и где искать, какую информацию получать, применять, использовать, по каким показателям;
нравственно-психологическая атмосфера на уроке, стиль и тон отношений учителя с учениками и учащихся между собой;
активная позиция учащихся на уроке, самостоятельность, активность, отношение к учителю; умение, способность правильно судить о качестве усвоения изучаемого материала (самоанализ, самооценка);
усвоение ведущих идей науки, терминологии, понятийного аппарата.
В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и уровень применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого и интеллектуального мышления.
Основными показателями эффективности деятельности учителя принято считать:
совершенствование учебного процесса
уровень сформированности предметных компетенций учащихся
повышение уровня воспитанности детей
мастерство и педагогический профессионализм учителя
В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при
овладении учащимися основами наук, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями.
Пожелание всем присутствующим:
1. Быть преданными ученикам и делу обучения
2. Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство
3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями
4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.