СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное развитие педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Профессиональное развитие педагога"

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное развитие педагога»

Профессиональное развитие учителя

Актуальность статьи определена тем, что любое общество, любая страна, которая беспокоится о будущем, должны ставить профессионализм учителя на первое место. Не вызывает сомнения тот факт, что учитель, являющийся для детей «проводником в мир знаний» должен быть высококвалифицированным специалистом в своей области.

Хорошо известно, что качество и степень успеваемости учащихся в первую очередь определяются компетентностью, чуткостью и мотивацией самого учителя. Несмотря на педагогическое мастерство, педагогический опыт, должность, желание, нужно «претворять учебу в жизнь».

Постоянное размышление, оценка и анализ учителей своей собственной практики являются необходимыми элементами их профессионального развития, поскольку они могут помочь им в построении новых теорий преподавания и улучшении их успеваемости. Действительно, критическое отношение к опыту преподавания и мотивация к изменениям и улучшениям имеют важное значение для профессионального развития учителей.

Стать профессионалом в своей работе – значит быть максимально адаптивным.  Современные учителя должны быть не только экспертами в своей работе, но и иметь адаптивные способности, как к нововведениям, так и к потребностям своих учеников.

Профессиональное развитие учителя - непрерывный процесс, который имеет несколько взаимодополняющих составляющих, это - педагогические навыки, педагогическая теория, профессиональные навыки.

Под педагогическими навыками понимают теорию обучения и практику в различных техниках, подходы и стратегии, которые помогут учителям планировать и организовывать собственную деятельность.

Педагогическая теория включает философскую, социологическую и психологическую позиции, которые позволяют учителям иметь прочную основу для практики преподавания в классе.

Профессиональные навыки – это методы, стратегии и подходы, помогающие учителям работать над развитием профессии. Они включают в себя навыки межличностного общения, навыки консультирования, навыки работы с компьютером, поиск информации, навыки управления и, прежде всего, навыки к обучению (развитию) на протяжении всей жизни. Следует сказать, что личное развитие (саморазвитие) учителя также в определенной степени отражается на уровне его профессионализма.

Личное развитие (саморазвитие) -  это обладание личными сильными сторонами и характеристиками, которые помогают учителям определять и осмысливать свою педагогическую практику и самих себя как личности. Это происходит за счет развития необходимых жизненных навыков, которые могут помочь им расти в своей профессии и за ее пределами.

Организованность, решение проблем, вовлечение учеников и забота о них - одни из ключевых жизненных навыков, которые необходимы учителям в этой профессии.

Профессиональное развитие, также называемое профессиональным обучением учителей, уже занимающихся профессиональной практикой, представляет собой процесс развития необходимой базы знаний и навыков, необходимых учителям для эффективного выполнения своей роли.

Профессиональное развитие и обучение - не синонимы. Профессиональное обучение учителя - это не только изучение новых теоретических идей и предложений по обучению, но и их опробование и изучение того, как сделать их более эффективными в контексте их преподавания.

Профессиональное развитие включает обучение, но при этом подчеркивает, что учителя лучше осведомлены о контекстах своего обучения и о том, как применять такие практические навыки в этих контекстах. Это связано с тем, что преподавание - сложная работа, которая требует от учителя большей гибкости и творческого подхода, чтобы успешно справляться с неожиданностями и удовлетворять потребности разных учеников в каждом классе.

Иными словами, цель профессионального развития состоит в том, чтобы помочь учителям научиться приспосабливать свое преподавание к учебным потребностям учащихся через понимание «почему» или обоснования любого педагогического решения или выбора в контексте их преподавания.

Следовательно, эффективное профессиональное развитие должно побуждать учителей экспериментировать с новыми идеями или инструментами в контексте их преподавания, размышлять о том, как они влияют на обучение своих учеников, принимать дальнейшие решения для достижения намеченных целей и делиться своим опытом. Его элементы должны включать в себя сеансы рефлексивного обсуждения, основанные на предыдущем и текущем опыте в классе, совместное обучение, рефлексивные дневники / журналы или портфолио, а также мероприятия под руководством учителя, которые предоставляют множество возможностей для выбора учителей, самостоятельности и активного обучения.

В настоящее время для эффективного профессионального роста учителей есть все условия. Многие колледжи и университеты, которые дают учителям возможность получить новые знания без отрыва от работы.

При университетах и на сайтах образовательных порталов педагог может в удобное для него время пройти курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, прослушать веб-семинары по самым разным темам, изучить актуальную информацию и публикации по своей специальности/предмету.

Отмечу, что кроме запланированных программ, направленных на удовлетворение потребности педагога в профессиональном развитии (формальное профессиональное развитие), профессиональное развитие может происходить и по личной инициативе учителя (неформально).

Для этого также есть много возможностей и ресурсов. Образовательные порталы включают в себя «личный кабинет педагога», где учитель может: не только изучить информацию, но и опубликовать личные разработки уроков, статьи, презентации и прочий материал учебного характера.

Итак, профессиональное развитие учителя – сложный процесс, который происходит, когда проявляются все аспекты развития: личное, профессиональное и социальное развитие. Это объяснимо тем, что все, что воздействует на мозг отражается на эмоциях.

Положительные эмоции (мотивация) повышают вовлеченность в учебную деятельность. Качественные знания и понимание имеют первостепенное значение для познания. Кроме того, решающее значение имеет социальный характер обучения, поскольку этот процесс активно строится через социальное взаимодействие и переговоры с другими.

Примечательно, что все составляющие развития учителя взаимосвязаны - каждый аспект развития зависит от других аспектов. Например, учитель, который не может управлять своими эмоциями, вряд ли сможет эффективно контролировать или управлять своим классом, а значит и качественно взаимодействовать со своими учениками. Поэтому, все обозначенные типы развития являются предполагаемым результатом любого намерения и программ повышения квалификации учителя.

Таким образом, процесс профессионального развития учителей непрерывен и бесконечен - даже если учитель уже достиг в своей профессиональной деятельности высокого уровня, ему все равно нужно учиться. В нашем быстро меняющемся мире подготовка квалифицированных рабочих и заинтересованных граждан постоянно меняет «правила игры».

Следовательно, профессиональное развитие учителя должно быть страстью, заботой и инициативой каждого учителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!