Профессиональная ориентация школьников в образовательном учреждении
Что определяет будущее...
Серьёзные изменения социально - экономических и технико - технологических условий, в которых происходит процесс самоопределения современного человека , требует пересмотра общепринятых подходов к организации и ведению профориентационной работы .
Школьная профориентация, актуальность...
Каждый ребенок рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии . В исследовании ИСМО РАО современной молодежи представлены следующие результаты социально - профессионального
самоопределения : не имеют представления об
её
особенностях деятельности выбранной профессии ,
сущности – 67% старшеклассников , при этом на выбор профессии у 46 % обучающихся влияет мнение родителей и родственников , а 50 % старшеклассников выбор будущей профессии никак не соотносят со своими реальными способностями и возможностями .
Требования к выпускнику школы...
-
Школьная профориентация...
Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально экономических , психолого - педагогических , медико - биологических и производственно технических мер по оказанию молодежи личностно - ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей , профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка , многоукладности форм собственности и предпринимательства .
Профориентация в школе – это комплекс целенаправленных мероприятий для выявления у школьников склонностей к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий , направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути . Реализуется непосредственно во время учебно - воспитательного процесса, а также во внешкольной и внеурочной работе с учащимися и их родителями .
Цель профориентационной работы в школе
Цель школьной профориентации - постепенное внутренней готовности к самостоятельному и
формирование осознанному
планированию, корректировке и реализации личных профессиональных планов . Специфической особенностью школьной профориентации является профориентационное воздействие на обучающихся со стороны субъектов учебно - воспитательного процесса, которое осуществляется систематически на протяжении всех лет обучения . Именно эта особенность предполагает преемственность, последовательность, дифференцированный подход в процессе управления профориентационным процессом школьников .
Форма и структура деятельности членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации
Программа профориентационной работы
- цели и задачи программы
- сроки реализации
- планируемые результаты
- этапы и содержание профориентационной работы
- критерии и показатели эффективности
Учитель технологии
в
работы
осуществлении в школе
Важная роль профориентационной принадлежит учителю
технологии.
Содержание возможность
«Технология»
дает
предмета
учителю ознакомить
учащихся со многими
профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.
Основные компоненты школьной профориентации
Профессиональная диагностика
Профессиональное просвещение
Профессиональная адаптация
Профессиональная консультация
Планирование
образовательной и профессиональной карьеры
Этапы организации профориентационной работы в школе
1 - 4
классы
Актуализация проблемы выбора профессии
Цель: Сформировать
первоначальное представление о
мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями
1 - 4
классы
Средства сопровождения
- общее знакомство с миром профессионального труда , включая : рассказы родителей и других специалистов о профессиях ;
- экскурсии на предприятия микрорайона , района , города ; практико - ориентированные проекты , реализуемые во внеклассной деятельности, в том числе в кружках и студиях технического и
- экскурсии на предприятия микрорайона , района , города ;
- практико - ориентированные проекты , реализуемые во внеклассной деятельности, в том числе в кружках и студиях технического и
художественного творчества ;
- творческие конкурсы практической направленности
- творческие конкурсы практической направленности
Этапы организации профориентационной работы в школе
Формирование профессиональной направленности
Цель : Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии
5 - 7
классы
Средства сопровождения
- использование профориентационного потенциала различных учебных предметов ;
- родительские мастер - классы по профессиям ;
- система ориентационных проектов , реализуемых во внеклассной деятельности ;
- экскурсии на предприятия ;
- творческие конкурсы профессионально - практической направленности ;
- работа обучающегося с личным предпрофессионально - образовательным портфолио ;
5 - 7
классы
Этапы организации профориентационной работы в школе
8 - 9
классы
Этап формирования профессионального самосознания
Цель: Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения
образования
Средства сопровождения
- использование профориентационного потенциала различных учебных предметов ;
- знакомство с перечнями профессий , специальностей и направлений , по которым осуществляется подготовка в системе профессионального и
высшего образования ;
- обсуждение потребительских профилей интересующих профессий ;
- обсуждение потребительских профилей интересующих профессий ;
- система предпрофильных элективных мини - курсов профессиональной направленности и профессиональных проб ;
- информационная работа с семьями , включая составление образовательной
карты города ;
- специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями ( диагностика , профессиональное и образовательное
- специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями ( диагностика , профессиональное и образовательное
консультирование , профориентационные тренинги , тематические конференции и телеконференции );
- знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях ;
- творческие конкурсы профессионально практической направленности ; летние профориентационные лагеря ; работа обучающегося с личным предпрофессионально образовательным портфолио
- творческие конкурсы профессионально практической направленности ;
- летние профориентационные лагеря ;
- работа обучающегося с личным предпрофессионально образовательным портфолио
8 - 9
классы
Этапы организации профориентационной работы в школе
Этап уточнения социально- профессионального статуса
Цель : Сформировать убежденность в правильности выбора профессии
10 - 11
классы
Средства сопровождения
- использование профориентационного потенциала
профильных учебных предметов;
- система профильных элективных профессиональных проб;
курсов и
ориентационная работа с
- специально организованная учащимися и их
родителями (диагностика,
профессиональное и образовательное консультирование, профориентационные тренинги, тематические конференции и телеконференции);
- внеклассная проектно исследовательская деятельность учащихся (включая исследование мира профессиональной деятельности).
- знакомство с опытом успешных профессионалов в
10 - 11
классы
различных предприятия,
отраслях (мастер классы, экскурсии на встречи, беседы, лекции, реализация
проектов под руководством профессионалов);
- творческие конкурсы практической направленности;
- летние профориентационные лагеря (смены);
- работа обучающегося с личным предпрофессионально образовательным портфолио
Интернет ресурсы по профессиональному самоопределению
Школьная профориентация
Профориентационная работа имеет важное значение в деятельности школы, так как
она связывает систему образования с экономической системой, потребности
учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый
выпускник школы находил более полное применение своим интересам,
склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе
общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Презентацию подготовила:
Сафонова Ольга Ивановна – учитель технологии МБОУ СОШ № 13 г.Орла